Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»
статья по теме

Бухалова Эльвира Александровна

Опыт работы 

«Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_sayt_buhalova_e.a.docx28.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя  Бухаловой Э.А. по теме

«Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

    Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

     Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений.

     Музыкальное искусство играет огромную роль не только в процессе воспитания духовности, культуры чувств, но и способствует развитию  познавательной сферы, формирует творчесткость как качество личности.

       Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб».

        Максимально оградить от него детей, к сожалению, не в наших силах, но дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку - главная задача музыкального воспитания. Проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, стоит очень остро.  

      Слушание музыки - уникальный вид деятельности, способствующий развитию внутреннего мира человека, воспитывающий умение сосредотачиваться, концентрироваться, обращаться к своим чувствам, мыслям. Это  чрезвычайно трудный процесс, который воспитан далеко не у всех взрослых. Поэтому так важно в дошкольном детстве создать условия для получения яркого слушательского опыта и помочь ребёнку услышать и понять музыку, войти в мир её сложных образов.

Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу.

В связи с введением ФГОСов в дошкольное образование стало актуальным переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Самый действенный способ развития познавательной активности ребёнка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких видов деятельности, как музыкальная, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Актуальность темы определяется значимостью проблемы влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у дошкольников и малой ее разработанностью.

Дети старшего дошкольного возраста имеют уже достаточно развитое произвольное внимание, умеют сосредотачиваться, поэтому могут улавливать музыку более детально. Они способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, осознавать характер музыки, анализировать её. В этом возрасте дети очень любознательны и хотят получать новые знания.

       Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства  детей хорошо развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время восприятия музыкальных произведений, а также во время музыкально – дидактических игр и упражнений.

  Таким образом, несомненно, у детей этого возраста большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных жанров, стилей и эпох.

       В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Обогащающее воздействие на ребенка различных видов искусства было положено Н.А.Ветлугиной. Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Эти сложные жанры музыкального искусства в работе с дошкольниками практически не использовались, поскольку до настоящего времени не существовало методики ознакомления детей дошкольного возраста с оперой и балетом.      

        Большой вклад  в исследование вопроса о влияние взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни внесла Татьяна Геннадьевна Рубан. Ею было проведено специальное исследование роли взаимодействия искусств в развитии восприятия у детей дошкольного возраста. Доказана эффективность системы занятий по развитию музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств и ознакомления дошкольников с синтетическими жанрами оперы и балета; создана новая программа по слушанию музыки для детей 5-7 лет «Синтез», которая ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей и имеет широкий образовательный аспект.

       В основе этой программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Впервые в обучении используются такие жанры музыкального искусства , как  опера и балет.

Работа по организации интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки шла по четырём направлениям:

1.Нод с детьми: знакомство с композитором и музыкальным произведением.

2.Совместная деятельность взрослых с детьми: сбор материала для  альбомов « Рисуем музыку», «Знакомство с балетом» и их изготовление, рисование музыки с одновременным её прослушиванием, беседы о музыке, прослушанной дома, напоминание о соответствующей музыке при наблюдении за сезонными изменениями в природе (Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»), включение музыки в разные режимные моменты, слушание по желанию детей.

3.Самостоятельная деятельность детей: слушание музыки, рассматривание альбомов, рисование эскизов и элементов костюмов по инициативе и желанию детей в свободное время, организация концертов и исполнение танцевальных композиций.

4.Взаимодействие с семьёй: консультации, папки-передвижки,

выступление на родительском собрании, участие родителей в подборе материалов для альбомов «Знакомимся с балетом», изготовление элементов театральных костюмов(шапочки мышей к балету «Щелкунчик», белых длинных лент для «Вальса снежных хлопьев», организации поездки в Нижегородский государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина на балет «Щелкунчик». Вовлекая родителей в образовательный процесс, ставила целью  не только повысить их заинтересованность в развитии детей, сблизить их со своим ребёнком, но и поднять уровень их компетентности.

   Основная работа проходила, конечно, в рамках НОД, где ведущим видом

музыкальной деятельности всегда было и остаётся восприятие музыки, потому что без него не осуществляется никакая другая  музыкальная деятельность.

   Если человек рос в  «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется

негативное отношение к «серьёзной» музыке. Она не вызовет эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Поэтому оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками, - важнейший вопрос методики.

Музыкальный репертуар, звучащий в детской аудитории должен

удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Пока у ребёнка ещё не сложились, принятые в обществе стереотипы вкусов и мышления, важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства.

Что касается доступности содержания – это не только использование  

образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, р образы животных и птиц), но и восприятие эмоционального содержания, соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент(спокойствие, радость, нежность, просветлённость, лёгкую грусть).

С.7. Знакомство с жанрами начинается с марша, песни и танца («трёх китов»). Расскажу, как знакомила детей, например, с жанром вальса. Начинала знакомить детей с вальсом в старшей группе. Первоначально этот жанр был представлен «Вальсом» Д.Б.Кабалевского. Дети определяли характер, настроение, основную особенность этого танца (плавность), его метроритм. Затем сравнивали его с другими вальсами Н.Леви, С.Майкапара (искали общие черты и отличия) , с другими  танцами (полькой). Широко использую наглядный приём «цвет-настроение»( определённый цвет связывается с соответствующим настроением музыки). Применяла методический приём контрастного исполнения музыки, чтобы нагляднее показать, как от этого зависит настроение и характер произведения.  В подготовительной группе детям предлагались вальсы П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», написанные для оркестрового исполнения: «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», Финальный вальс и «Святки»(вальс из альбома  «Времена года») . Накопленный слушательский опыт помог детям так проникнуть в музыкальную ткань этих произведений, что результат  превзошёл мои ожидания. Дети тонко чувствовали музыку, музыкальные средства выразительности, речь их при определении характера настроения и назначения вальсов была образна и ярка. Дети просили послушать музыку (С.8) ещё и ещё, с удовольствием импровизировали под неё.

Довольно подробно мы смогли познакомиться в этом году с музыкальным альбомом «Времена года» П.И.Чайковского. Это уже  более  крупные произведения, с развитием образа, проследить за которым интересно, но непросто. Дети сосредоточенно слушали музыку, концентрировались на собственном восприятии, делились впечатлениями от неё, выражали своё отношение, искали в своём жизненном опыте моменты, когда они переживали те же чувства, читали стихи, соответствующие художественному образу пьесы. Удачно был применён приём (С.9)драмогерменевтики, когда дети, послушав и обсудив музыку, совершенно самостоятельно создавали мини-спектакли.

С каждой новой пьесой мы, педагоги, видели, как взрослеют дошколята, какой любовью к родной природе, родной земле наполняются их души, как пробуждается неподдельный интерес к истории своего народа, как светятся их лица. Это были совсем другие люди. Дети принимали музыку в свои чуткие души, закрывали глаза и погружались в неё, совершенно не мешая друг другу. А потом выражали свои чувства в движениях и рисунках.

С.10. Так, слушая и сравнивая «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского и «Осень» А.Вивальди, дети совершенно по-разному передали настроение музыки в своих рисунках: светлую грусть –одной и щедрость природы, изобилие земли – другой (бледные жёлто-коричневые цвета карандашами и яркое буйство урожая на столах восковыми мелками). Из рисунков потом был составлен альбом «Слушаем и рисуем Осень»( приложение – 11), который дети  с удовольствием рассматривали в свободное время, вновь переживая те же чувства, что вызвала в них музыка и её рисование.

В соответствии с перспективным планом были подготовлены и проведены (С.11) открытые интегрированные занятия «Осенние настроения»,

(С.12) «Новогодние подарки для ёлочки»(в рамках РМО),

 (С.13) «Подснежник» - для детей подготовительной группы, и

 (С.14) «Дождик»-для детей средней группы(приложение - 3,4,5,6).             

Интеграции образовательного процесса немало способствует интеграция деятельности педагогов: и при подготовке, и при проведении таких занятий педагоги (воспитатель и музыкальный руководитель) представляют собой одно целое: поддерживая, дополняя друг друга, создают доброжелательную атмосферу, ведя детей по дороге поиска, добра, творчества.

Для закрепления впечатлений в свободной деятельности детей мной были (С.15) приобретены видеоматериалы (диски с записью спектаклей в постановке Юрия Григоровича «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и  аудиодиски с музыкой к балету «Щелкунчик», а также папки-

(С.16) альбомы с фотографиями из балетных спектаклей.

При общении с родителями выяснилось, что в группе есть родители, которые с интересом следят  за  ежедневными новыми его познаниями и увлечениями своего ребёнка. Они регулярно знакомятся с содержанием папки-передвижки, следуют советам и рекомендациям, предложенным им. Но есть и такие, которые ещё не вовлеклись в образовательный процесс своих детей, не прониклись их интересами. Это было заметно и по детям. Дело в том, что на музыкальном занятии я довольно часто давала детям  домашнее задание, которое требовало помощи или участия родителей: найти и послушать ту или иную музыку, фотографию, послушать в парке, лесу музыку листопада, посмотреть прилетели ли жаворонки и послушать их пение за городом, обновить с маминой помощью наряд куклы, чтобы она была, как «Новая кукла» у Чайковского и т.д.  По растерянным, порой огорчённым лицам детишек я видела, что они не находили дома поддержки, не смогли убедить своих родителей помочь им.

С.17.Тогда решила выступить на родительском собрании, посвящённым общению, где пыталась убедить родителей наших воспитанников в важности, необходимости общения со своим ребёнком. Предложила им (С.18) ответить на вопросы по материалам папки-передвижки.

       Каково же было моё удивление, когда через три дня родители сами пригласили нас (воспитателя и меня) на спектакль Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А.С.Пушкина «Щелкунчик». Они так заинтересовались услышанным, что не стали откладывать ,оперативно заказали билеты, автобус, провели всю подготовительную  к поездке работу.

Конечно, приглашение было принято, и состоялась удивительная поездка в (С.19) храм искусства.

По дороге я напомнила  родителям (дети это уже знали)  правила  посещения театра, посоветовала, как можно провести время до спектакля, что рассмотреть, познакомиться с программой.(приложение-14)

О впечатлении, произведённом спектаклем, можно говорить долго и восторженно. Меня, как их педагога, порадовал уровень их обсуждения: дети сравнивали постановки Нижегородского и Большого театров(разные сцены, танцы, костюмы, атрибуты, декорации), , рассказывали о тех местах, (С.20) где они сидели (амфитеатр, партер), конечно же, заглянули в антракте в оркестровую яму, нашли знакомые музыкальные инструменты( и ещё одно понятие закрепилось в их сознании: оркестр исполняет музыку, артисты  танцуют, ведь балет- это музыка и движения.  

      Продолжая разговор об интеграции образовательного процесса в социум, хочу рассказать о нашей дружбе с  Детской музыкальной школой г.Павлово (приложение-15). Воспитанники ДМШ постоянные гости нашего (С.21) детского сада. Они приходят к нам с концертами, рассказывают о разных музыкальных инструментах, дают детям возможность близко рассмотреть их и даже самим извлечь звуки .А в этом году наши дошколята (С.22) сами навестили музыкальную школу, там для них М.С. Корниловой, преподавателем ДМШ, была проведена обзорная экскурсия, дети заглянули в класс, где шёл урок игры на аккордеоне, в  класс сольфеджио, а затем были приглашены в концертный  зал. Здесь учениками школы им  был дан концерт      

4. Работа над выбранной темой показала, что интеграциия  является мощным стимулирующим фактором в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Внутренние результаты. В результате проделанной работы детей 7-ого года жизни отличали: значительный интерес к музыке и высокая активность на занятиях; умение свободно ориентироваться в содержании и выразительных средствах музыки, слышать музыкальный образ в развитии и способность к самостоятельным сравнениям прослушанных произведений.

За этот год у детей значительно возрос уровень не только музыкальной, но и художественной и общей культуры. Отмечались также высокие показатели общего психического развития детей: мышления, прежде всего образного, и выразительной речи. Дети увереннее чувствуют себя в новых, предложенных обстоятельствах, не теряются, могут поддержать беседу, точно задать вопрос.

        За это время  дети получили представление и стали свободно оперировать такими понятиями из области музыкального и театрального искусства, как «опера», «балет», «дуэт», «увертюра», «дирижёр», «солист», «пуанты», «кордебалет», «балетмейстер» и др., познакомились с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра в их соотнесении с характером музыкального образа.

Внешние результаты для социума.

Открытый показ комплексного занятия «Осенние настроения» для педагогов ДОУ и родителей подготовительной группы.

Изготовление папки-передвижки «Здравствуй, музыка»(в типографии)

Подготовка материалов о П.И.Чайковском  и его балете «Щелкунчик» для папки-передвижки и демонстрация их.

Концерт учащихся ДМШ с использованием разных видов музыки.

Папка с подборкой интегрированных и комплексных занятий из разных источников(книги.журналы.интернет).

Открытый показ интегрированного занятия «Подснежник»(подготов.гр.).

Открытый показ интегрированного занятия «Дождик»(средняя гр.)

НОД «Музыкальные подарки для ёлочки»(в рамках РМО)

Экскурсия в музыкальную школу.

Поездка в Нижегородский театр оперы и балета («Щелкунчик»)

Приобретение электронных носителей музыки (на заказ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Основа концепции учреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, имеющих особенности в развитии, с цел...

Доклад для выступления на РМО, тема "Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ"

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. ...

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

Презентация на тему : "Организация коррекционно - образовательного процесса в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Презентация использовалась на первом родительском собрании.2 слайд Необходимость дигностики. Родители ознакомлены с результатми первой диагностики3 слайд  Для максимального воздействия на речевую...

Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка,...

Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ....