Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
материал (подготовительная группа)

Гайдай Елена Николаевна

В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Опыт работы воспитателя

                           по вовлечению родителей воспитанников группы

                               в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. 

         Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям. 

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».(подобное анкетирование я провожу в начале каждого уч.года,а в конце года анкетирование с целью выявления удовлетворенности родителями деятельностью д/с ) Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.И начиная с первого года нашего общения с родителями отмечена количественная и качественная их «включенность» в образовательный процесс группы.Почти 100 % посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;в выставках, выпуске газет; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность родителей ,их отношение к продуктам совместной деятельности с детьми..

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1.Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского сада .

   2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-лидеры и родители - исполнители есть в каждой группе, их не много ,но на них может положиться воспитатель.

  3. Родители – критические наблюдатели. желающие решить проблемы ,и то ни всегда,только с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста. 

Для реализации этого направления я поставила перед собой следующие задачи:

1.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

2.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

   3.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

4.Работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями при тесном взаимодействии со специалистами:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • совместные экскурсии;
  • Дни добрых дел;
  • Дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • тренинги;
  • семинар – практикум;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

К мероприятиям с родителями ,в зависимости от темы, я готовлю выставку детских работ или фотостенды из жизни группы ,выставку методической литературы, подбираю и оформляю пословицы, поговорки. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

 

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Большая работа с родителями была проведена совместно со специалистами ,работающими на группе.

Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки - передвижки
  • семейный и групповые альбомы библиотека – передвижка,
  • фотомонтажы «Из жизни группы»,
  • фотовыставки семейный вернисаж «Я и мой папа», «Бабушка рядом с дедешкой», «Мамочки-матрешки»,
  • дерево эмоций «Я сегодня вот такой»,
  • стенд «Как я провел день»

 

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, старалась активизировать родителей ,предлагая информацию о жизни детей в группе через демонстрацию фото посредством фоторамки. Совместно со специалистами группы оформляли рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание» 

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

 

В группе проводятся:

  • праздники «День Матери», «День рождения, совмещенный с посещением музеев »,»Я горжусь своим папой»
  • «Святочные посиделки»,
  • «Все профессии нужны, все профессии важны»),
  • выпуск семейных альбомов «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Я и мой папа»
  • совместные походы в музеи «В мир прекрасного»,
  • экскурсии выходного дня ,воскресные пикники.

 

Сценарии мероприятий разрабатываем совместно с родителями и специалистами. Порой тему мероприятия предлагают сами родители:

-Игра-викторина «Все профессии важны»;

-Игра-путешествие «В мире слов»

-Масленичные гуляния .

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки :

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • распределение ролей взрослых;
  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • изготовление атрибутов, пособий.

Так, родителями были предложены:

 -Игра-викторина «Все профессии важны»;

-Игра-путешествие «В мире слов»

-Масленичные гуляния .

-Святочные посиделки.

В проведенном в феврале т.г. районном конкурсе «Интерактивная азбука профессий» ,группа заняла второе место. Чучело масленицы, изготовленное совместно с родителями ,также заняло второе место на конкурсе маслениц в п.Стрельна.,

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

 . Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку ,не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.. 

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забываем хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

  В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ряд пособий для участка и группы, создать и пополнять атрибутами мини-музей «Народные промыслы»

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. 

На сегодняшний день можно сказать, что в группе сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. 

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. 

       Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"

Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...

Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.

Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила:воспитатель М...

Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающих группах

Предлагаю вам презентацию мини-лекции по осуществлению клооекционной работы в амках Адаптированной образовательной программы с детьми дошкольного возраста в условиях группы общеразвивающей направленно...

Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»

Вовлечение  родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть актуальную для нас  проблему: как вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....

Отчет о проделанной работе воспитателей гр. "Кузнечик» с родителями, детьми по осуществлению воспитательно-образовательного процесса в форме дистанционного обучения .

Представлен практический материал самостоятельной образовательной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в режиме самоизоляции...