Главные вкладки

    Игра как средство создания в ГБДОУ социальной ситуации развития.
    консультация на тему

    Калинберг Светлана Николаевна


    Ведущая деятельность ребенка  дошкольного  возраста - игра. Именно игра способствует асестороннему развитию детей. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника и и развивает его самостоятельность, ведёт к ативному учпастию жизни взрослых, помогает в общении со сверстниками. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Игра выступает как средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства. ФГОС рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях программы дошкольного образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Игра как средство создания в ГБДОУ социальной ситуации развития.

         Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

        К. Коффка: «игра ребёнка представляет собой особую реальность, возникает в период перехода ребёнка от рядоположенных , равноправных структур поведения к единой целостной структуре. Ребёнок, воспринимая взрослые формы поведения, прежде должен перевести их в свой, детский мир, чтобы полностью их освоить.»

        Д. Б. Эльконин: « Игра является организуемой взрослым формой подготовки ребёнка к будущей жизни в человеческом обществе.»

        Значение игры в социализации личности ребёнка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

        Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществлением через игру.    Игра по своему происхождению и содержанию социальна.

       Ведущая деятельность ребёнка – игра – способствует его всестороннему развитию. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию  жизни взрослых, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Закладывающаяся у ребёнка способность оперировать образами действительности в уме, создаёт основу для перехода к сложным формам мышления, творчества. Игра выступает как средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для развития.

        Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждает у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолёты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношение к жизни.

         Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присуще и дидактический.  В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создаёт поле деятельности, в котором человек моделирует те или инее жизненные ситуации и вырабатывает своё отношение к ним. Ига – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека.

         ФГОС рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

         Сюжетно-ролевые игры выступают средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, что поможет им легче справится с реальными проблемами в дальнейшей жизни .Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе.

         Формирование коммуникативного опыта у детей требует от взрослых , умение создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Можно ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.

        Сюжетно-ролевая ига – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

        Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому,

    Что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. В этих играх дети учатся взаимодействовать .друг с другом используя вербальные и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, поз. Посредством театрализованных игр у детей развивается творческий потенциал, внимание, воображение, мышление, память.

         Дидактическая игра – это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятий решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В непосредственно образовательной деятельности можно использовать игу как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

        Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяются в игровой коллектив, соблюдать определённые правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Следовательно, в этих играх у детей вырабатывается умение контролировать свои эмоции, договариваться дуг с другом, уступать, слышать товарища, выручать его, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций дети учатся понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

        Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра – коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ.

    В процессе эмоционального общения в хороводе дети изображают разные эмоции и чувства: огорчение, плач, веселье, обиду. Хороводные игры способствуют сплочению детей. Поведение детей в хороводных играх регулируется за счёт наличия чётких правил игры и неизменённых принципов поведения в игровой ситуации.

        Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра – основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей

    Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу....

    Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей

    В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной програ...

    Статья - "Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей."

    Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая деятельность — ведущая деятельность ре...

    Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей.

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающ...

    ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В ДОО СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

    ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В ДОО СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ....

    Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей

    Васильева Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №38 Калининского района Санкт-Петербурга Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей Игра как средство ...