Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"
методическая разработка на тему

Евтеева Людмила Викторовна
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty_po_teme_evteeva_.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"

Древний мудрец сказал:  Если ваш план - на год, сажайте рис.

                                    Если ваш план - на десятилетие, сажайте деревья.

                                           Если ваш план - на всю жизнь, учите детей.

Конфуций

Эти слова, изменили мою жизнь, и у меня не оставалось больше сомнений в выборе профессии.  Я стала педагогом.

И сегодня хочу представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы.

…   Детский мир – это мир особенный.

       Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свои измерения времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью…

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Уважаемые коллеги! Современные дети,  какие они? Развитые, любознательные, умные, эрудированные, раскрепощенные, свободные, импульсивные, воспитываемый телевизором.

Да действительно,  современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни,  нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта  является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка.

Позитивная социализация – это явление многогранное. Умение ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

В системе дошкольного образования данной проблеме посвятили свои исследования  И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова, они доказывают, что именно на период детства приходится основной этап позитивной социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Поэтому главной целью моей работы является создание условий способствующих позитивной социализации дошкольников.

Для достижения поставленной цели решала следующие задачи:

Обеспечить комплексный подход к  формированию у ребенка: чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, воспитание положительного отношения к окружающим людям, развитие чувства ответственности за другого человека, общее дело.

Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей.

 3. Внедрение интегрированного подхода по формированию целостного развития личности через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учетом его индивидуальности.

4. Координирование и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей, общественности.

Началась моя работа с создания развивающей среды в группе, которая 

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.

Главный элемент развивающей среды нашей группы центр социальной интеграции. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания

Создан центр «Моё настроение», в котором учу детей, передавать свои эмоции, делиться своими переживаниями и замечать эмоциональное состояние окружающих. 

Центр краеведения “Моя малая Родина”  позволяет нам с ребятами путешествовать по нашей необъятной родине и отправляться на другие континенты и знакомиться с достопримечательностями, традициями, бытом жителей других стран и народов.

Центр  “Островок Безопасности” -  расширяет  представления воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Благодаря активному участию детей и родителей в нашей группе созданы коллекции по разным темам: коллекция бумаги, тканей, игрушек, кукол, пуговиц, монет. Ребята с удовольствием показывают друг другу, рассказывают о них, гордятся ими.

Помимо создания коллекций дети совместно с родителями создают мини – музеи по интересам: «Музей кукол», «Музей часов», «Музей фарфоровых статуэток».

Основная цель: стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

Мною изготовлены игры - тренажеры:  «Варежка - мирилка», «Мешочки настроений»,  «Коврик примирения».

В работе центров царит атмосферы психологической  творческой свободы, детям предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, реализовать свои возможности и способности. Выбор ребенком развивающей среды – стимул его саморазвития.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности  социализации дошкольников.

И одной из наиболее эффективных я считаю технологию «План, дело, анализ», которая  обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, реализацию своих интересов, потребностей в учении, общении, игре и других видах  деятельности, самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Вашему вниманию представлена примерная модель дня: Технология организации жизнедеятельности детей «План – дело - анализ».

Групповой сбор с детьми мы проводим перед завтраком.  От того как начнется утро ребенка, с каким настроением он вступит в новый день зависит успешность всего педагогического процесса. Поэтому на утреннем круге я стараюсь использовать игры на сближение детей друг с другом, приветствие с комплиментами, этюды, психогимнастику.  Главное предназначение этого сбора включение детей в управление событиями и временем. Дети осознанно и целенаправленно принимают участие в определении дневных дел: зарисовывают символами,  чем бы они хотели заняться в течение дня.

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности.

Для реализации намеченных планов дети выбирают  центры активности по своему желанию.

На рефлексивном круге дети дают оценку своим идеям, делам и действиям других. Во время обмена новостями дошкольники  естественным образом формируют коммуникативный навыки: умение слушать и слышать, выражать свои чувства и переживания публично, вести диалог, строить монолог, аргументировать свое суждение, анализировать и делать выводы. Играя, дети отмечают на своих планах, что им удалось сделать, а что нет. Планы оформляются в «Портфолио  интересов», которое,  помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.

Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.

 Особое место в моей работе занимает организация и проведение «Гостевого дня». Основными целями такого дня являются:

- воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительного отношения к окружающим;

- развитие у ребенка-дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности,  ответственности – т.е. качества, необходимые  для успешной социализации  в современном обществе.

  Нами были организованы и проведены гостевые дни по разным темам: игровой «Кругосветное путешествие», «Мой дом детский сад».

 Огромный интерес у детей и родителей вызвал творческий гостевой день, где дошкольники и родители участвуют в творческих мастер-классах по интересам,  либо сами проводят эти мастер-классы;

-в музейном -  воспитанники являются экскурсоводами своих групповых мини-музеев и коллекций;

- и один из самых любимых гостевых дней, в форме квест – игры.

     Наиболее запомнились: «День самоуправления»,  где воспитанники получили возможность попробовать себя в качестве сотрудников детского сада;  «Традиции гостеприимства у разных народов»; «Ярмарка добрых дел»; «Тайны наших мальчиков, секреты наших девочек».

Огромный интерес у моих воспитанников вызвал волонтёрский  клуб «Добрые сердца», организованный в нашей группе. Мною был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети-волонтёры»,  как средство эффективной социализации дошкольников».  На утреннем круге определяются желающие стать сегодня волонтёрами. Воспитанники самостоятельно решают, чем бы они хотели заняться с детьми раннего возраста. Например, в  младшей группе дети-волонтеры показывают театрализованное представление, играют с детьми, привлекают к  совместной деятельности.

«Дети-волонтеры» - современная педагогическая технология, которая  помогает ребенку-дошкольнику  подняться над собственными проблемами,  увидеть проблемы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, заботу и душевное тепло.

Больше всего моим ребятам нравится участвовать  в социальных акциях и флеш-мобах. Данные направления способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе участия у детей происходит формирование уверенности в себе и своих силах, развиваются чувственная сфера, эмоции и переживания, ощущение общности, единства, приобретается социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Вместе с воспитанниками и родителями были реализованы социальные акции различной направленности: «Открытка для ветерана», «Помоги другому», «Покормим птиц зимой», «Чистый двор», «Белый цветок».

Активно участвовали во флеш-мобах: «Моя Россия», «Мой город!» «Слава Победе!», «День пожилого человека».

Для реализации неформального общения использую:

Альбом  «Наши добрые дела»

Ребята за добрые поступки получают фишки и складывают в свою коробочку, в конце недели считают у кого больше фишек и получают приз.

«Дневник моей жизни»  представляет собой  альбом, каждая страница которого оформлена под отдельную тему ( моя семья, мои друзья, любимые игры и т.д.). Совместная работа с детьми над «Дневником моей жизни» помогла мне  и родителям ближе и глубже познать их внутренний мир. Скрытые желания, надежды и опасения, которые ребенок не может высказать по - другому. «Дневник моей жизни» облегчает решение таких проблем в развитии ребенка, как не адекватная самооценка; несформированность образа «Я», дифференциация «Я» от «Другого»; осознание себя и своего места в социуме.

«Паутинка дружбы»  помогает обобщить и закрепить полученные знания о добре, дружбе между сверстниками; самостоятельно выбирать себе друзей, обосновывая свой выбор. На плакат наклеиваются фото воспитанников группы, а ребята проводят линии разного цвета от своего фото к выбранному «другу». По результатам игры  вручается грамота «Настоящий друг», тому кого выбрали много раз.

«Звёздочка дня»

У нас есть хорошая традиция – в конце каждого дня отмечать наиболее яркие достижения детей. Ни один ребенок не остается без внимания и занимает место «звездочки». Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я –концепции», развитие самосознания и самооценки.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка

Передо мной встала цель: заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад - семья».

Я решила искать новые формы работы с родителями и разработала план взаимодействия с родителями на каждый день:

Понедельник —«Педагогическая лаборатория»

Вторник — «Давайте с вами поменяемся местами»

Среда  — «Фестиваль творческих идей»

Четверг — «Семейный клуб»

Пятница — «Мостик понимания»

Понедельник« Педагогическая лаборатория»

С целью знакомства родителей с распорядком дня, с коллективом педагогов, с основными направлениями образовательного процесса в ДОУ было решено,  проводить «Двойное погружение»  родителей в жизнь дошкольного учреждения. То есть получается погружение в погружение — дети погружаются в определенную тему, а родители погружаются в тему вместе с детьми и еще в жизнь дошкольного учреждения.

Организация деятельности этого дня осуществляется по следующей схеме:

Родители подходят к 8 часам, остаются в группе с детьми.

На утреннем сборе дети и родители выбирают фишки (5 цветов), для деления на команды в модульном погружении.

По расписанию идут все вместе на гимнастику.

Вместе завтракают.

9.00 непосредственно-образовательная деятельность в форме модульного погружения в тему. Родители оказывают помощь воспитателям в передвижении детей по детскому саду и в выполнении заданий на станциях.

Второй совместный завтрак.

Сборы на прогулку. Прогулка. Совместные игры на прогулке.

Совместный обед.

Прощание с родителями.

Родители вместе с детьми прожили первую половину дня: поучаствовали в утренней гимнастике, режимных моментах, побывали на занятиях, которые проводили с их детьми узкие специалисты, посмотрели, чем занимаются их дети на прогулке, что кушают на завтрак и на обед.

Мероприятия по погружению родителей в жизнь дошкольного учреждения позволяют им погрузиться в воспитательно-образовательную среду и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность работников ДОУ; дают возможность оценить работу педагогов, увидеть чётко слаженное взаимодействие работников ДОУ; попробовать проявить себя в этой роли — что формирует уважение и понимание.

Одной из приоритетных форм работы с родителями является  " Почта Доверия", такой способ общения очень экономит время родителей и позволяют продумывать инновационные формы работы.

Вторник « Давайте с вами поменяемся местами».

Нашим коллективом была разработана вариативная форма образовательной деятельности «Модульное погружение в тему», которое основывается на интеграции образовательных областей, позволяющая за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Организация деятельности модульного погружения осуществляется по следующей схеме: тема погружения делится на блоки (модули), то есть разрабатываются станции, в основе которых образовательные области и/или виды детской деятельности.

Станции (модули) являются самостоятельными частями, несущими определенную информацию, они объединены одной целью, но задачи у каждого свои.

Станции располагаются по всему детскому саду, это могут быть другие группы, кабинет психолога, ИЗО студии, обязательно музыкальный и спортивный залы.

разрабатываются командные маршрутные листы (карты), по ним группы детей передвигаются от станции к станции. Они нужны для того, чтобы разные группы (команды) детей не пересекались на станциях, а ходили как по расписанию;

деление на команды может происходить как на утреннем приеме детей, так и во время мотивации. Дети выбирают жетоны (смайлики) определенного цвета, картинки или буквы. Кто выбрал жетоны синего цвета, это одна команда, красного — другая и т.п.;

время работы станций зависит от количества станций, дети за час должны побывать на всех станциях. Если команд 4, то по 15 минут. Хозяева станций строго следят за временем и по окончании 15 минут заканчивают работу станции, и дети отправляются на другую станцию;

после путешествия по станциям все команды собираются в одном месте для заключительного этапа погружения, в том числе и длярефлексии, и поощрения.

Степень участия родителей в темах модульных погружений разная:Например, на тематической неделе «Все профессии важны» проходят «Модульные погружения в тему: «Есть много профессий хороших и нужных…», целью данного погружения было расширение знаний детей о профессиях с помощью нетрадиционной формы образовательной деятельности, где в роли педагогов (хозяев станций) выступают родители. Например, на одном они погружали детей в свои профессии: учитель, медсестра, парикмахер, инженер мебельного производства и т. д.Какое было удивление детей, когда их на станциях встречали родители!

Среда "Фестиваль творческих идей"

С целью поддержки положительного опыта семейного воспитания в детском саду проводятся конкурсы: «Леди и джентльмены», «Нарочно не придумаешь», «Умелые руки не знают скуки»; 

Дни рождениявстречи, организованные родителями, позволяют ближе познакомиться с семейными традициями, полноценно отдохнуть; 

Субботники: «Делу время и потехе час»,"Мастерская добрых дел"на которых родители вместе с детьми убирают прошлогоднюю листву, прореживают деревья, создают сооружения на участке для игры. А в начале зимы делают кормушки для птиц, из снега создают снежные горки, лабиринты, постройки. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.  Совместная деятельность положительно сказывается на социально – психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество.

Через праздники: 

- народные и фольклорные – Осенены, Масленица, Весенне – летние забавы и другие;

- государственно -  гражданские – Новый год, День Защитника Отечества, «Праздник дедушек и бабушек», и другие;

- международные – «День защиты детей», День матери, Международный Женский День;

- православные – Пасха, Рождество Христово;

- бытовые и семейные праздники – «День рождения группы», «Семейные посиделки»,День рождение, праздники, которые специально придумывают взрослые с целью доставить детям радость – праздник мыльных пузырей.

Родители больше знакомятся  с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.

"Театральный калейдоскоп" проходит по  тематическим неделям,Например: «Семья — талисман для удач и побед!» Он подразумевает совместное участие родителей и детей в разных театральных постановках.

Каждая группа детского сада выбирает сказку и показывает (инсценирует) её с участием родителей в определенный день.

«Экскурсия с пользой», в ходе которой с детьми у родителя появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.  Например: экскурсия в конно-спортивную школу (Сибиряков).

Тур выходного дня: «В гостях у сказочного леса», «Мы – друзья природы»,  детско-родительское досуговое мероприятие в лесу, основная цель которого - развивать желание родителей и детей больше времени совместно проводить на свежем воздухе экскурсии

Социальные акции, марафоны  "Вторая жизнь игрушек", "Подари книгу детям", "Белый цветок",   "Мы же люди", "Ангел добра", "Сказка на окошке", "Кормушка для птиц", «Зеленая Россия», «Подарок другу», «Вернем Новый год ветерану», «День добрых дел».позволяют создать условия для социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников и привлечение дошкольников и родителей и педагогов к благотворительному движению.

Четверг «Семейный клуб»

Семейный клуб «Я -  С СЕМЬЁЙ, ОНА -  СО МНОЙ, ВМЕСТЕ - МЫ С ДЕТСКИМ САДОМ»

Целью клуба является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период  пребывания детей в дошкольном учреждении.

Клуб направлен на решение следующих задач:

Тематика заседаний родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей,  каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое  сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Эффективным средством интеграции  ДОУ и семьи, на наш взгляд является совместная проектная деятельность педагогов и родителей, которая подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия,необходимы прежде всего детям для их полноценного гармоничного развития.

Были реализованы проекты:"Город Бориса и Глеба"  «Это Я!», «Я и мои друзья», «Мои родители», «Профессии моих родителей», «Дом, в котором я живу», «Мои бабушка и дедушка», «Наши семейные праздники», «Рецепты домашней кухни», «Семейные путешествия», «Мир наших увлечений», «Генеалогическое древо, «Семейный герб», «Наш класс - большая дружная семья», «Стихи о семье», «Пословицы и поговорки о семье» Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».

Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи. Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания. Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе.

Одной из форм общения является творческая выставка семейных работ. В совместной деятельности детей и родителей развиваются творческие способности всех членов семьи; улучшаются взаимоотношения в семье. На выставках  «Осенние фантазии», «Рукоделье наших бабушек», «Пасхальное яйцо» и других раскрываются семейные таланты. 

Пятница

В наглядно-информационном направлении по работе с родителями мы используем интересную форму — выпуск ежемесячного журнала «В Объективе».Рубрики журнала: «Мой великий край — Борисоглебский!» (виртуальная экскурсия по краю); «Экологические ступеньки» (информация по экологическому воспитанию); «Ручеек творчества» (авторские мастер-классы по рукоделию); «Нямнямкины рецепты» (подборка тематических рецептов, в том числе семейных традиционных); «Час до школы» (консультации по подготовке детей к школе); «Страничка психолога» (статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения); «Обзор мероприятий» (информация об основных событиях детского сада в фотографиях); «Обычаи и традиции»  (знакомство с обычаями и традициями народов проживающих в красноярском крае); «ОБЖ» (материалы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте); «Музыкальная шкатулка» (статьи о воспитании музыкой); в разработке «Говорят наши дети» (интересные высказывания детей), «Мамочкина школа» (статьи, по вопросам воспитания и развития детей из опыта работы семей детского сада).

 С целью информирования родителей о жизни сада еженедельно  вместе с детьми выпускается листовка - газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.

Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Так давайте задумаемся вместе, как помочь нашим детям войти в современный мир, стать хорошими людьми, найти себя, сохранить все лучшее, что «посеяно» родителями, педагогами…

Ребенок, очень быстро вырастет, повзрослеет и найдет свое место в обществе и, конечно же, попробует его изменить. Но как изменить, что станет фундаментом его ценностей? Конечно, это зависит прежде всего, от нас – взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

Представление опыта работы по теме: «Организация работы ДОУ по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма» Воспитатель: Киселёва О.Г.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участни...

Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...

Пояснительная записка к презентации "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....

Презентация "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...