Главные вкладки

    дополнительная образовательная программа "Пайгоня"
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Чугунова Надежда Николаевна

    Дополнительная образовательная программа "Пайгоня"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programm_paygonya.docx32.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная образовательная программа «Пайгоня»

    Нормативно-правовой аспект программы.

    В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

    • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

    • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 233, и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26. п. 2).

    Содержание дополнительных образовательных программ.

    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    • формирование человека и гражданина интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

    Пояснительная записка

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.

    Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

    Актуальность данной проблемы состоит в том, что:

    фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

    - мордовский народный фольклор – универсальное средство введения детей в традицию мордовской национальной культуры;

    фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

    фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;

    фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

    Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

    Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

    Рабочая программа кружка «Пайгоня» направлена на познавательное развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.  

          Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.

    Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

         Цель: познакомить детей младшего дошкольного возраста с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей.

    Задачи:

    Образовательные:

    - дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

    - обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

    Воспитательные:

    - формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

    - формировать национальное самосознание детей, уважение к своему народу;

    Развивающие:

    - развивать творческие способности учащихся;

    -развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

          Педагогическая целесообразность программы «Пайгоня» состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.  Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с мордовским народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми; учиться различать фольклорные жанры.

    Возраст детей: 3-4 года

    Сроки реализации программы: 1 учебный год

    Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 мин.

    В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:

    - словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

    - наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

    - практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии,  имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки.

    Условия реализации программы:

    1. Специально организованная предметно-развивающая среда:

    - специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);

    - музыкальные инструменты: бубен, трещотка, и т. д.;

    - атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).

    - технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.

    - национальные костюмы;

    - игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

    - народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

    - художественная литература мордовских писателей и поэтовмордовский национальный фольклор;

    2. Методическое обеспечение программы:

    - демонстрационный и дидактический и материал;

    - методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям»«Народный костюм».

    - методическая литература;

    - конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

    - конспекты сценариев праздников, развлечений.

    Предполагаемые результаты реализации программы «Пайгоня»

    1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.

    2. Внедрение новых форм работы с детьми.

    3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа.

    - воспитанники должны знать:

    - детские жанры народно-песенного творчества (считалки, потешки, песни - игры, игры – загадки);

    - виды хороводов (круг, ручеёк);

    - стихи,  рассказы, сказки мордовских авторов;

    - песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, прибаутки.

    - элементы мордовского национального орнамента.

    Дети умеют:

    - обыгрывать образы героев в песнях и играх;

    - исполнять песни, потешки, выполнять игровые, хороводные движения;

    -выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);

    - использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

    4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.

    5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.

    Перспективное планирование

    Октябрь

    1.

     Экскурсия в мордовскую избу

    Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

    2.

    Познакомить детей с мордовской игрой «Нумолняса» («В зайчиков»)

    Научить детей играть в мордовскую народную подвижную игру «Нумолняса»

    3.

    Знакомство с мордовской народной игрушкой: птичкой-свистулькой, стилизованной матрешкой-мордовочкой»

    Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий. Рассказать о костюме мордовочки.

    4.

    Декоративная аппликация. Украшение салфетки мордовским орнаментом».

    Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учить составлять узоры из геометрических фигур. Учить накладывать одну деталь на другую, получать простейшие композиции узоров.

    Ноябрь

    1.

    Чтение стихотворения А.Ежова «Мастер»

    Побуждать у детей желание слушать данное стихотворение и эмоционально его воспроизводить; помочь в овладении отдельных слов  и фраз из стихотворения.

    2.

    «Урнякс»  (В белочек)

    Научить детей играть в мордовскую народную подвижную игру «Урнякс». Развивать двигательную активность детей, координацию движения.

    3.

    Заучивание наизусть стихотворения Ф. Бобылева «Хитрая морковка»

    Помочь детям запомнить стихотворение; учить рассказывать его интонационно выразительно, формировать положительное отношение к поэзии.

    4.

    «Кукла Татю засыпай!»

    Познакомить детей с колыбельными песенками.

    Рассказать о значении колыбельной песни в народе.

     «Заучивание колыбельной песенки «Ай баву, баву, баву…»

    Декабрь

    1.

    Чтение сказки «Благодарный медведь»

    Учить внимательно слушать народные сказки, побуждать проговаривать некоторые мордовские слова, формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.

    2.

    Прибаутка «Ай. козочка, козочка…»

    Познакомить детей с прибаутками.

    Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить прибаутку наизусть.

    3.

    Дидактическаяигра «Няканя» («Куколка»)

    Развивать мелкую моторику руки пальцев руки, сосредоточенность; воспитывать любовь и уважение к национальным традициям мордовского народа.

    4.

    Чтение сказки «Пугливая мышь»

    Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

    5.

    Аппликация «Флажок»

    Познакомить с государственным флагом Мордовии, развивать эстетическое отношение к флагу, любовь и гордость за свой край.

    Январь

    1.

    2.

    Чтение сказки «Кто виноват?»

    Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

    3.

    Разучивание мордовской народной игры «Мацикс да врьгазкс» («В гусей и волка»)

    Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

    4.

    Экскурсия в мордовскую избу

    Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

    Февраль

    1.

    Рассказывание рассказа П.Макшанцева «Сорока-воровка»

    Пробуждать у детей желание слушать сказки мордовских авторов.

    2.

    Музыкальный фольклор. Слушание песни «Ай, катоня, катоня» (Ой, кошечка, кошечка)

    Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость на мордовскую музыку разного характера и содержания.

    3.

    Папин день. «Рубаха для папы»

    Побуждать желание детей делать приятное своим родителям. Украшаем мордовским узором рубашку для папы.

    4.

    Потешка «Ай ацици,

    ацици».

    Вызвать у детей радость от слушания потешки, поощрять попытки малышей проговаривать слова

    Март

    1.

    Чтение сказки «Луна и солнышко»

    Развивать умение слушать и  отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

    2.

    Сарафан для мамы. Аппликация

    Учить получать простейшие комбинации узоров из подготовленных форм.

    3.

    Мордовские подвижные игры

    Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в игре.

    4.

    «Нюрямня» («Колыбельная»). Слушаем колыбельную песенку.

    Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

    Апрель

    1.

    Волшебный сундучок с загадками

     Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

    2.

    Чтение сказки «Мышка»

    Развивать умение детей слушать мордовские народные сказки.

    3.

    Зажжем разноцветные огоньки. Аппликация.

    Продолжать учить наклеивать готовые формы, любоваться своей работой. Создать праздничное  настроение.

    4.

    Музыкальный фольклор. Слушание песни «Нармоннят, нармоннят». (Птички, птички).

    Подводить к исполнению образных движений. Повышать интерес к музыке в процессе шумовых инструментов.

    Май

    1.

    Чтение рассказа П. Макшанцева  «Вкусная малина»

    Воспитывать у детей умение слушать художественные произведения, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном вариантах.

    2.

    Колыбельная песенка: «Баю, баю, баиньки…»

    Вызывать желание слушать мордовскую колыбельную, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость.

    3.

    Заучивание стихотворения П. Макшанцева «Огородник»

    Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание поэтического текста; помочь детям запомнить стихотворение.

    4.

    Экскурсия в мордовскую избу. Итоговое занятие с чаепитием.

    Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

    Список используемой литературы

         

           1.   Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.

           2.  Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», 1982 г.

           3.  Бояркин Н.И. «Мордовское народное музыкальное искусство», 1983 г.

           4.   Исайкина А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам   в дошкольных образовательных учреждениях РМ. Программа и методические рекомендации/Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр» культур финно- угорских народов» ; МО РМ, МРИО,- Саранск, 2007.

           5. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, / Сост. А.И.Исайкина.— Саранск, 1993

           6.   «Мордовский народный костюм» (альбом, 1990 г.)

           7.   «Мордовские народные сказки (сост. Самородов К.Т., 1978 г.)

           8.   «Народные сказки» (сост. Т.С. Борисова, 1996 г.)

           9. Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт. - сост. Е. Н. Киркина. /-Саранск, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

    Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

    Дополнительная образовательная программа познавательно - образовательной направленности "Светофорик"

    Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожн...

    Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

    Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования...

    «Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

    laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...