План работы на ноябрь 2018г. в младше-средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

План работы на ноябрь 2018г.

Тема недели " Путешествие по стране"

Цель: Создать условия для развития любознательности, географического мышления, воспитывать уважение к людям, в разных уголках страны.

Итиговое мероприятие: выставка рисунков " Города, где мы побывали".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы на ноябрь 2018г. в младше-средней группе

Тема недели: «Путешествие по стране».

Цель: Создать условия для развития любознательности, географического мышления. Воспитывать уважение к людям, живущим в разных уголках страны.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Города, где мы побывали».

Дата

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Создание/организация предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки  детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

26.11.2018г.

Познавательно-исследовательская деятельность.

(Формирование целостной картины мира/экологическое воспитание)

Тема «Вода волшебница, вода труженица»

Интеграция ОО

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды ее значение в жизни человека, растений и животных.

Задачи: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о свойствах воды и, о ее значении в жизни животных, растений и человека, роль в природе. Закрепить названия водного транспорта. Развивать мышление, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов

Материал:

По три стакана на каждого ребёнка, один с водой, другой с молоком, третий пустой;

Цветные полоски бумаги;

Крупа греча;

Соль, сахар;

Проектор, монитор.

Методы и приемы:

- наглядные: презентация.

- словесные: вопросы детям, ответы детей, чтение загадок

-практические: опыты с водой.

Двигательная деятельность

(Физическая культура)

По плану физ. руководителя

УТРО:

Индивидуальная работа с Ваней, Богданом. Беседа «Что ты знаешь о нашем городе».

Цель: Закреплять знания детей о названии, достопримечательностях родного города. Воспитывать чувство гордости за малую Родину.

Труд в уголке природы 

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой салфеткой). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или салфетками, соблюдая осторожность.

Утренняя гимнастика

Хоровод «Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.

Слова: - дети встали в кружок

              увидали флажок,

               Кому дать, кому дать

               Кому флаг передать

               выйди, Саша в кружок,

               Возьми Саша флажок

Самообслуживание 

Игровая ситуация «Мы большие»

Цель: Закрепляем, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу.

Беседа «Мы живем в России»

Цель: Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме. Воспитывать любовь к Родине.

Развивающая игра «Строительство домов» (палочки Кюизнера)

Цель: Учить детей моделировать предметы из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?; украшать дома российским флагом.

ПРОГУЛКА №1

«Наблюдение за солнцем».

Цель: Дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений, развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Солнечный или пасмурный сегодня день?

Назовите предметы, которые солнце освещает во время утренней прогулки; во время вечерней прогулки?

Что будет с растениями и животными, если всё время будет ночь и холодно, и солнце не будет светить?

Вывод: В ясную погоду солнце светит ярче. В пасмурную погоду оно прячется за тучи и облака.

Словарь: солнце встало, греет, освещает, светит.

Художественное слово: Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет (Солнце).

Трудовая деятельность:

Расчистить дорожки от снега, ведущие к участку.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Подвижная игра: «Самолёты».

Цель: учить ловкости движений, действовать после сигнала.

Сюжетно-ролевая игра: «Лётчики».

Задача: расширять знания детей о профессии – лётчик, формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Индивидуальная работа с Мартой и Амалией.

ГСР: множественное число.

Цель: продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии).

Внести для рассматривания альбом «Наш город Октябрьск».

Внести атрибуты к С/р игре «Больница»: медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Вынести на прогулку совочки, лопатки, санки, ведерки.

Порекомендовать родителям, совместно с детьми изобразить флаг России любым способом.

Вторник

27.11.2018г.

ВЕЧЕР:

Гимнастика после сна, ходьба по корригирующим дорожкам

Чтение художественной литературы.

 З. Александрова «Родина».

Цель: Закреплять представления о жанровых особенностях стихотворения, его отличии от сказки и рассказа; учить: понимать образное содержание произведения.

Посещение музея «Русская изба» 

Цель: познакомить детей с жизнью, традициями, бытом русских семей в прошлые времена. Тут детям предлагается увидеть простоту и красоту предметов домашнего обихода – посуду, одежду, обувь, детские игрушки того времени (тряпичные куклы), предметы обихода из бересты – туеса, лукошки и т.д.

Хоровод «Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Раздувайся пузырь

 раздувайся большой

 Оставайся такой

 Да не лопайся

 он летел, летел, летел

 Да за веточку задел

 ш-ш-ш. лопнул пузырь

Хозяйственно-бытовой труд 

«Мытьё крупного конструктора»

Цель: Упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде с взрослыми.

Индивидуальная работа с Сережей О., Марком. Игра «Кому, что надо»

Цель: Закреплять названия профессий, называть атрибуты, необходимые для той или иной профессии, развивать речь.

ПРОГУЛКА №2

  1. Наблюдение:

 «Наблюдение за ветром».

Цель: учить определять направление и силу ветра; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к явлениям природы.

Ход наблюдения:

Наблюдение за деревьями.

С какой силой дует ветер?

С какой стороны дует ветер? Как можно назвать погоду, если дует сильный ветер? Как пахнут цветы?

 Вывод: о силе ветра можно судить по состоянию окружающих деревьев.

 Словарь: сильный, слабый ветер, качает, ломает.  

Художественное слово: 

Невидимка озорной, 

Всё играет он  трубой, 

Листья в воздухе кружит, 

И куда-то он спешит. (Ветер).

  1. Трудовая деятельность:

Смести снег с крылечка

Цель: Учить, правильно пользоваться веником, воспитывать трудолюбие.   

Подвижная игра: «Бездомный заяц».

Цель: учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на поезде»

Цель: развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Индивидуальная работа с Никитой Р., Дамиром О. «Мишка»

Цель: продолжать учить детей рисовать медведя палочкой на снегу, передавать характерные признаки.

В центр творчества поместить природный материал: семена растений, веточки, шишки, высушенные листья.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Внести атрибуты к с/р игре «Принимаем гостей»: набор чайной посуды, салфетки, фартучки, атрибуты для ряженья.

Создать условие для самостоятельной двигательной деятельности детей. Вынести флажки, вертушки, лопатки, санки.

Предложить маме Дамира разучить с сыном татарскую потешку, а маме Аннамарии армянскую народную потешку.

Среда

28.11.2018г.

Коммуникативная деятельность

(Развитие речи)

«Описание игрушек-белки, зайчика, мышонка»

Интеграция ОО

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушках; ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существителными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменишительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук «Ш», изолированный и в словах; правильно регулировать темп речи, силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

Методы и приемы:

- наглядные: рассматривание картинок.

- словесные: Вопросы к детям, ответы детей,

-практические: физкультминутка.

Материалы и оборудование:

Большой медведь, картинки с изображением предметов со звуком «ш»

Ушакова О.С. стр.131

Музыкальная деятельность

(Музыка)

По плану муз. руководителя

УТРО:

Индивидуальная беседа с Викой Ш., Германом «Флаг, герб». 

Цель: Систематизировать знания детей о символике государства.

Д/и «Найди лишнее»

Цель: закрепить знание названий одежды; совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.

Развивающая игра «Запасы на зиму». (Блоки Дьенеша)

Цель: Продолжать учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам; обобщать объекты по трем свойствам одновременно: форма, цвет, размер.

Утренняя гимнастика

Беседа с Марком «Чистота-залог здоровья»

Цель: продолжать воспитывать КГН у ребенка, желание поддерживать чистоту тела, следить за своим внешним видом.

Хоровод «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

ПРОГУЛКА №1

Наблюдение за небом

Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения:

Что вы видите на небе? (облака). Как можно сказать, какое сегодня небо?

На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Облака движутся или неподвижны? Что делает ветер с облаками?

Вывод: В разную погоду и небо бывает разным.

Словарь: ясная погода, облака кучевые, облака движутся.

Художественное слово: Облака, облака - кучерявые бока. Легкие, воздушные, ветерку послушные.

Трудовая деятельность:

Насыпать корм в кормушки.

Цель: Продолжать воспитывать стремление помогать птицам, пережить холодное время года, побуждать оказывать им помощь, следить, чтобы кормушки не были пустыми.

Подвижная игра: «Лиса в курятнике».

Цель: учить, мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевать друг друга.

Сюжетно-ролевая игра: «Лётчики»

Цель: закрепить знание о воздушном транспорте; расширять знания о работе лётчиков.

Индивидуальная работа с Лизой Р. и Сашей

ФЭМП: широкая и узкая дорожка.

Цель: закрепить понятия «широкий», «узкий».

Внести иллюстрации, картинки, фото с изображением национального костюма, флага, герба России, известных памятников,

Достопримечательностей и др.

Внести шапочки для самостоятельной театрализованной деятельности.

Внести атрибуты к с/р игре «Магазин «Фрукты-овощи»: комплект овощей и фруктов, сумочки, корзинки, халат продавца, кассу.

Вынести на прогулку лопатки, ведерки, санки, игрушечные самолёты, предметы - заместители.

Рекомендовать родителям вместе с детьми сделать подборку иллюстраций «Столица - моя Москва».

Четверг

29.11.2018г.

Познавательно-исследовательская деятельность

(Формирование элементарных математических представлений)

Тема: «Пара»

Интеграция ОО

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

Уточнить понимание детьми слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умения определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Методы и приемы:

Наглядные: показ демонстрационного материала.

Словесные: объяснение, вопросы детям, ответы детей.

Практические:  игры.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Игрушки зайца, варежка, изображение коньков, лыж, спиц, ботинок, носков, мужчины, женщины, мальчика, девочки.

Раздаточный материал:

Геометрическое лото.

Петерсон Л.Г. «Игралочка»

Стр. 144

Двигательная деятельность

(Физическая культура)

По плану физ. руководителя

УТРО:

Индивидуальная работа с Никитой Ш., Гришей

Ситуативная беседа « Выполняй правила уличного движения»

Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить, правильно переходить улицу в местах, где нет светофора.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» (Троллейбус)

Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя.

Развивающая игра «Бусы» (Палочки Кюизнера)

Цель: Учить классифицировать предметы по длине; сравнивать группы по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько-сколько); соотносить цвет с числом.

Хоровод «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Утренняя гимнастика

Беседа «Давайте дружить» №1

Цель: дать первоначальные знания о армянском народе, традициях, костюме,  Развивать речь, расширять словарный запас;

Воспитывать любовь к Родине.

Чтение художественной литературы. (Ознакомление с устным народным творчеством) 

Армянская народная  сказка

«Каждый своё получил». 

Цель: Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям.

Подготовка к сюжетно ролевой игре 

ПРОГУЛКА №1

Наблюдение: «Одежда людей».

Цель: расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека.

Ход наблюдения: Обратите внимание на одежду людей. Назовите и опишите её. Почему люди стали одеваться теплее? Почему осенью одежда людей меняется, с чем это связано? Поговорить о связи между одеждой людей и шкурой животных.

Вывод: Животные приспосабливаются к холодному сезону - меняют шубки, а человек меняет одежду.

Словарь: одежда, шкура.

Трудовая деятельность:

Сгребание снега с дорожек

Цель: приучать детей доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра: «Найди себе пару».

Цель: развивать внимательность, координацию движения.

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин».

Цель: воспитывать умение вести себя в общественных местах, формировать умение находить предметы заместители для игры.

Индивидуальная работа:

ОВД: метание снежка в цель.

Цель: развивать ловкость и глазомер.

Вечер:

Гимнастика после сна

Беседа: «Я люблю тебя, Россия».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к своей стране. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну. Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Армянская нар. Игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Цель: Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по городу»

Цель: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать их в игре; продолжать развивать речь,  пополнять представление о городе, профессиях.

Индивидуальная работа «Кто больше скажет добрых и теплых слов» с Матвеем С, и Матвеем Г.

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие.

ПРОГУЛКА №2

Наблюдение:  «Долгота дня».

Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи с освещением.

Ход наблюдения: воспитатель ежедневно отмечает с детьми солнечный или пасмурный день, места участка которые освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. Назовите предметы, которые солнце освещает во время утренней и вечерней прогулки.

Вывод: Тень перемещается от того что солнце совершает определенный путь и с каждым днем все позже бывает у одной и той же точки. Солнце совершает определенный путь, сейчас осень и путь солнца короче.

Словарь: долгота дня, тень.        

Трудовая деятельность: «Уборка территории».

Цель: приучать работать сообща.

Подвижная игра: «Солнечные зайчики»

Цель: учить детей реагировать на сигнал.

Сюжетно - ролевая игра: «Семья»

Цель: побуждать детей воспроизводить в играх быт семьи.

Индивидуальная работа с Викой Ш.

«домашние животные».

Цель: повторить название домашних животных и их детёнышей.

Внести иллюстрации, картинки, фото с изображением национального костюма, флага, герба Армении, известных памятников,

Достопримечательностей и др.

Внести атрибуты к с/р  игре «Шоферы»: Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Вынести лопатки, ведерки, формочки, клюшки и шайбы.

Внести атрибуты к с/р игре «У врача»: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Рекомендовать родителям закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, поиграть в игры «Где находится предмет», «Найди предмет такой же формы», «Давй посчитаем».

Пятница

30.11.2018г.  

ВЕЧЕР:

Гимнастика после сна

Беседа «Давайте дружить» №2

Цель: дать первоначальные знания о татарском народе, традициях, костюме,  Развивать речь, расширять словарный запас;

Воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к традициям дружественных народов.

Татарский нар. Хоровод «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая», плетень. При этом поют:
Вейся, ты вейся,
Капуста моя!
Вейся, ты вейся,
Виловая моя!
Как мне, капустке,
не виться,
Как мне, виловой,
не свиться.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой
Частый сильный дождик.
Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки.

Цель: приучать детей в деятельности в коллективе, развивать у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действие друг друга, воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Совместно с детьми создать в группе мини музей «Дружат дети всей страны»

Цель:  развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к родному краю, формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России»

Цель: Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. Закреплять знания о видах транспорта, правилах дорожного движения.

Дидактические игры “Исправь ошибки”, “Закончи предложение”. Со всеми детьми.

Цель: развитие грамматически правильной речи.                                                            

Индивидуальная работа с Дамираном. 

Цель: Закрепляем навыки работы с пластилином. Тренируемся в скатывании и шарика круговыми движениями рук и приема оттягивания..

ПРОГУЛКА №2

Наблюдение «За зимним небом»

Цель: воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на красоту зимнего неба. Небо кажется высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватывает с собой из воздуха частички пыли и грязи, поэтому воздух становится чистым, его хочется вдыхать снова и снова.

Вывод: Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков.

Словарь: воздух, осадки, облака, небо.

Художественное слово: Выше леса, выше гор, Расстилается ковер. Он всегда-всегда раскинут, Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он нежно-голубой. (Небо)

Трудовая деятельность:

 «Уборка снега».

Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Игровая деятельность:

Подвижная игра: «Мы - веселые ребята».

Цель: повышать двигательную активность.

Сюжетно – ролевая игра: «Семья».

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Индивидуальная работа:

ОВД: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с
продвижением вперед на расстоянии 2-3 м.

Внести иллюстрации, картинки, фото с изображением национального костюма, флага, герба Татарстана, известных памятников,

Достопримечательностей и др.

Внести атрибуты к с/р игре «Стройка».

Игры с выносным материалом: лопатки, санки, шайба, клюшки.

Рекомендовать родителям в выходные дни посмотреть мультфильмы, снятые по сюжетам русских народных, армянских, татарских сказок.

Армянская народная сказка. «Бесхвостая лиса».                                                                                                                                                                  

    Было ли, не было - жила старуха. Подоила она свою козу, поставила кувшин на землю, а сама пошла за щепками и хворостом, чтобы огонь разжечь, молоко вскипятить.

Приходит лиса, суёт нос в кувшин и начинает лакать молоко. Старуха набросилась на неё, хвать мотыгой - и отрубила ей хвост.

Бесхвостая лиса отбежала, взобралась на камень и стала упрашивать:

 - Бабушка, бабушка, отдай мне хвост! Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: "Где ты пропадала, бесхвостая лиса?"
Старуха ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне молока.

Лиса идёт к корове:

- Коровушка, коровушка, дай мне молока! Отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Корова ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне травки.

Лиса идёт к полю:

- Полюшко, полюшко, дай мне травы: отнесу траву корове - корова даст мне молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Поле ей в ответ:

- А ты поди, принеси мне воды.

Лиса идёт к роднику:

- Родничок, родничок, дай мне воды! Отнесу воду полю - поле даст мне травы, отнесу траву корове - корова даст молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Родник ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне кувшин.

Лиса идёт к девушке:

- Девушка, девушка, дай мне свой кувшин! Отнесу я кувшин роднику - родник даст мне воды, отнесу воду полю - поле даст мне травы, отнесу траву корове - корова даст мне молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Девушка ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне бусы.

Лиса идёт к разносчику:

- Разносчик, разносчик, дай мне бусы! Отнесу бусы девушке - девушка даст мне кувшин, отнесу кувшин роднику - родник даст мне воды, отнесу воду полю - поле даст мне травы, отнесу траву корове - корова даст мне молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Разносчик ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне яичко.

Лиса идёт к курице:

- Курочка, курочка, дай мне яичко! Отнесу яичко разносчику - разносчик даст мне бусы, отнесу бусы девушке - девушка даст мне кувшин, отнесу кувшин роднику - родник даст мне воды, отнесу воду полю - поле даст мне травы, отнесу траву корове - корова даст мне молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Курица ей в ответ:

- А ты ступай, принеси мне зёрнышек.

Лиса идёт к молотильщику:

- Молотильщик, молотильщик, дай мне зёрнышек! Отнесу зёрнышки курице - курица даст мне яичко, отнесу яичко разносчику - разносчик даст мне бусы, отнесу бусы девушке - девушка даст мне кувшин, отнесу кувшин роднику - родник даст воды, отнесу воду полю - поле даст мне травы, отнесу траву корове - корова даст мне молока, отнесу молоко старухе - старуха отдаст мне хвост. Прилажу я его и побегу своих подруг догонять. Не хочу, чтобы говорили: «Где ты пропадала, бесхвостая лиса?»

Молотильщик сжалился над лисой, дал ей горсточку зёрнышек.

Лиса отнесла зёрнышки курице - курица дала яичко, отнесла яичко разносчику - разносчик дал бусы, отнесла бусы девушке - девушка дала кувшин, отнесла кувшин роднику - родник дал воды, отнесла воду полю - поле дало травы, отнесла траву корове - корова дала молока, отнесла молоко старухе - старуха отдала ей хвост. Приладила лиса хвост и побежала, своих подруг догнала.

Татарская народная сказка «Гульчечек».

В давние-предавние времена жила в темном лесу старуха-убыр — ведьма. Была она злая-презлая и всю жизнь людей на плохие дела подбивала.

А у старухи-убыр был сын. Пошел он раз в деревню и увидел там красивую девушку, по имени Гульчечек. Понравилась она ему. Утащил он ночью Гульчечек из родного дома и привел к себе в дремучий лес. Стали они жить втроем.

Собрался однажды сын убыр в дальнюю дорогу.

Осталась Гульчечек в лесу со злой старухой. Затосковала она и стала просить:
 — Пусти меня к моим родным погостить! Соскучилась я здесь.

Не отпустила ее убыр.

 — Никуда, — говорит, — я тебя не отпущу, живи здесь!

Собрался однажды сын убыр в дальнюю дорогу.

Осталась Гульчечек в лесу со злой старухой. Затосковала она и стала просить:
 — Пусти меня к моим родным погостить! Соскучилась я здесь.

Не отпустила ее убыр.

 — Никуда, — говорит, — я тебя не отпущу, живи здесь!

Уйдет убыр из избы, а сама запрет Гульчечек на крепкий замок!

Только случилось раз, что убыр ушла в лес на всю ночь и забыла запереть дверь. Увидела Гульчечек открытую дверь, обрадовалась. Стала собираться в дорогу. Собирается она, а сама песню поет:

Стало в лесу светло,
В небе луна взошла.
Выну из печки беляши,
В гости домой пойду!

Вынула Гульчечек из печи беляши, завернула их в платок и вошла поскорее к родным в деревню. А убыр вернулась домой, видит: нет Гульчечек и беляшей нет.

Разозлилась убыр. Обернулась серым волком и пустилась за Гульчечек в погоню.

Бежит она, обнюхивает дорогу, высматривает следы, а сама хриплым голосом поет:

Хвост мой, как сноп ржаной,
Машу я хвостом и рычу:
Беляши мои отдай —
Не то на куски разорву,
Не то на куски разорву!

Услышала Гульчечек песню старухи-убыр — испугалась. Отдала бы она беляши, только уж нету ни одного — съела их Гульчечек...Оглянулась она по сторонам. Туда посмотрела, сюда посмотрела — видит, стоит неподалеку старый, дуплистый вяз, ветки во все стороны широко раскинул. Подбежала к нему Гульчечек, запела:

Развесистый вяз,
Тенистый вяз!
Злая убыр меня догоняет.
Спрячь поскорей меня, вяз!
Укрой поскорей меня, вяз!

Пожалел старый вяз Гульчечек. Раскрыл свое дупло, в котором белка зимой орехи прятала, в котором сова днем отдыхала. Гульчечек забралась в дупло и притаилась там.

Подбежала убыр к вязу. Стала землю когтями царапать, стала выть да рычать. Всю ночь от вяза не отходила. А Гульчечек сидит в дупле и голоса не подает. Как только взошло солнышко, испугалась убыр светлого дня и убежала к себе домой.

Выбралась Гульчечек из дупла, поблагодарила вяз за приют и побежала дальше. А убыр дождалась вечера, снова обернулась волком и опять пустилась в погоню за Гульчечек. Напала на ее след и запела:

Хвост мой, как сноп ржаной,
Машу я хвостом и рычу:
Беляши мои отдай —
Не то на куски разорву,
Не то на куски разорву!

Услышала Гульчечек голос убыр — совсем оробела, не знает, что и делать. Оглянулась она по сторонам. Туда посмотрела, сюда посмотрела — увидела круглую полянку, а на полянке маленькое озеро. Стала Гульчечек просить:

Озеро серебряное, полноводное!
Догоняет меня старуха-убыр.
Спрячь поскорей меня, озеро!
Укрой поскорей меня, озеро!

Пожалело озеро Гульчечек. Взволновалось, выплеснулось из берегов, окружило то место, где Гульчечек стояла, оградило ее от убыр глубокой водой.

Всю ночь выла старуха-убыр, всю ночь царапала когтями камни на берегу озера, а добраться до Гульчечек так и не могла.

Как только занялась утренняя заря, побежала убыр от озера в темный лес. Тут озеро взволновалось, отхлынуло в сторону, на свое прежнее место, и Гульчечек вышла на сушу. Поблагодарила она озеро за приют и поспешила дальше.

Шла она, шла — вот и утро прошло, и день миновал, и снова вечер настал. Вышла Гульчечек к опушке леса. Отсюда и родная деревня видна. Думала Гульчечек, что беда уже прошла, да не тут-то было! Злая убыр обернулась опять волком, бежит по пятам, совсем догоняет, вот-вот схватит... А сама воет:

Хвост мой, как сноп ржаной,
Машу я хвостом и рычу:
Беляши мои отдай —
Не то на куски разорву,
Не то на куски разорву!

Испугалась Гульчечек. Куда деться? Куда спрятаться?. Оглянулась она по сторонам. Туда посмотрела — увидела на краю поля высокую березу. Забралась поскорее на самую верхушку, села на ветку и сидит.

А убыр подбежала и стала когтями подрывать корни у березы. Сама от злости воет и рычит.

«Неужели погубит меня злая старуха-убыр? — думает Гульчечек. — Неужели не увижу я больше мать, отца?..»

Тут подлетел скорец и сел на вершину березы. Стала Гульчечек просить его:

Черноглазый скворушка,
Чернокрылый скворушка!
Возьми волосок из моей косы,
Возьми родным его отнеси,
Отнеси поскорей, скворушка!

Вырвала Гульчечек два волоска из косы и подала их скворцу. Схватил скворец волоски и полетел к дому Гульчечек, к ее матери, отцу. Прилетел и повесил волоски на ворота.

Вышел тут к воротам старший брат Гульчечек, увидел волоски и говорит:
 — Это мой конь терся гривой о ворота и свои волоски оставил. — Снял он волоски и натянул их вместо струн на свою скрипку.
 — Дай-ка я попляшу да на скрипке поиграю! — говорит его жена. Взяла она скрипку и только притопнула ножкой, только коснулась струн, как запели струны голосом Гульчечек:

Плясовую не играй:
Поясница болит.
Ножками не топай:
Головушка болит!

Удивилась жена брата:
 — Ой, вы только послушайте: скрипка человечьим голосом поет! Не велит плясовую играть, не велит ножками топать!

Взял брат скрипку в руки. Не успел струны тронуть, как скрипка сама запела голосом Гульчечек:

Не тронь, не тронь, братец:

Голова болит.
Не щипли ты струны:
Волосы болят!..
На опушке леса белая береза,
На ее вершине Гульчечек.
У корней березы воет злая убыр,
Корни подрывает,
Гульчечек погубит.
Не играй ты, братец, скрипку отложи,
На опушку леса ко мне поспеши!

Не стал брат раздумывать, взял тяжелую дубину, вскочил на коня и помчался на опушку леса.

А убыр уже подрыла корни у березы. Шатается, качается береза — вот-вот упадет!

Подскакал брат к старухе-убыр, ударил ее своей тяжелой дубинкой. Упала злая убыр и крикнуть не успела.

Брат снял Гульчечек с березы, посадил на коня и привез домой, к отцу, к матери.

Обрадовалась мать, обрадовался отец. Стали они жить все вместе дружно и счастливо...

Я у них был — вчера пошел, сегодня вернулся. Чаю с медом напился, пирогов наелся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на ноябрь 2014 в подготовительной группе

В нашем садике мы работаем по таким планам... Может кому и пригодиться......

План работы с родителями во второй младшей - средней группе на 2017-2018 учебный год.

План работы с родителями во второй младшей - средней группена 2017-2018 учебный год....

Перспективный план работы на ноябрь в подготовительной группе

Ноябрь. Организованно-образовательная деятельность...

План работы с родителями в 2 младшей , средней и старшей группе.

План работы с родителями в 2 младшей , средней и старшей группе....