Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Терентьева Елена Валерьевна

В ходе НОД дети расширяют свои представления о своей малой Родине, о родном городе Ржеве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»

Воспитатель: Терентьева Е.В.

Цель: расширить и углубить знания детей о своей малой Родине – Ржеве.

Задачи:

  • Раскрыть историческое понятие «город»;
  • познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; обсудить с детьми понятие «Малая Родина», продолжить знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу;
  • развивать речь, обучая составлению рассказов;
  • познакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле;
  • передавать в аппликации образ города,
  • закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве;
  • уточнять представления о величине: высокий, низкий, большой, маленький;
  • упражнять в  резании по прямой и по косой линии, аккуратно  использовать ножницы, кисточки, клей;
  • воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.

Материалы и оборудование:

фотографии памятников и достопримечательностей родного города;

ватман с нарисованными дорогами, деревьями, вырезки зданий из журналов;

Ход:

В: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня в руках?  (глобус)

Правильно! Это глобус. Макет нашей планеты Земля. Посмотрите, ребята, на глобусе голубым цветом показаны океаны, моря, реки, озера. Коричневым, желтым  – земля: горы и равнины, пустыни. Зеленым – растительный мир. А что еще можно увидеть на глобусе? Посмотрите на эти точки: маленькие и большие. Как вы думаете, что они обозначают? (города)

-Правильно, это города,

-Знаете ли вы. Почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по- старинному называли град: Киев- град, Москва – град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

- посмотрите на глобус. Какая большая наша планета Земля. Сколько стран на ней расположено! Ребята, а вы знаете,  в какой  стране  живете? (в России)

- Правильно! Мы живем в России. Это наша Родина. А что означает слово Родина? Слово Родина на разных языках мира звучит похоже.

 (Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья)[1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.).

Родина http://www.zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

- Вы сказали, что Россия – это Родина для всех людей, родившихся и проживающих в ней, большая Родина. А вы знаете, что у каждого человека, у каждого из нас есть малая Родина. Как вы думаете, что мы называем малой Родиной? (город, в котором родились).

- Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах бывали вы? В каком городе вы родились и живете? Значит ваша малая Родина – это город…(Ржев)

-Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации).

Это небольшой город, с не большим количеством проживающих в нем людей, не шумный. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть площадь, парки и скверы, кинотеатр, памятники, музей, библиотеки. Я предлагаю вам  прогуляться по  городу.

Физкультминутка

 Ты мой друг и я твой друг!

Посмотрите все вокруг:

Сколько здесь домов высотных, сколько маленьких вокруг.

Вот музей, а вот театр, здесь покажут нам спектакль.

Есть и школы, и сады для веселой детворы!

Вот красивый мост стоит, внизу реченька журчит,

Мы по городу гуляли, мы о городе узнали!

 -Понравилась вам прогулка по городу?

-Расскажите, в каком городе мы живем.

-Как называется город? Какой этот город?

-Расскажи о любимом месте в городе?

-Расскажи о городе в один из сезонов года?

-Как назывался город, когда его только начинали строить? (град) .

- Какое название города вам больше нравится? Почему?

-Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки.

-Мы  сказали, что каждый город имеет свое название, имя. А знаете, как называют людей, проживающих, например, в  Москве? Москвичи.

Д/и «Назови правильно» :

Воспитатель называет город, а дети говорят как называют его жителей. Сочи  - сочинцы, в Крыму , в Твери, в Новгороде, а как следует называть жителей нашего города Ржева? (Ржевитяне) Молодцы!

- Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Мы знаем, какой тяжелой была судьба нашего города, Ржев пережил страшные дни во время ВОВ. В Ржеве велись тяжелые, кровопролитные бои, было много потерь среди защитников города, но Ржев выстоял. 3 марта 1943 года был освобожден от фашистских захватчиков. В наши дни Ржеву было присвоено звание Города Воинской Славы. Много стихов посвятили Ржеву ржевские поэты, пережившие те страшные дни. Послушайте стихотворение:

Древний Ржев-городок на Волге –

Не знаком вам? Что ж, может быть…

Жил он долго в веках и скромно,

Всё, что скромно – легко забыть…

Лишь в молве все свежи и ярки

Из истории давних лет

О поручике Ржевском байки,

Но узнал Ржев и много бед…

Были войны, но всех кровавей

Лик последней большой войны,

На которой под Ржевом пали

Сотни тысяч - России сыны.

Берега, перелески, рощи

Их останков покой хранят.

В деревеньках под Ржевом молча

Обелиски, погосты стоят…

Пусть же в память живых и мёртвых,

От весенних дождей посвежев,

Будет славой увенчан город

Русский город, мой город Ржев… (С. Алдошин)

- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае:

Всякому мила родная сторона.

• Где кто родится, там и пригодится.

• Дома и стены помогают.

• Своя земля и в горсти мила.

• Родная землица и во сне снится.

- После войны пришлось всем потрудиться, чтобы восстановить наш славный город. Сейчас Ржев процветающий город, в котором живут счастливые люди.

- Назовите основные достопримечательности нашего города.

- На каких предприятиях трудятся жители нашего города?

- Что еще есть у нас в  городе?

- Ребята, я предлагаю вам сделать аппликацию «Ржев – город будущего». 

Аппликация «Ржев – город будущего» (коллективная композиция) -Вспомните, какие дома вы видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Предложить детям выбрать и рассмотреть  заготовки  иллюстраций зданий из журналов и вырезать. Спросить у детей, как они думают, что будет находиться в каждом здании. Вместе с детьми найти место для каждого дома в общей композиции. Напомнить о правилах поведения во время работы, о правилах безопасного обращения с ножницами. Перед началом работы выполнить пальчиковую гимнастику.

Дом

Я хочу построить дом,      (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

 Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.       (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

 Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,                              (Соединяем руки в замочек и делаем                           круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Итог НОД:

-О чем говорили?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового узнали о своем городе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Моя станица Попутная - моя малая Родина"

Задачи: Формировать любовь к родой станице, обогащать и расширять знания о памятных местах станицы и епе достопримчательностях...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша Армия. Защитники Родины".

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша Армия. Защитники Родины"....

Конспект НОД по познавательному развитию, в старшей группе ДОУ, по теме: «Моя малая Родина – Омская область».

quot;Моя малая родина- Омская область"Конспект НОД по пзнавательному развитию с интеграцие таких областей, как художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.ДАнный конспект будет актуал...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. «Мой город-моя малая Родина».

Расширять и закреплять представление детей о городе, в котором они живут; развивать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Мой город- моя малая Родина"

quot;Мой город Холмск" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание лучше узнать историю родного края....