Роль музейной педагогики в воспитании любви к родному краю.
статья на тему

Мингараева Гульнара Галимзяновна

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Поэтому так важно сформировать у него определенные отношения к людям, населяющим город, край, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей малой родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль музейной педагогики в воспитании любви к родному краю.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает с теплотой о родном городе, селе, в котором он вырос, где прошло его детство, где остались его родные и близкие. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что окружает человека с ранних лет.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Поэтому так важно сформировать у него определенные отношения к людям, населяющим город, край, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей малой родины. Для наших детей это город Казань. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство дошкольников с родным городом оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы старались  подвести их к пониманию, что их город – частица Родины.

Во все времена  и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций. Забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта. Приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности помогает создание музеев.

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Но все же… Попытаемся дать определение этому понятию, поскольку каждый, кто работает с детьми, вкладывает в него свое содержание. Однако прежде уясним: почему музейная педагогика стала ныне так востребована? Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формированиикультуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции.

В нашем детском саду уже вошло в добрую привычку каждый год, в мае месяце, посещать музей Габдуллы Тукая. Так же любим посещать Национальный культурный центр.  Дети, видя своими глазами сохранившиеся предметы старины, тянутся к познанию истории своего народа. Для реализации этой увлеченности был создан мини-центр «Художественное наследие» («Рухи мирас»). Важная особенность мини-музеев в ДОУ – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей.

     Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду, которая включает в себя произведения искусства, старины, памятники, экспонаты различного содержания.     Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения, такие как «музей», «время», «предмет», «памятник», «культура», «народ» могут быть им не знакомы. Пока значение этих слов непонятно, все, что с ними связано, тоже остается за пределами сознания. Поэтому первые вводные занятия должны быть посвящены разъяснению языковых «загадок».

      В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

      Цель нашей работы заключалась в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать «мини-музей», который развивал у детей положительное отношение к малой родине, воспитанию интереса и любви к городу и республике. Наша республика многонациональна, поэтому дети знакомятся не только с обычаями и традициями своего народа, но и с культурой и бытом народов, живущих по соседству, что способствует интернациональному, толерантному воспитанию.

      Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определенных знаний о нем. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным создание такой системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса детей к знаниям о родном крае, чувство гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.

           Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповых комнатах: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков. Создание пространственной среды и пополнение фонда музея осуществлялось разными путями. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного города, истории и символике республике Татарстан. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд музея представлен предметами, поделками, рукописными книгами. На физкультурных занятиях, в свободной двигательной активности детей большое внимание уделяется созданию условий для  разучивания и проведения подвижных игр  народов Поволжья. В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с национальным костюмом татар.

 Система работы в музее позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

         В нашей группе мини-музей сначала был расположен на небольшой полочке в спальной комнате. За помощью мы обратились к педагогам детского сада и родителям, провели родительское собрание. Чтобы родители стали единомышленниками, на родительском собрании поделились идеей создания в детском саду музея, объяснили цель его работы, ожидаемые результаты, высказали надежду на взаимное сотрудничество в процессе оформления экспозиций.

Оформляя выставку в «мини-музее» подбирались наиболее яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды. Знакомство с экспозицией началось с самого близкого и понятного – с национальной вышивки,  их разглядывания, обследования, обыгрывания. Работая в единстве с родителями, собрали вышитые полотенца, салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца,  народные платки, калфаки и тюбетейки, в которые очень любят наряжаться дети. Для детей создана такая предметная среда, где они закрепляют полученные на занятиях знания и передают их в игре. Экспонаты были доступны детям, ведь чем больше органов чувств задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усваивается. Нашими помощниками в проведении экскурсий стали дети из подготовительных и старших групп, а порой даже средних. Дети с большой ответственностью относятся к этой интересной можно сказать работе. 

 Собрана коллекция открыток, иллюстраций, фотографий с изображением татарской и русской вышивок, накапливаются дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группе, поднимают настроение, сближают малышей, способствовали развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развитию воображения, творчества и эстетического вкуса, расширили кругозор.

Наш мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми, коллекции, фотографии и рисунки.

       Дошкольникам очень нравится бывать в нашем мини-музее. У них всегда много вопросов, они хотят больше узнать о своем родном крае и его истории. И мы, взрослые рады, что у них появляется интерес, как жил и живет родной край и любимый город Казань. Анализ проделанной работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного края позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы. Использование материалов об истории города, его людях и достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет воспитать чувство гордости и уважения за свою страну и город. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группе, поднимают настроение, сближают малышей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развитию воображения, творчества и эстетического вкуса, расширили кругозор. В ходе работы установлено, что эффективнее ознакомление с родным краем будет происходить при налаженной системе «воспитатель-ребёнок-родители».

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

«Использование средств музейной педагогики в воспитании любви к родному краю и его жителям».

  Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования, среди которых - активизация познавательного интереса к истории родного города, традициям народной культуры Люди...

Консультация для родителей "Роль коми сказок в воспитании любви к родному краю"

Консультация для родителей дошкольников "Роль коми сказки в воспитании любви к родному краю"....

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

Всеобуч для родителей Тема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».

Всеобуч для родителейТема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».Целью всеобуча является содействие повышению психологической и педагогической родительской компетент...