Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Терентьева Елена Валерьевна

    В ходе НОД дети расширяют свои представления о своей малой Родине, о родном городе Ржеве.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»

    Воспитатель: Терентьева Е.В.

    Цель: расширить и углубить знания детей о своей малой Родине – Ржеве.

    Задачи:

    • Раскрыть историческое понятие «город»;
    • познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; обсудить с детьми понятие «Малая Родина», продолжить знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу;
    • развивать речь, обучая составлению рассказов;
    • познакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле;
    • передавать в аппликации образ города,
    • закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве;
    • уточнять представления о величине: высокий, низкий, большой, маленький;
    • упражнять в  резании по прямой и по косой линии, аккуратно  использовать ножницы, кисточки, клей;
    • воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.

    Материалы и оборудование:

    фотографии памятников и достопримечательностей родного города;

    ватман с нарисованными дорогами, деревьями, вырезки зданий из журналов;

    Ход:

    В: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня в руках?  (глобус)

    Правильно! Это глобус. Макет нашей планеты Земля. Посмотрите, ребята, на глобусе голубым цветом показаны океаны, моря, реки, озера. Коричневым, желтым  – земля: горы и равнины, пустыни. Зеленым – растительный мир. А что еще можно увидеть на глобусе? Посмотрите на эти точки: маленькие и большие. Как вы думаете, что они обозначают? (города)

    -Правильно, это города,

    -Знаете ли вы. Почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по- старинному называли град: Киев- град, Москва – град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

    - посмотрите на глобус. Какая большая наша планета Земля. Сколько стран на ней расположено! Ребята, а вы знаете,  в какой  стране  живете? (в России)

    - Правильно! Мы живем в России. Это наша Родина. А что означает слово Родина? Слово Родина на разных языках мира звучит похоже.

     (Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья)[1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.).

    Родина http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

    Родина – слово большое, большое!
    Пусть не бывает на свете чудес,
    Если сказать это слово с душою,
    Глубже морей оно, выше небес! 
    В нем умещается ровно полмира:
    Мама и папа, соседи, друзья.
    Город родимый, родная квартира,
    Бабушка, школа, котенок … и я.
    Зайчик солнечный в ладошке,
    Куст сирени за окошком
    И на щечке родинка –
    Это тоже Родина.
    (Т. Бокова)

    - Вы сказали, что Россия – это Родина для всех людей, родившихся и проживающих в ней, большая Родина. А вы знаете, что у каждого человека, у каждого из нас есть малая Родина. Как вы думаете, что мы называем малой Родиной? (город, в котором родились).

    - Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах бывали вы? В каком городе вы родились и живете? Значит ваша малая Родина – это город…(Ржев)

    -Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации).

    Это небольшой город, с не большим количеством проживающих в нем людей, не шумный. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть площадь, парки и скверы, кинотеатр, памятники, музей, библиотеки. Я предлагаю вам  прогуляться по  городу.

    Физкультминутка

     Ты мой друг и я твой друг!

    Посмотрите все вокруг:

    Сколько здесь домов высотных, сколько маленьких вокруг.

    Вот музей, а вот театр, здесь покажут нам спектакль.

    Есть и школы, и сады для веселой детворы!

    Вот красивый мост стоит, внизу реченька журчит,

    Мы по городу гуляли, мы о городе узнали!

     -Понравилась вам прогулка по городу?

    -Расскажите, в каком городе мы живем.

    -Как называется город? Какой этот город?

    -Расскажи о любимом месте в городе?

    -Расскажи о городе в один из сезонов года?

    -Как назывался город, когда его только начинали строить? (град) .

    - Какое название города вам больше нравится? Почему?

    -Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки.

    -Мы  сказали, что каждый город имеет свое название, имя. А знаете, как называют людей, проживающих, например, в  Москве? Москвичи.

    Д/и «Назови правильно» :

    Воспитатель называет город, а дети говорят как называют его жителей. Сочи  - сочинцы, в Крыму , в Твери, в Новгороде, а как следует называть жителей нашего города Ржева? (Ржевитяне) Молодцы!

    - Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Мы знаем, какой тяжелой была судьба нашего города, Ржев пережил страшные дни во время ВОВ. В Ржеве велись тяжелые, кровопролитные бои, было много потерь среди защитников города, но Ржев выстоял. 3 марта 1943 года был освобожден от фашистских захватчиков. В наши дни Ржеву было присвоено звание Города Воинской Славы. Много стихов посвятили Ржеву ржевские поэты, пережившие те страшные дни. Послушайте стихотворение:

    Древний Ржев-городок на Волге –

    Не знаком вам? Что ж, может быть…

    Жил он долго в веках и скромно,

    Всё, что скромно – легко забыть…

    Лишь в молве все свежи и ярки

    Из истории давних лет

    О поручике Ржевском байки,

    Но узнал Ржев и много бед…

    Были войны, но всех кровавей

    Лик последней большой войны,

    На которой под Ржевом пали

    Сотни тысяч - России сыны.

    Берега, перелески, рощи

    Их останков покой хранят.

    В деревеньках под Ржевом молча

    Обелиски, погосты стоят…

    Пусть же в память живых и мёртвых,

    От весенних дождей посвежев,

    Будет славой увенчан город

    Русский город, мой город Ржев… (С. Алдошин)

    - Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае:

    Всякому мила родная сторона.

    • Где кто родится, там и пригодится.

    • Дома и стены помогают.

    • Своя земля и в горсти мила.

    • Родная землица и во сне снится.

    - После войны пришлось всем потрудиться, чтобы восстановить наш славный город. Сейчас Ржев процветающий город, в котором живут счастливые люди.

    - Назовите основные достопримечательности нашего города.

    - На каких предприятиях трудятся жители нашего города?

    - Что еще есть у нас в  городе?

    - Ребята, я предлагаю вам сделать аппликацию «Ржев – город будущего». 

    Аппликация «Ржев – город будущего» (коллективная композиция) -Вспомните, какие дома вы видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Предложить детям выбрать и рассмотреть  заготовки  иллюстраций зданий из журналов и вырезать. Спросить у детей, как они думают, что будет находиться в каждом здании. Вместе с детьми найти место для каждого дома в общей композиции. Напомнить о правилах поведения во время работы, о правилах безопасного обращения с ножницами. Перед началом работы выполнить пальчиковую гимнастику.

    Дом

    Я хочу построить дом,      (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

     Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла.       (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

     Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял,                              (Соединяем руки в замочек и делаем                           круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

    И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

    Итог НОД:

    -О чем говорили?

    - Что вам больше всего понравилось?

    - Что нового узнали о своем городе?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

    Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

    План-конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ломоносов-это наша малая Родина"

    Цель даной деятельности привлечь внимание детей к знакомым местам города, повысить познавательную активность....

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

    ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»

    Цель:создать условия для формирования у детей представления о семье.Задачи:1.      Уточнить понятие «семья», формировать представление о семье, как о людях, которы...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Моя малая родина".

    Цель:  Расширять и развивать представление детей огороде в котором они живут, развивать чувство патриотизма и любви к Родине....

    Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Города и сёла"

    В ходе проведения ООД дети расширят свои знания о городе и селе....

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Мой город – моя малая Родина».

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Мой город – моя малая Родина».Автор: Гажа Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории.Данный ...