"Воспитание любви к родному краю через приобщение детей к русской народной культуре. Музейная педагогика".
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к родному краю через приобщение детей к русской народной                                культуре.   Музейная педагогика».

                                                                 Мастер – класс воспитателя 1 КК  Голдиной Е.Г.

                                                     МБДОУ «Детский сад  комбинированного вида № 95».

Цель: формировать у детей развитие познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, интереса к истории своего родного края.

Актуальность возникла из интереса детей к истории города, в котором они живут. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость?  Первейшая задача педагога - донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре,  необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему родному  дому, улице, городу, стране. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,  представления о добре, красоте,  правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,  героические, волшебные, бытовые сказки. В русском фольклоре  сочетаются слова и напевность. В нем видна  забота, нежность, надежда в благополучие будущего, высмеиваются человеческие  недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные  жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Дидактические игры, подвижные игры, игры - драматизации, сказки, загадки, потешки, песни развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определенным нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы. Свою любовь  к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Основным направлением своей педагогической деятельности, считаю, создание предметно – развивающей среды, способствующей воспитанию гражданина, патриота, установление тесных связей с семьей.

 Обучение  дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную  сферы.

              Музей — хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.

                Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире.

Для решения задач по данной теме, в группе создан мини – музей «У лукоморья». Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

В нашем музее, мы разместили различные виды театра: «Театр на фланелеграфе», «Кукольный театр», «Пальчиковый, варежковый театр», «Театр игрушек своими руками».

  Атрибуты к инсценировкам, дидактические игры, дидактические пособия и литература, художественную литературу, музыкальные инструменты. Для ознакомления детей с народным творчеством были подобраны художественные и литературные произведения, сценарии  для постановки спектаклей и инсценировок.

Создавая предметно – развивающую среду для развития устного народного творчества, мы  сделали музыкальные инструменты своими руками. В решении этой задачи нам помогали дети, и родители воспитанников. Музыкальные инструменты изготовлены из подручного материала, из которого можно извлечь звук. Немного фантазии и желания, и в результате получаем «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки». Эти загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а дошкольники познают мир через игру. Главное создать атмосферу  радости, обеспечить  право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность.

Для развития патриотического воспитания, мы уделили большое внимание изготовлению дидактических игр своими руками.

В нашей группе оформлен уголок патриотического воспитания, его содержание помогает нам воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Материалы, размещенные в уголке, можно разделить на несколько направлений по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:

  • «Моя семья». У нас есть альбом с семейными фотографиями, который помогли нам сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», подчеркиваем ценность семейных отношений, воспитываем уважительное отношение к членам семьи, приглашаем родителей рассказывать о семейных традициях.
  • «Народные костюмы России»: д/игры «Из бабушкиного сундука», «Маша – растеряша», «Собери матрешку».
  • «Наши предки – славяне» - созданы д/игры: «Восенушка – осень», «Готовь сани летом», «Ремесла», «Чем пахнут колосья?».
  • «Мой родной город» - созданы д/игры: «Собери Герб города, страны», «Промышленный Воронеж», «Знаменитые места», «Городские загадки», «Наш старинный город Воронеж», «Строительство. Флот. Корабли», «Кто, кем и где работает?».
  • «Природа нашего края. Заповедник» - сделаны д/игры: «Рыбный промысел», «Возле леса жить, голодному не быть», «Лекарственные травы», «Узнай птицу нашего края», «Собери герб заповедника», «Где живет капелька?».

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлена на решение многих задач

и для  получения хорошего результата.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре

Консультация для воспитателей детского сада, родителей детей о воспитании духовности детей через приобщение к русской народной культуре....

«Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».

Статья содержит информацию о духовно - нравственном воспитании через приобщение детей к русской народной культуре....

Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре

Презентация на тему "Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре".Цель: Воспитание духовно - нравственных ценносте...

Консультация "Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре"

Русские народные традиции несут в себе мудрость, формировавшуюся веками; жизненные истины: человеколюбие, совестливость, трудолюбие; максимально развивают индивидуальность, но в тоже время, учат общес...