Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников раннего возраста в рамках совместного педагогического проекта (воспитателя группы и учителя-логопеда) по развитию речи младших дошкольников.
статья (младшая группа)
Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача - овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие родного языка. Основы пользования речью, ее развитие легли на ранний период детства. Именно в этом возрасте закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников раннего возраста в рамках совместного педагогического проекта (воспитателя группы и учителя-логопеда) по развитию речи младших дошкольников.
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык - умение общаться с другими людьми. Чем богаче и правильней речь человека, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача - овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие родного языка. Основы пользования речью, ее развитие легли на ранний период детства. Именно в этом возрасте закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены целевые ориентиры раннего возраста, в числе которых: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек»; «стремится к общению с взрослыми и сверстниками». В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что должны быть созданы условия для повышения у детей уровня владения русским языком навыками коммуникации; эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного; создания условий для сохранения, поддержки и развития культурных традиций и народного творчества. Так же обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
В нашем детском саду функционирует группа раннего возраста для детей с 2 до 3 лет. Набор в группу происходит ежегодно. С каждым годом я стала замечать увеличение неговорящих детей или детей с бедным словарным запасом без простой фразы. Поделившись своими опасениями на педагогическом совете, было принято решение разработать педагогический проект совместно с учителем-логопедом, который будет направлен на привлечение и включение родителей к данной проблеме. Таким образом в нашей группе стал реализоваться проект речевого развития детей 2-3 лет, совместно с учителем-логопедом, который имеет под собой цель педагогического просвещения родителей в вопросе развития речи детей раннего возраста.
Актуальность данного проекта была обоснована тем, что в группу поступают плохо говорящие или совсем не говорящие дети, дети-инофоны, плохо знающие русский язык. Одной из задач проекта стала совместная работа детского сада и родителей воспитанников в вопросе речевого развития малышей.
Период реализации проекта октябрь 2024 - май 2025 года. Проект проходит в три этапа:
1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).
2-й этап – основной (практический).
3-й этап – заключительный.
На первом этапе проекта нами была изучена литература работы дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями» и мы пришли к выводу, что в любой форме работы с родителями можно найти ту, на которой будет строится обучение родителей практическим приёмам работы. Далее, с целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые их интересует на родительском собрании, родителям была предложена анкета, в которой они сами могли оценить уровень речевого развития своих детей. По результатам анкетирования мы выяснили, что родители не занимаются целенаправленно речевым развитием своих малышей, не исправляют ошибки в речи детей, оставляя это дошкольному учреждению. Также критично мало родителей читают дома детям рассказы и сказки в силу занятости или иных причин. На родительском собрании в начале года многие родители отмечали, что полноценно заниматься речевым развитием детей столь раннего возраста не нужно и планируют заниматься этим позже. С согласия родителей учителем-логопедом была проведена диагностика развития речи у детей 2 - 3 лет, основанная на методике выявления уровня речевого развития Елены Антоновны Стребелевой. Для проверки речевого развития детей были использованы знакомые им картинки, игрушки, иллюстрации к стихам А. Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Ответы детей заносились в индивидуальные карты развития и в дальнейшем учтены в статистических данных группы. В октябре 2024 года была проведена первичная диагностика, результаты которой говорят о низком уровне развития речи воспитанников нашей группы. Низкие показатели, в основном, относятся к ограниченному словарному запасу, нарушению звуко-слоговой структуры слова, связной речи и звукопроизношению.
На основе собранных данных мы проанализировали особенности семьи и выявили уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, после чего притупили к подбору методов и форм своего взаимодействия с ними.
Реализация проекта на втором этапе строится на непрерывной связи с родителями нашей группы и осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Коллективная работа. Форма и тема проведения родительских собраний зависит от запросов и интересов родителей. На данный момент реализации проекта проведено три коллективные встречи с родителями. Это:
- Круглый стол на тему «Речевое развитие детей 2-3 лет», на котором родители узнали нормы речевого развития, разобрали ситуации, когда нужно бить тревогу, обсудили актуальные проблемы речевого развития детей, получили чек-лист разработанный центром «Кругозор» «Когда необходим невролог».
- Мастер-класс «С мамой мы играем, речь развиваем». Родители получили практические советы по развитию речи детей. Узнали для чего нужна артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения, научились Слайд правильно и весело играть с язычком. Поработали с телом, выполняя логоритмические и малоподвижные игры.
- Семинар-практикум «Пальчики играют - речь развивают», позволивший, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.
Родительские собрания проводим не в форме лекций, превращая их в формальное информирование, а включаем родителей в процесс, делая их активными участниками, строя наше общение на основе диалога.
Индивидуальная работа. Индивидуальная работа строится по запросу родителей. Организация индивидуальных консультаций, помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций, позволяющих выстроить систему работы по имеющимся трудностям в развитии детей.
Наглядная работа. Наглядная форма работы строится через рекомендации, буклеты, памятки в уголке «Речевое развитие». Для родителей были составлены карточки, в которых подобраны артикуляционные упражнения для развития речи младших дошкольников. Эти карточки также используются воспитателями во время групповых и индивидуальных занятий по речевому развитию в детском саду.
Разрабатывается картотека игр и упражнений на закрепление лексических тем недели. Также были составлены и размещены буклеты с комплексами дыхательной гимнастики, которые укрепляют дыхательную мускулатуру и способны помочь в формировании правильного речевого дыхания ребенка, необходимого для правильного звукопроизношения, звукообразования и голоса.
Для домашнего чтения была разработана картотека сказок, стихотворений, песенок и потешек для детей раннего возраста.
Информация для родителей периодически обновляется и направлена на повышение их педагогической грамотности в вопросах речевого развития детей раннего возраста.
Не у всех родителей есть время читать рекомендации на стенде, поэтому мы загружаем информацию на яндекс диск и генерируем куар код, который легко считывается цифровым устройством, позволяя родителям без спешки изучить информацию дома.
Так же пополняется предметно-пространственная среда группы согласно цели проекта. В помощь воспитателями группы приходят родители, которые помогают изготавливать методические пособия, для игр с детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Реализуя проект 4 месяца, мы уже видим результаты своей работы. Родители активно включаются в процесс по речевому развитию детей в домашних условиях, а из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками наших встреч и помощниками воспитателя для своих детей.
Родители используют материалы с картотек игр и упражнений, рекомендаций по лексическим темам.
С родителями реализуется обратная связь в виде фото и небольших видео, которые они снимают, играя дома со своими детьми.
Мы не останавливаемся на достигнутом, будем продолжать искать новые формы, интересные методы сотрудничества с родителями, чтобы повысилась их грамотность в области развивающей педагогики и увеличилась заинтересованность в успехах своего ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...
Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников первой младшей группы.
Опыт работы по адаптации детей младшей группы....

Приложение №7. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО. Презентация "Родители, ребенок, педагог"...
Консультация для молодых специалистов ДОУ: «Опыт работы нетрадиционного взаимодействия с родителями воспитанников»
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников
Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучить...

Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Презентация отражает работу ДОУ с родителями, вовлечение их в единое образовательное пространство и педагогическое просвещение....

Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста "Малютка".
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста «Малютка».Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем Вашему вниманию «Опыт дис...
