Как подготовить ребенка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Сосновская Нелли Богдановна

Как подготовить ребенка к школе

Советы психолога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе (советы психолога)

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: избавьтесь от собственных ностальгических воспоминаний о школьных годах. Многие взрослые проносят их через всю жизнь. Так уж устроена наша психика, что неприятное забывается, а приятное приукрашивается. Поэтому нам свойственно помнить первый робкий поцелуй, веселое подшучивание над учителями, забавы на переменках. И за всем этим мы забываем суровую сущность современной школы, - это прокрустово ложе, в которое втискивается 35 - 40 разномастных детских характеров. Учителю же на посев разумного, доброго, вечного дается 45 минут. Какой уж тут индивидуальный подход...

СОВЕТ ВТОРОЙ: определите, к какому типу характера относится ваш ребенок, прежде чем начать подготовку к школе. Если малыш легко уживается в любом коллективе, принимает любые правила игры и не претендует на лидерство, его можно отдавать в обычную школу, предварительно поинтересовавшись качеством преподавания в ней. Для явного лидера обычная школа в принципе не противопоказана: ребенок с лидерскими замашками сумеет отстоять в ней кусочек собственной независимости. Правда, он вряд ли будет радовать вас хорошими отметками с третьего по восьмой класс. В девятом, скорее всего, он одумается, а одиннадцатый закончит вполне пристойно, чтобы впоследствии поступить в престижное высшее учебное заведение. Особенно тяжко придется в школе детям, отличающимся медлительностью, мечтательностью и задумчивостью. Им будет доставаться и от уживчивых коллективистов, и от лидеров. Но именно из этих «белых ворон» впоследствии могут вырасти гении. Определяя характер своего ребенка, помните: лучше, если собственные предположения вы подтвердите, проконсультировавшись у психолога-специалиста.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: как бы рано вы ни начали готовить ребенка к школе, не лишайте его детства. Васина мама к собственным профессиональным высотам шла долго и упорно. Училась сначала в одном институте. Потом поняла, что выбор сделан неверный. Поступила в другой. Затем закончила аспирантуру и защитила диссертацию. Муж так и не получил никакого образования и вскоре наскучил жене, из-за чего она с ним развелась. А вот сыну Васе она решила дать блестящее образование. В два года они посещали занятия английского языка, с трех занимались французским, а с пяти лет пошли еще в музыкальную школу. Принимая во внимание Васины неординарные способности к языкам, его с шести лет отдали в испанскую школу. Первый год прошел блестяще. Учился мальчик лучше всех, делал уроки безо всякого напоминания, учил стихи по-испански. Во втором классе прежняя прыть поубавилась. Учителя по-прежнему ставили ему пятерки, потому что все задания он выполнял, но уже с большим трудом. За домашнее задание же Вася садился лишь тогда, когда мама после долгих уговоров срывалась на крик...В третьем классе крик уже не действовал. Вася не садился за уроки до тех пор, пока мама не заходилась рыданиями. Учителя ставили ему хорошие отметки по инерции, но все чаще и чаще Вася приходил в школу с невыученными уроками. Начались головные боли... После консультации с психологом выяснилось, что Вася, которого побуждали к тому, чтобы он слишком быстро повзрослел, не соответствовал своему психологическому возрасту. Он не успел наиграться, а именно игры развивают человека. И поэтому остался в психологическом плане в возрасте трех лет. На занятиях со специалистом ему пришлось поиграть во все те игры, в которые играют дети в три года. И с трехлетками ему было гораздо комфортнее, чем со своими сверстниками. Он играл с ними в игрушки, читал им стихи по-испански и нисколько не смущался тому, что те его не понимали. Васю пришлось перевести в другую школу - попроще. Зато там он чувствует себя в своей тарелке. А стихи по-испански продолжает декламировать друзьям.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: подарите ребенку уверенность в себе. Ирочка не отличалась особенными способностями, но ребенком была общительным и непосредственным. Родители в ней души не чаяли. Им она казалась самой талантливой, самой умной, самой лучшей. Как и полагается талантливым и красивым девочкам, она занималась танцами, ритмикой, ходила в артстудию и на занятия по подготовке к школе. Ее успехи были весьма средненькими, но родители не обращали внимания на ворчание преподавателей и никогда не читали дочери нотации. А папа даже говорил: «Ты у меня все равно самая лучшая, красавица моя. Просто они ничего не понимают».К семи годам Ирочка ничему, связанному со школой, не научилась: она не умела считать, с трудом различала буквы и не знала ни одного стишка. Но первого сентября она пришла в школу самая красивая: в накрахмаленном фартучке, с огромным бантом, с букетом гвоздик. В школе она чувствовала себя словно рыба в воде. Конечно, звезд с неба не хватала, но уверенные тройки, а то и четверки домой приносила. Контрольные она писала сама очень редко – гораздо чаще у кого-нибудь списывала. В седьмом классе Ирочка даже установила график: кто делал за нее задания по геометрии, а кто давал ей списывать алгебру. С устными предметами она в основном справлялась сама. Учителя же все знали, но ничего «не видели»: Ирочку все любили, и никому даже в голову не приходило ее заваливать. Она росла красавицей и не считала нужным забивать себе голову науками, потому что единственной целью, которую она поставила перед собой, было - удачно выйти замуж. И эта цель была ею благополучно достигнута. Она вышла замуж за молодого и перспективного дипломата, с которым и уехала в далекое зарубежье украшать собой российское посольство.

СОВЕТ ПЯТЫЙ: не сравнивайте своего ребенка с «нормой».Пятилетний Женя живет с бабушкой, потому что мама - жена военнослужащего. Жизнь у них походная, развивать ребенка негде. Вот и решили на семейном совете, что со свекровью ему будет лучше. У бабушки есть еще один внук, от старшего сына. Тот угодил всем: ходить начал в девять месяцев, заговорил в полтора года, в пять уже бойко читал и считал до десяти. А вот у Жени все не так. И пошел он поздно, и заговорил только в три с половиной года. И до сих пор окончания в словах путает. Перед детсадовской комиссией мальчик так разволновался, что не смог ответить ни на один вопрос, и ему поставили диагноз - «умственная отсталость». Тут даже строгая бабушка взбунтовалась: конечно, мальчик далеко не идеальный, но уж не умственно отсталый! Но диагноз снять совсем не просто, и мальчик оказался обречен на специализированные учреждения. Чтобы их избежать, маме пришлось совершать поистине героические поступки. Она занималась с ним сама по специальной программе, посещала индивидуальные занятия с психологом, нанимала репетиторов. Целый год ей даже пришлось жить отдельно от мужа, чтобы иметь возможность заниматься с ребенком в большом городе. В итоге к девяти годам мальчик не только избавился от «умственной отсталости», но и по некоторым статьям обогнал ровесников и смог начать учиться в массовой школе.

МАМАМ НА ЗАМЕТКУ    В возрасте 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем чтению и счету. В этот период очень важно освоить ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила общежития; узнают, что такое дисциплина, постигают азы взрослой жизни. Сейчас уже многие дети к 7 годам овладевают счетом и чтением. Если ребенок по всем статьям подкован, есть опасение, что ему может быть скучно в первом классе. Тогда интерес к процессу обучения будет утерян на долгие годы. В этом случае логично определить ребенка в какую-нибудь специализированную школу с повышенной нагрузкой. Но это даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, которые следует проиграть в 3, 4 и в 5 лет. Отдавать ребенка в школу в шесть или в семь лет? Обычно, начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе и рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится учиться, значит, готов к школе. Это не всегда так: ведь школа для детей - символ взрослости, они просто хотят считаться более взрослыми, а вовсе не грызть гранит, называемый наукой. Поэтому разберитесь как следует, на самом ли деле ваш сын или дочь готовы к школе. Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит мам в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму, и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, когда ребенок заставляет себя заниматься тем, что может быть и не очень интересно. Вот простые упражнения-тесты, которые помогут мамам лучше понять степень готовности к школе своих детей.5-летнему ребенку можно показать две колбаски, слепленные из пластилина: одну - длинную и тонкую, а другую - широкую, но короткую. И спросить, где пластилина больше. Ребенок с нормально развитыми способностями должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти колбаски, чтобы понять истину. Не препятствуйте их исследовательской деятельности. В 4 года ребенок уже знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Он различает линии, положение, направления.5 лет - это возраст фантазий, когда ребенок придумывает себе героя и подражает ему. Иногда фантазии героя он примеряет на себя. Излишняя склонность к фантазированию в этом возрасте вполне допустима. Усидчивость, о которой мечтают многие мамы, маленьким детям вообще не свойственна. И занятия в школе построены таким образом, что каждые десять-пятнадцать минут задания чередуются. Если же ребенок чем-то занимается подолгу, это должно обеспокоить маму, а вовсе не радовать. Именно в таком случае надо немедленно показать ребенка психологу, а может даже и невропатологу. Нормально развитый ребенок должен быть подвижным, активным, резвым. Ведь человечек познает мир! А вокруг столько всего интересного. Мамы же, которые во время поездок в метро требуют, чтобы дети сидели смирно, совершают большую ошибку. Ни в коем случае нельзя одергивать ребенка и заставлять его не задевать других пассажиров. Чтобы ребенок не ерзал, его следует чем-то занять: увлекательной книжкой или игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...