Методическая разработка КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию и с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной группы «Народные традиции»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Павлова Ирина Александровна

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. В работе с детьми я выбрала высказывание Д.Лихачева:«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Художественно творческая деятельность, и в частности рисование, — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Задача педагога научить чувствовать, сопереживать, радоваться. Уметь чувства, переживания, радость отражать на бумаге, через нетрадиционное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_traditsii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 82 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию и с использованием нетрадиционных техник рисования

для детей подготовительной группы

 «Народные традиции»

                                                                                                                                                  Воспитатель: Павлова Ирина Александровна

                                                                                                                                                                         высшая категория                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         Санкт-Петербург

2018г

План - конспекта

Тема: «Народные традиции»

Цель: расширить знания детей о  богатстве  русской культуры через фольклор и нетрадиционное  рисование.

Задачи:

  1. Формировать  чувство любви к народным традициям страны.
  2. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, рукоделию.
  3. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить разгадывать загадки, читать скороговорки, играть в народные игры, петь частушки, играть на русских народных инструментах.
  4. Прививать интерес к различным видам промыслов  
  5. Учить строить сложные предложения.
  6. Закреплять умение отвечать полным ответом
  7. Пополнять лексикон новыми словами, уметь применить в ситуации.
  8. Развивать монологическую и диалогическую речь.
  9. Подвести итог к изучению темы «Народные традиции»
  10. Дифференциация звуков: р, рь, ж, ш, л, ль.

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип -   речевое развитие и художественно –эстетическая деятельность (рисование)

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: речевой, коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий.

Активизация словаря: изба, швец, жнец, игрец, посиделки, мастерица, прялица, забавушка, ребятушки, волость, тараторки, пичужки, мель, искусница; кирпичный, блочный, деревяный, одноэтажный, многоэтажный; вертит, свила, привечать, намучишься, призадумались, закручинились, залюбуешься, наскочил, подбоченивши.

Материалы и оборудование: магнитофон, макет дома, лавочка, стол, бутафория продуктов, колыбелька,  картузы, ленточки на голову, сарафан и косоворотка для хозяина с хозяйкой, музыкальные инструменты, клубочки, корзина, предметы народного творчества, самовар, посуда, разная утварь, набор схем к заданиям по техникам рисования, образцы рисунков в разных техниках, ватманы, кисти, краски, тряпочки, коробочки под мусор,  бумажные заготовки, скотч, баночки с водой, штампы, ватные палочки, палочки для процарапывания, нитки, дополнительные листочки, простые карандаши, влажные салфетки, колокольчик.

Предварительная работа: слушание народной музыки, русских народных сказок и былин; просматривание обучающих презентаций о избе, народных промыслах России; изготовление книг-самоделок: «Люблю березу русскую…», «Мамина колыбельная», «Наши сказки», изготовление кукол-пеленашек, рисование в разных техниках, знакомство с первым книгопечатанием, изучение буквиц и их рисование;посещение музея- деревни «Шуваловка», знакомство с особенностями одежды на Руси, и форме общения; обыгрывание мини-сцен, разучивание докучных сказок, загадок, небылиц; участие в конкурсе «Патриот», и заняли место победителя в номинации «Рисунок».

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Образовательные области

Задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Музыкальный зал

Дети встают в круг. Проводится игра с речевым сопровождением детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

.«Речевое развитие»

Создание положительного эмоционального настроя

Воспитатель приглашает детей в групповую комнату.

Ребята: «Утро настало, солнышко встало. Поприветствуем наших гостей! Давайте начнем день с добрых дел, поиграем в игру.

Здравствуйте, гости!

Давайте!

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была,

И сосна чтоб там росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял,

Солнце было,

Дождик шел и цветок в саду расцвел!

Вводная часть (мотивационный момент)

Выслушиваются ответы 2-3 детей.

Воспитатель раздает мальчикам картузы, которые они одевают. У девочек заранее одеты ленты на голове.

Погружение в ситуацию.

Посмотрите, ребята в окошко. А сейчас мы с вами в каких домах живем? Можем ли мы сами выстроить такие дома? А раньше в каких домах жили люди? Как они назывались?

 Ребята, как выдумаете, как раньше жили люди на Руси? А веселиться они умели? Давайте отправимся   на праздник «Посиделки» в русскую избу. Раз, два, три-двери в прошлое отвори! А вот   и  хозяин с хозяйкой пожаловали,  в свой дом приглашать будут, чтобы  все свои таланты могли  показать. Согласны?

Мы живем в кирпичных домах. Мы живем в  многоэтажных домах. Мы живем в блочных домах.

Нет, не можем.

 Раньше люди жили в одноэтажных и деревянных. Такие дома назывались – избами.

Люди жили своим трудом. Они пахали землю.  Сами  шили себе одежду. Строили города, делали украшения и игрушки.

Умели.

Согласны!

Основная часть

Проблемная ситуация:

Появляются два ребенка в русских народных костюмах. Приглашают детей  особым приветствием по пять человек, дети отвечают тоже своим приветствием, с поклоном.

 Дети проходят, садятся на стульчики.

Выходят двое детей.

Выходит девочка-гость.

Воспитатель выносит в это время стульчики, клубочки для прялиц. Вывозит столик с музыкальными инструментами.

Выходят девочки, которые будут петь частушки. Берут самостоятельно музыкальные инструменты, встают шеренгой за стульчики.

 Выходят прялицы, садятся на стул, берут размотанные   клубочки.

Пока девочки поют частушки, сидящие, сматывают нитку в клубок.

Хозяйка собирает клубочки в корзинку, мальчики помогают унести   стульчики

Развитие диалогической речи, мышления, самостоятельности.

Дифференциация звуков: р, рь, ж, ш, л, ль.

Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить разгадывать загадки

Гостю –почет, хозяину честь! Посмотрите хозяин с хозяйкой, сколько у вас гостей!

Послушайте наши небылицы!

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Может у вас еще какие таланты есть?

Хозяин: «Эй, вы люди добрые! Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости!

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!»

Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть!

Дети: Решили на людей посмотреть, да себя показать!

Дети: Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяин: «Собралось у нас гостей со всех волостей!

Хозяйка: «Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку».

По небу, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила

Гнездо свила, деток вывела!

Милых деточек, поросяточек.

Поросятки по сучкам сидят

По сучкам сидят, полететь хотят!

Гость: «На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец.

Хозяйка: «А мы сейчас убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Хозяйка: «А как песню мы начнем спевать, надо ниточку в клубочек намотать».

Балалайка заиграла

 и пустились ноги в пляс

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

Балалайка заиграла

Я не удержалася.

Если б не было воды

Не было б и кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки

Все мы как конфеточки

Мы пропели вам частушки

Вы скажите от души

Хороши наши частушки

И мы тоже хороши!

Хозяин: «А вы, ребятушки, что призадумались, закручинились? Для вас у меня есть игра – забава «Бой скороговорок».

Три сороки тараторки

тараторили на горке!

Отвечают двое детей поочереди.

Летят три пичужки

Через три пустых избушки!

Отвечают двое детей поочереди.

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель!

Отвечают двое детей поочереди.

Хозяин: «Ай да молодцы!»

Хозяйка: «А сейчас для всех ребяток загадаем мы загадки!

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг. (Ложка)

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит

Всем чай пить велит. (Самовар)

В брюхе баня – баня

В носу – решето

На голове пупок

Одна рука, и та на спине.(Чайник)

В избе – изба

На избе – труба

Зашумело в избе

Загудело в трубе

Видит пламя народ, а тушить не идет.  (Печь)

Физкультминутка/
динамическая пауза:

«Физическое развитие»

Вставайте, ребята, в хоровод, поиграем.

Проводиться хороводная игра: «Русская печка»

В старину так повелось

Как ручей без речки,

Наша русская изба

Не живет без печки

В ней пекутся пирожки,

Блинчики, оладушки,

И с любовью говорят

Дедушки и бабушки:

«Русская печка -  огонь, уголек,

В небо голубое вьется дымок,

Стеночки беленые, как ты хороша,

Русская печка, русская душа!»

Основная часть

Рисование

Дети стоят полукругом вокруг  столов, просматривают разные техники, определяются с выбором

Ребенок показывает образец работы и схему выполнения.

В музыкальном зале  садятся за столы

На доске висят ватманы в виде прилавка ярмарки  для детских работ.

Дети приступают к выполнению задания.

Звучит спокойная музыка.

После работы прикрепляют, что у них получилось на ватман. Любуются ярмаркой.

.«Художественно-эстетическое развитие».

Развивать монологическую речь

Развивать зрительное внимание, наблюдательность

Прививать интерес к различным видам народных промыслов

Закреплять умение рисовать в нетрадиционной технике: ниткой, штампами, ватными палочками, граттаж и оттиск.

Развитие слухового внимания

Проходите, ребята, к столам. Давайте послушаем, что расскажут нам мастерицы.

Ну что, ребята, давайте у мастеров опыта наберемся. Выбирайте себе понравившуюся технику. Как только зазвенит колокольчик, вам нужно будет свою работу прикрепить к общей на мольберт.  Посмотрим, что у нас получиться. Начинаем!

Что у нас с вами получилось?

Хозяйка: «Послушайте мою сказочку.

      Жила–была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица, что залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.

     Прослышал о Марье Кощей бессмертный. Налетел, схватил ее и понес в Кощеево царство. А Марья –искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы.

      Одно перышко упало в деревушку Гжель. Там изготавливали посуду из глины  и расписывали синей краской.

Я приглашаю вас рисовать ниточкой. Сначала промазывается нить краской, затем кладется на рисунок, но хвостик нити должен торчать. Сверху накрывается другим листом, нитка выдергивается, остальное дорисовывается кистью. Рисуется рамка.

Второе перышко упало в село Жостово. Там делали красивые железные подносы и украшали цветами.  Я приглашаю вас на процарапывание или граттаж. Для этого нужно взять палочку и процарапать  цветочный узор, рамочку.

Третье перо упало в село – Хохлома. Там изготавливали деревяную посуду и расписывали ее. Я приглашаю вас на  рисование штампами. Сначала рисуете рамочку, затем завиток, потом рисуете штампами ягодки, а листики и завитушки дорисовываете кистью.

      Четвертое перо упало в село – Семеново. Там делали  матрешек. Я вас приглашаю на  рисование ватными палочками. Сначала берете ватную палочку, окунаете в нужный цвет и рисуете разные узоры, остальное можно дорисовать кистью.

Дети приступают к выполнению задания.

Гости: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Надо в детский сад возвращаться.

Хозяин с хозяйкой: «Будьте здоровы, живите богато!»

Хозяин и хозяйка уходят.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Стоя в полукругу перед мольбертом.

Дети и воспитатель кланяются гостям и уходят.

Подвести итог к изучению темы «Народные традиции»

Ребята, где вы сегодня побывали? Что было необычного? Чем знамениты посиделки? Что  исполняют во время гуляния? Понравилось ли вам быть мастерами и мастерицами?

Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

Мы побывали в русской избе. Мы побывали на празднике «Посиделки». На посиделках каждый хочет показать свои таланты.

Исполняют: небылицы, частушки, сказки, песенки, танцы, играют в народные игры, на музыкальных инструментах, рукодельничают.

Понравилось!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественной деятельности с использования нетрадиционной техники рисования для детей младшей группы тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»Техника: рисование ладонямиЦель: Научить делать отпечаток ладони, плотно прижимая пальцы  друг к другу, а большой палец смотрит строго вверх. Дополнить изобр...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей средней группы с задержкой психического развития

Цель: совершенствование навыка рисования ватными палочками и кистью Педагогические задачи: - актуализировать знания детей об одуванчиках - развивать мелкую моторику с помощью игр и рисования - про...

Методическая разработка в образовательной деятельности "Художественно- эстетическое воспитание в ДОУ" Нетрадиционные техники рисования для детей подготовительной группы..

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Радужный мир»

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное...