Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»
материал (старшая группа) на тему

Баскакова Галина Николаевна

«Из чего же, из чего же, из чего же?..» - наверное, каждый вспоминает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о гендерных различиях.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает  в процессе общения с другими людьми. В результате я рассматриваю вопросы воспитания девочек и мальчиков с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

                      социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

       

ДОКЛАД  НА ТЕМУ:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

Выполнила: Баскакова Г.Н.

г.Моршанск 2017г.

 «Из чего же, из чего же, из чего же?..» - наверное, каждый вспоминает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о гендерных различиях.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает  в процессе общения с другими людьми. В результате я рассматриваю вопросы воспитания девочек и мальчиков с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

В настоящее время важным является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Поэтому в современном обществе возрастает актуальность гендерного воспитания.

В период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли:

Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность.

- В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость, детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности, и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, а также воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Помещение, в котором проводят время дети  - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков.

Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей, я уделяю подбору игровому материалу и оборудованию для игровой деятельности мальчиков и девочек.

Центры активности в группе созданы и размещены с учетом возрастных  особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено разное пространство.

Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно – ролевая игра «шофер» и « моряки», различный конструктор LEGO, строительный материал. И уголок для девочек. Это уголок «Ряженья», «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Больница», «Ателье», а также уголок  «Магазин»  -  со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей я постоянно пополняю и обновляю разными игрушками – заменителями и атрибутами.

В группе создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли. И в этой игре участвуют мальчики и девочки. Например, кукла- бабушка – это девочка, а кукла-военный – это мальчик и т.д.

Очень часто взрослые обсуждают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют войну.

Надо учитывать, ведь мальчикам физиологически нужно в два раза больше пространства  для игр. Ведь мальчики более склонны к исследованию, так как они любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию. Игра помогает им развиваться физически, учит регулировать свою силу, а также игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Чтобы игры не носили агрессивный характер я учу играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создаю необходимые условия.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Девочки в игре используют всё, что может понадобиться, и чтобы было рядом для игры. Чаще всего в играх девочки осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к  играм.

При распределении ролей в сюжетно-ролевых играх, прежде всего я учитываю пол ребенка, а не его индивидуальность. Девочкам, я предлагаю роли, готовящие их к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, которые воспитывают сочувствие, мягкость. Такие игры как «Дочки-матери», «Больница», «Магазин». А мальчикам – роли, связанные с профессиональной и исследовательской сферой. Это «Строители», «Моряки». При этом лояльно подхожу к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (такой ребенок  в будущем станет хорошим отцом).

Особое внимание я обращаю на состояние книжного уголка. Через чтение  художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, а также учится анализировать. И в результате у детей закладываются нравственные и культурные ценности.

Акцент на чтение детской литературы мной был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Она обучает и создает модель гендерного поведения и показывает социальные возможности девочки и мальчика. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

В своей группе я использую народный фольклор. Ведь в нем  уделяется большое внимание особенностям мальчикам и девочкам. Это колыбельные, считалочки для мальчиков и девочек. Фольклор воспитывает в детях уважение к старшим и  формирует начала мужественности и женственности.

Работа с детьми по гендерному воспитанию осуществляется на музыкальных, физкультурных и других занятиях. И в структуру каждого занятия включаются такие элементы как приветствие и прощание  Цели занятий формулируются с учетом обучения мальчиков и девочек. Кроме того, к каждому празднику в детском саду детей готовят к выступлениям, где мальчики и девочки танцуют. Разучивают на занятиях движения. Девочек учат пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. А также отрабатывают походку, стиль общения и наряжают их в соответствующие костюмы. Дети исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

В своей работе я стараюсь создать детям такие условия, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно. И в этом мне помогает продуктивная деятельность.

Я обратила внимание на то, что мальчики рисуют машины, строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. Девочки более к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. Вместе с детьми мы создаем тематические альбомы «Мой портрет», «Наши мамы», «Наши папы», «Мы – одна семья», «Мои друзья».

А также я провожу тематические беседы: «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей», «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки». Совместно с детьми изготовляем атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Семья», «Детский сад» и другие.

Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм я решаю главную задачу – формирую умение, а главное желание девочек и мальчиков общаться друг с другом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

На  этом  докладе  о  гендорном  воспитание  детей  старшего  возраста....

ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Ж.В. БогатырёваОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Ж.В. БогатырёваОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольн...

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду»

Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лиш...