Проект «Будь здоров малыш" (ОО «Физическая культура», «ЗОЖ») (старший дошкольный возраст)
проект на тему

Иванова Марина Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bud_zdorov_malysh.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Проект 

                                «Будь здоров малыш»        

                 (ОО «Физическая культура», «ЗОЖ»)

                      (старший дошкольный возраст)        

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.        

 1 часть. Актуальность проекта:

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническая развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира , к самоутверждению и счастью человека. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Здоровы образ жизни -  это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и , в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды , позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Важно дать детям представления о витаминах, об их пользы для здоровья человека, о содержании тел или иных витаминах в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

2 часть. Определение предмета исследования:

«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

3 часть. Формулировка проблемы.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.

Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

4 часть. Выдвижение гипотезы.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно – профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены режима.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоровпослужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

5 часть. Проверка гипотезы.

 Семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями позволит успешно решать задачи формирования здорового образа жизни, будет способствовать уменьшению заболеваний.

Цель проекта: формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. Расширять представления о здоровье, его ценности

2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий

3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми

7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.

Тип проекта:

По продолжительности: краткосрочный  1 неделя.

Участники проекта: дети старшей группы ,воспитатели, родители, физинструктор.

Ожидаемый результат:

-организация содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;

-снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

-сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

-активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.

Этапы реализации проекта

I.Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта:

постановка целей и задач

создание условий для реализации проекта

подбор познавательной, художественной литературы

проведение бесед

подготовка атрибутов для игр, занятий

II. Основной (практический этап)

реализация основных видов деятельности по проекту

понедельник

Беседа: Беседа «Как поддержать здоровье в осенний  период»

Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о осенней  одежде.

Чтение пословиц и поговорок о здоровье.

Д/И: «Малыши- крепыши», «Кто быстрее соберёт урожай»

НОД. Познание Тема: «Глаза — главные помощники человека»

вторник

Беседа: «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»

НОД. Лепка «Полезные и не полезные продукты»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья покупает полезные продукты»

Просмотр презентации «Витамины »

Разучивание стихов: «Где живут витаминыС. Лосева

Д/И: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша»

Консультация для родителей «Как вырастить здорового малыша»

среда

Беседа: «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

Утренняя гимнастика

НОД. Рисование «Мойдодыр»

Просмотр анимационного фильма «Микрополис»

Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009

Сюжетно-ролевая игра «Спортивная база «Долина здоровья»

четверг

Беседа: «Спорт-залог здоровья»

Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»

Загадывание загадок о здоровье

Разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов

Д/И «Чистим зубы правильно»

Физкультурное развлечение

«Подвижные игры народов Поволжья»»

Консультация для родителей: «Спорт и дети»

пятница

Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье

Просматривание презентации: «Рассуждалки» (дети о здоровье, о правильном питании)

Д/И: «Спортивные игры», «Полезно — вредно», «Спортивная угадай-ка»

Выставка рисунков: «Спорт»

Фото отчёт по работе в группе и с родителями

Физкультурный досуг : «Все готовы к Г ТО» (ОО «Физическая культура» «ЗОЖ»)

III. Заключительный этап

подведение итогов проекта

организация выставки «Спорт»

подготовить фото отчёт о проделанной работе

подготовить  презентацию для родителей о здоровом образе жизни

6 часть. Результаты проекта

Проект «Будь здоров малыш» длился одну неделю.

Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:

Что мы знаем:

Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.

Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.

Еда бывает вкусная и не вкусная.

Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.

Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.

Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.

Что мы хотим узнать:

Почему мы не болеем всё время?

Как можно защититься от болезней?

Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?

Для чего нужно поддерживать полезные микробы?

Какая пища бывает самая полезная?

Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?

Как мы будем познавать:

спросим у родителей;

посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;

посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы

спросим у врача, у друзей, знакомых;

сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;

сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок

Ресурсы:

рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта

чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания

беседы на темы проекта

прослушивание и исполнение песен по теме проекта

просматривание презентаций по теме проекта

просматривание мультфильмов про микробов

Материальные:

фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)

художественная литература

изо- материалы для творчества детей, строительный материал

аудиозапись детских песенок

видеозапись мультфильма

атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций

настольный театр

В качестве результата работы над проектом рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здорового стиля поведения понимается  общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОО и семье.

Поэтому своей целью работы над проектом поставила повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОО путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна.. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные стенды, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты, мультимедийные презентации. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОО.

Литература:

1. Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.

2. Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.

3. С.Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.

4. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.

5. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.

6. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.

7. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3-6 лет 

8. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Паровозик из Ромашкова" НОД по физической культуре для старшего дошкольного возраста

«Путешествие на Паровозике из Ромашкова». Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста«Путешествие на Паровозике из Ромашкова»ИнструкторРебята, вы любите путешествовать? (отв.) ...

Тема: « Использование метода круговой тренировки, как условие эффективной физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста » Подготовила: инструктор по физической культуре Авдеева Т.Н. МБДОУ « Детский сад №3»г. Воронеж.

Круговая тренировка – это  выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу. Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом...

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...

Конспект ОД по физической культуре в старшем дошкольном возрасте

Вашему вниманию представлен конспект образовательной деятельности по физической культуре.Тема: «Письмо в Штаб», приурочена к теме недели, посвященной 23 февраля.Возрастная группа: старший ...