Главные вкладки

    Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.   

      Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika.docx33.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

         Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи, – сложном речевом расстройстве, при котором  у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

         Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Эти дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, логически не связаны друг с другом.

          В детских учреждениях наиболее распространенный метод развития речи – это рассказывание.

    Трудности овладения связной монологической речью объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, неразвитой языковой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе.

    По мнению А. М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Ткаченко, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи является – наглядность. Изучение предметов, рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

         Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.    

      Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить». Но где найти такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

         Таким образом процесс формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при целенаправленном включении средств мнемотехники в структуру логопедического занятия.

       Для начала детей знакомят с мнемоквадратом, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.  Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

    Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

           Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.      

    Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

           Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.

    Этапы работы с мнемотаблицами:

    1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

    2 этап. Преобразование символов в образы

    3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы), т.е. обработка метода запоминания.

     Мнемотаблица  - схема в которой заложена определенная информация.
    Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

    Следовательно, разрабатывая  программу упражнений, на основании методики мнемотехника, позволяет  включить её в общую систему работы по развитию речи детей с ОНР.

    Перспективно-тематический план по формированию связной монологической речи у старших дошкольников

    Дата

    Тема занятия

    Цель занятия

    Содержание занятия

    Сентябрь

    4 неделя

    Осень. Признаки осени.

    Упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

    Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Осень».

    Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет».

    Октябрь

    1 неделя

    Пересказ рассказа «Лес осенью» с опорой на мнемотаблицу.

    Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу. Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам.

    Прочитать рассказ. Рассмотреть мнемотаблицы. Составить распространенные предложения по вопросам. Пересказать рассказ по мнемотаблице.

    Октябрь

    2 неделя

    Овощи. Огород.

    Учить составлять описательный рассказ овощей с опорой на схему. Упражнять в употреблении прилагательных.

    Рассмотреть картинки овощей.

    Игра «Скажи, какой?» Составить рассказ-описание по схеме.

    Октябрь

    3 неделя

    Фрукты. Сад.

    Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.  Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

    Загадать загадки.

    Игра «Один - много».

    Составить рассказ-описание по схеме.

    Октябрь

    4 неделя

    Грибы. Ягоды. Лес.

    Учить пересказывать рассказ по схеме. Упражнять в составлении распространенных предложений.

    Прочитать рассказ. Рассмотреть схемы. Составить предложения по вопросам.

     Пересказать рассказ по схеме.

    Ноябрь

    1 неделя

    Одежда.

    Составление рассказа-описания одежды по схеме.

    Учить составлять описательный рассказ по схеме.

    Учить распространять предложения путем введения определений.

    Рассмотреть альбом «Одежда».

    Задать вопросы по схеме.

     Игра «Составь предложение с «красивым» словом». Составить рассказ-описание по схеме.

    Ноябрь

    2 неделя

    Обувь. Заучивание стихотворения «Сапожки».

    Учить запоминать и рассказывать стихотворения с опорой на схему. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Загадать загадки.

    Прочитать  стихотворение.

    Выучить  стихотворение с опорой на схему.

    Ноябрь

    3 неделя

    Посуда. Составление рассказа-описания посуды.

    Учить составлять рассказ-описание по схеме.

    Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

    Рассмотреть альбом «Посуда»

    Задать вопросы по схеме. Игра «Один - много».

    Составить рассказ-описание по схеме.

    Ноябрь

    4 неделя

    «Моя самая любимая игрушка»

    Учить составлять рассказ описание по предмету.

     Рассмотреть игрушку.

     Беседовать об игрушках.

    Отгадывать загадки.

    Составлять описательный рассказ «Моя любимая игрушка»

    Декабрь

    1 неделя

    Зима. Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице.

    Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года

    Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Зима». Прочитать стихи,  рассказ про зиму. Поиграть дидактическую игру «Времена года», «Когда это бывает?», загадывать загадки. Составить рассказ по мнемотаблице «Зима».

    Декабрь

    2 неделя

    Домашние животные.

    Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на предметные картинки.

    Учить пересказывать сказку по предметным картинкам.

    Упражнять в составлении распространенных предложений.

    Прочитать сказку «Волк и семеро козлят».

     Задать вопросы по сказке и рассказать.

    Пересказать сказку по предметным картинкам.

    Декабрь

    3 неделя

    Дикие животные.

    Пересказ сказки

    «Рукавичка»

    Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий.

    Прочитать сказку «Рукавичка». Рассмотреть и обсудить символы диких и домашних животных по мнемотаблице «Рукавичка». Показать  сказку «Рукавичка» по коллажу. Рассказать по мнемотаблице «Заяц»,  «Волк».Рассказать сказку по мнемотаблице «Рукавичка».

    Декабрь

    4 неделя

    Новый год. Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год».

    Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

    Рассмотреть сюжетные картинки.

    Игра «Составь предложение с «красивыми» словами».

     Составить рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

    Январь

    2 неделя

    Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

    Учить детей пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

    Установить последовательность серии картинок. Дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии и изображают ее в виде пиктограммы. Составляют рассказ.

    Январь

    3 неделя

    Мебель.

    Заучивание стихотворения.

    Учить запоминать и рассказывать стихотворениепо мнемотаблице. Развивать память, внимание.

    Рассмотреть картинки с изображением мебели.

    Беседовать по теме «Мебель». Заучивать стихотворение по схеме.

    Январь

    4 неделя

    Транспорт. Составление сравнительного рассказа машин.

    Учить составлять сравнительный описательный рассказ с опорой на схему.

    Упражнять в распространении предложений определениями.

    Загадать загадки.

    Рассмотреть картинки с изображением машин.

    Прочитать стихотворение о транспорте

    Игра «Составь предложение с «красивыми» словами.

    Дидактическая игра «Где что можно делать».

    Составить сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на картинки.

    Февраль

    1 неделя

    Профессии.

    Составление рассказа-описания профессии.

    Учить составлять рассказ-описание по схеме.

    Учить составлять сложносочиненные предложения.

    Развивать логику.

    Беседовать о «Профессии».

    Читать стихотворения о профессиях.

    Рассмотреть картинки с изображением профессий.

    Отгадать загадки.

    Игра «Составь длинное предложение».

    Составить рассказ-описание по схеме.

    Февраль

    2 неделя

    Домашние птицы.

    Пересказ рассказа «На реке».

    Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам.

    Упражнять в употреблении простых предлогов.

    Учить составлять рассказ-описание по схеме.

    Рассмотреть картинки с изображением домашних птиц

     Беседовать о домашних птицах

     Прочитать рассказ.

     Ответить на вопросы по тексту.

    Пересказать рассказ по опорным картинкам.

    Дидактическая игра «Угадай цвет»

    Составить описательный рассказ по схеме.

    Февраль

    3 неделя

    Дом и его части. Пересказ сказки «Теремок»

    Учить пересказывать сказку по мнемотаблице.

    Учить составлять сложносочиненные предложения. Развить мелкую моторику.

    Рассмотреть картинки с изображением домов.

    Подвижная игра «Отгадай, чей голосок?»

    Прочитать сказку, ответить на вопросы.

    Дать образец пересказа по мнемотаблице.

    Пересказать сказку по мнемотаблице.

    Составить описательный рассказ «Мой дом» с опорой на картинку

    Февраль

    4 неделя

    Наша Армия. Заучивание стихотворения «Пограничник».

    Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Рассмотреть картинки с изображением военного транспорта.

     Беседовать по теме «Будем в армии служить».

    Прочитать стихотворение.

    Заучивать стихотворение по схеме.

    Март

    1 неделя

    Праздник наших мам.

    Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин день».

    Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

    Упражнять в образовании прилагательных.

    Рассмотреть картины, обсудить.

     Игра «Скажи, какая мама?»

    Дать образец рассказа.

    Составить рассказ по плану-схеме.

    Март

    2 неделя

    Весна. Составление описательного рассказа «Весна наступила».

    Учит составлять рассказ  по мнемотаблице.

    Загадать загадки.

    Поговорить о времени года.

    Игра «Составь предложение с «красивыми» словами».

    Дать образец рассказа. Составить рассказ по мнемотаблице.

    Март

    3 неделя

    Заучивание стихотворения про весну А.Н. Плещеева.

    Учить воспитанников заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники.

    Рассмотреть мнемотаблицу, схематическое изображение героев, явление природы, некоторых действий.

    Заучивать стихотворение по мнемотаблице. Рассказать стихотворение.

    Март

    4 неделя

    Семья.

    Составление рассказа «Семья»

    Учить находить причинно-следственные связи, определять основную мысль и выбирать лингвистические средства, необходимых для составления рассказа.

    Разложить иллюстрации по порядку для составления рассказа. Найти лишнюю картинку. Подбирать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения. Выделять  главную мысль в каждой картинке серии и изображать ее в виде пиктограммы.

    Апрель

    1 неделя

    Заучивание стихотворения  

    С.Я. Маршака  «Весна»  

    Учить заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники.

    Рассмотреть по мнемотаблице   изображение героев, явление природы, некоторых действий.

    Заучивать стихотворения по мнемотаблице.

    Апрель

    2 неделя

    Рассказывание сказки «Хаврошечка».

    Обучать детей рассказыванию методом моделирования сказок. Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

    Вспомнить сказку. Ответить на вопросы. Рассмотреть

    и ознакомить детей с игрушками, которые используют для моделирования сказки.  Рассказать  используя элементы народно-фольклорной лексики.

    Апрель

    3 неделя

    Насекомые.

    Заучивание стихотворения «Пчела»

    Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме.

    Учить пересказывать рассказ с опорой на схему Развивать память, внимание, мышление.

    Рассмотреть картинки с изображением насекомых.

     Беседовать по теме « Мир насекомых». Загадать загадки.

    Прочитать стихотворение.

    Выучить стихотворение по схеме.

    Рассказать стихотворения.

    Апрель

    4 неделя

    Труд людей весной.

    Составление рассказа по сюжетной картине

     «На даче».

    Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

    Учить детей составлять описательный рассказ по алгоритму.

    Рассмотреть картины, беседовать о труде людей весной.

     Игра «Составь предложение с «красивыми словами».

    Дать образец рассказа.

    Составить рассказ по плану-схеме.

     Рассмотреть картину «Весна»

    Составить описательный рассказ по алгоритму «Весна».

    Май

    2 неделя

    Поле. Луг.

    Составление рассказа по сюжетной картине «Поле».

    Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму.

    Упражнять в образовании множественного числа существительных в родительном падеже.

    Рассмотреть и беседовать по картине.

    Игра «Чего много?»

    Дать образец рассказа.

    Составить рассказ по пиктограмме.

    Май

    3 неделя

    Скоро лето.

    Составление описательного рассказа «Лето».

    Учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки.

    Загадать загадки.

    Рассмотреть картину и ответить на вопросы.

    Игра «Составь длинное предложение».

    Дать образец рассказа. Составить рассказ по предметным картинкам.

    Май

    4 неделя

    Скоро в школу.

    Составление рассказа по картине «Учительница»

    Уточнить знания детей о школе, закрепить название и назначение школьных принадлежностей. Согласовывать числительные с существительными.

    Рассмотреть картину, ответить на вопросы.

    Игра «Что возьмем в школу?».

     Составить рассказа по картине «учительница».

    Таким образом, все  занятия направлены на повышение уровня связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР, при использовании приемов мнемотехники.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

    Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

    Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

    ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

    Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

    Методические рекомендации по теме: «Театрализованная игра как метод развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».

    В работе даются рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе, использованию театрализованных игр для развития речи; предлагаем список рекомендованной литературы, примерный  план ...

    Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

    Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

    ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

    В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...