«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ткаченко Елена Викторовна

Проет "Времена года" для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotehnika.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники» Проект «Времена года» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 г. Белгорода

Слайд 2

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: Трудности в построении монолога; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; Недостаточный словарный запас; Плохая дикция . Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

Слайд 3

Что же такое мнемотехника? Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.

Слайд 4

На основании анализа научной литературы мы выделили подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный Личностный Деятельностный Диалогический Культурологический Информационный Аксиологический

Слайд 5

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; 2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Слайд 6

В дидактике выделены три вида моделей: Предметная модель Предметно-схематическая модель Графические модели

Слайд 7

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет; не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности; нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Слайд 9

Актуальность проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышлении детей. Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Слайд 10

Новизна проекта заключается в использовании приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Метод организации работы с детьми отличается: Интегративностью Экономичностью Процессуальностью Здоровьесбережением Универсальностью

Слайд 11

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей: Развитие культурно -гигиенических навыков Рассказывание о растительном, животном и предметном мире Уход за комнатными растениями Рассказывание о времени года

Слайд 12

Отгадывание загадок и придумывание загадок Заучивание стихотворений

Слайд 13

Описание проекта Тип проекта: информационно-практико-ориентированный . Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы. Сроки выполнения проекта: Начало: сентябрь Окончание: май Продолжительность: долгосрочный, один учебный год. Объект исследования: процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода . Предмет исследования: мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста .

Слайд 14

Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при знакомстве с временами года.

Слайд 15

Задачи проекта:

Слайд 16

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: в отношении детей: через их совместную работу по поиску и сбору информации; по умению анализировать и систематизировать информацию; по умению общаться со сверстниками и взрослыми; в отношении родителей: через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; через активное участие в предлагаемых формах работы .

Слайд 17

Этапы реализации проекта: Подготовительный (сентябрь - октябрь) Внедренческий (октябрь - апрель) Заключительный (май)

Слайд 18

П одготовительный этап: Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. Изучение методической литературы по данной теме. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных. Разработка проекта по теме «Времена года». Экскурсии и целевые прогулки. Наблюдения за объектами и явлениями природы. Беседы. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Слайд 19

Задачей обследования детей является: Оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков. Выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях. Исследовать связную речь детей. Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов: № п/п Название методики 1 Классификация. 2 Исключение лишнего 3 Что в начале, что потом? 4 Скрытый смысл картин. 5 Нелепицы. 6 Загадки. 7 Времена года 8 Чего не хватает? 9 Аналитические задачи. 10 Пересказ текста «Синички».

Слайд 20

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на подготовительном этапе:

Слайд 21

Внедренческий этап: Пополнение развивающей среды наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемоквадратов , мнемодорожек , мнемотаблиц , опорных картинок, алгоритмов. 2 . Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 3 . Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц . Подбор книг , сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т.п. Изготовление книжек – самоделок совместно с детьми. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх . Изготовление игр, наглядных пособий для детей, изготовление лепбука «Мнемотехника», кейса «Все о природе» совместно с детьми. Изготовление панно «Времена года», мнемокуба совместно с детьми и родителями. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.

Слайд 22

Перспективный план работы: Месяц Специально – организованная деятельность Сентябрь Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» Создание альбома мнемотаблиц по стихотворениям об осени; Создание альбома рисунков «Сказки об Осени». Консультация для родителей на тему «Развиваем память ребёнка». Октябрь Отгадывание мнемозагадок. Упражнение «Рисуем слова». Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье», пересказ сказки по мнемотаблице . Мастер-класс для родителей: «Собираем слова в копилку». Ноябрь Составление предложений об осени по мнемодорожкам. Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице . Изготовление мнемотаблицы детьми к сказке « Листопадничек » и ее пересказ. Итоговое занятие по теме «Золотая книга осени » Декабрь Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» НОД по обучению связной речи с использованием приёма мнемотехники Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я. Маршака Чтение по ролям (с читающими детьми), инсценировка стихов. Упражнение «Рисуем слова » Придумывание мнемозагадок Январь Игра «Снежная куча» Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака Творческая работа «Зима»; Создание альбома рисунков «Сказки о Зиме».

Слайд 23

Перспективный план работы: Февраль Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице. Упражнение "Шпионы" (дети кодируют информацию) Рисуем сказку (придумывают свою) Составление рассказа по картине "Зимние забавы« ( использование мнемодорожек и мнемоквадратов ) Дидактическая и гра "Придумай сказку сам" ( мнемоквадраты ) Итоговое занятие по теме «Волшебная книга зимы» Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами ». Март Работа с мнемотаблицей по теме «Весна» Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам. Отгадывание мнемозагадок . Заучивание скороговорки по мнемотаблице . Играем с мнемокубом . Апрель Отгадывание мнемозагадки. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху) Заучивание пальчиковой гимнастики «На дворе апрель, с крыши капает капель» Пересказ сказки Снегурочка ( мнемотаблица ) Дидактическая игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты) Май Составление предложений о весне по мнемодорожкам. Составление описательного рассказа о весне по мнемотаблице . Итоговое совместное с родителями мероприятие : "Мнемотехника-это здорово"

Слайд 24

Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально); привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе; родительские собрания с просмотром открытых занятий по теме проекта ( ежеквартально); поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и м едали «За стремление к знаниям!» ребенку; консультации и памятки для родителей; индивидуальные консультации по осуществлению акций; оформление наглядной информации в родительском уголке.

Слайд 25

Заключительный этап: мониторинг; показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май); показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май); выставка детских рисунков; коллективная работа по выпуску детьми серии книг с использованием мнемотаблиц «Времена года »; Итоговое совместное с родителями мероприятие: "Мнемотехника-это здорово«.

Слайд 26

Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на заключительном этапе:

Слайд 27

Сравнительная диагностика на заключительном и подготовительном этапах:

Слайд 28

Результаты проекта в отношении детей : Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире; Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных; Речевой уровень изменился в лучшую сторону , дети стали активнее , проявляют интерес к занятиям по заучиванию , пересказыванию , составлению рассказов . Самостоятельное применение мнемотаблиц детьми, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории . Словарный запас вышел на более высокий уровень; Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией . в отношении родителей: повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности; повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе

Слайд 29

Представление образовательных результатов: родительские собрания; проведение индивидуальных бесед с родителями; педагогические советы, семинары, ГМО. городской смотр-конкурс «Золушка и маленький принц» в номинации «Художественное творчество » городской конкурс «Юный эрудит»

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отраж...

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений из разных источников литературы, для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. По мере усложнения картотека условно разделена на три этапа....

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Адаптированная программа по развитию наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

          Адаптированная программа по развитию наглядно- образного мышления  разработана учителем – дефектологом Евдокимовой М. В. и успешно внедрена в работу МБДО...

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...

«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»

Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих мо...

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приемов, которая способствует развитию связной речи. Раскрываются вопросы, такие как для чего нужна мнемотехника,...