Родительское собрание
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Шемчук Наталья Васильевна

Представляет игры в помощь родителям для привлечения ребенка к интересным и познавательным заданиям на развитие фонематических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodsobr.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

 «Детский сад №2 «Ромашка ст.Гиагинской»

      Выступление на родительском собрании

 «Дома играем, фонематический слух развиваем»

                                                                               Подготовила:

                                                   Учитель-логопед Шемчук Н.В.

Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет.

Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, хлопанье форточки и т.д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой, который и содержит в себе тот самый особый фонематический слух. Но для чего же нужен ребёнку этот слух?

1 слайд.          Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи

2 слайд.         При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное     произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается замена букв, обозначающих  звонкие звуки, на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка , зайка-сайка, дом-том),  замена твёрдых на мягкие и наоборот          (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

 3 слайд          Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или    недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

 5 слайд            Слух бывает неречевой и речевой.

 Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.

Он является основой для понимания смысла сказанного.

6 слайд   Ребёнок растет и начинает осваивать разговорную речь,   хороший фонематический слух станет основой для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

     Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. А эти навыки в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре, слушать и понимать звуки.

Речевой слух   не возникает сам собой даже при наличии острого природного слуха: его нужно целенаправленно развивать, поскольку он способствует формированию фонематического слуха, а с ним связаны овладение чёткой речью и грамотность письма.

Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на 4-5 лет, но необходимо начинать формировать его гораздо раньше.

Сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь, но как лучше научить этому ребёнка? Конечно с помощью игры, ведь играя, малыш понимает мир гораздо легче и быстрее.

 7 слайд      Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

8 слайд     Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые вы можете поиграть дома.

9 слайд Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

Исследуйте звуковую природу любых предметов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребёнок мог догадаться о нём, предмет нужно рассматривать, брать в руки, ощупывать. Малышу полезно выполнять такие задания с закрытыми глазами: анализировать звуки на слух, без опоры на зрение.

 

10 слайд  Есть три этапа по сложности различения звуков:


1 Барабан, колокольчик или погремушка?
2 Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?

11 слайд «Отгадай, что звучит?»

           Взрослый за ширмой издаёт разные звуки и предлагает  ребёнку отгадать каким                  предметом был произведён звук.

              12 слайд «Где позвонили?»

     Ребёнок закрывает глаза взрослый тихо встаёт слева, справа, позади звенит в колокольчик. Ребёнок должен , не открывая глаз  показать рукой, где звенит

колокольчик.

13 слайд «Угадай, кто сказал»

Взрослый произносит фразы из сказки «Три медведя», меняет высоту голоса, подражая разным героям, а ребёнок  показывает соответствующего  персонажа или картинку.

14 слайд «Сломанный телевизор»

Взрослый беззвучно  артикулирует гласные звуки. ребёнок должен угадать какой

звук произносится. Можно поменяться ролями.

15 слайд «НЕ ошибись»

Взрослый показывает  предмет, громко и чётко  произносит его название,

например, БОКАЛ, затем предлагается то правильное, то неправильное звучание

этого слова. Ребёнок должен  хлопнуть в ладоши, когда услышит ошибку: ПОКАЛ, МАКАЛ, БОКАН.

16 слайд «Чудесный мешочек»

Ребёнок берёт из мешочка  маленькую игрушку, называет её и определяет

 первый (последний)  звук в слове.

17 слайд «Внимательные глазки»

Взрослый кладёт перед ребёнком  знакомые предметы. Предлагает показать те,

 в названии которых есть заданный звук

Такие игры способствуют формированию у ребёнка правильного речевого восприятия, и как следствие, верного произношения звуков.
Можно придумать ещё много весёлых интересных игр, но помните, что игра должна соответствовать возрасту. Она не должна утомлять малыша – пусть останется игрой.

Начните с простого, чтобы не было проблем со сложным!

18  слайд     Другие игры можно найти в  специальной педагогической литературе для родителей.

Например: А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребёнок»,

А.И.Максаков, «Г.А. Тумакова. Учите, играя»,

Г.А.Тумакова. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»,

Г.С.Швайко. «Игры и игровые упражнения по развитию речи».

А в заключении хочется сказать:

19 слайд    Будьте всегда дружелюбны и уважительны к ребенку.

 Он должен чувствовать, что  занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть.  Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

20  слайд         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...