Главные вкладки

    Коллаж для педагогов «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
    консультация (младшая группа) на тему

     

           В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»).

      Для деток, которым исполнился годик, отличная методика развития мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся! Пробуйте другие!

      Вот несколько примеров упражнений на развитие мелкой моторики рук дошкольников:

    1. переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком (для детей 1,5-2 лет)

    2. изображения различных фигур и предметов с помощью пальцев рук. Например, ставим обе ладони на ребро, подняв вверх большие пальцы, и совершаем волнообразные движения – получается пароход, плывущий по волнам. Одновременно можно приговаривать: «Пароход плывёт по речке

                                                                                  И пыхтит он, словно печка.»

    3. Методика мелкой моторики предполагает и игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Все эти занятия на развитие мелкой моторики подойдут для детей от 1 года.

    4. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!).

    Игры для детей от одного года

    1. Сильные ладошки.

    Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее — резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).

    2. Мозаика.

    Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

    3. Конструктор.

    Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

    4. Бусины.

    Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

    5. Шнуровки.

    Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

    6. Волшебный поднос.

    На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 — 3 лет можно рисовать цифры и буквы.

    7. Разноцветные прищепки.

    Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).

    8. Золушка.

    Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

    9. Забавные картинки.

    По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

    10. Счетные палочки.

    Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

    11. Маленький скульптор.

    Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

    В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

    "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

    В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

    Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

    “Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить”

    Консультация для родителей по развитию речи....