Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.   

  Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

     Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи, – сложном речевом расстройстве, при котором  у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

     Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Эти дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, логически не связаны друг с другом.

      В детских учреждениях наиболее распространенный метод развития речи – это рассказывание.

Трудности овладения связной монологической речью объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, неразвитой языковой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе.

По мнению А. М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Ткаченко, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи является – наглядность. Изучение предметов, рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

     Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.    

  Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит все наши команды, например, команду «запомнить». Но где найти такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

     Таким образом процесс формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при целенаправленном включении средств мнемотехники в структуру логопедического занятия.

   Для начала детей знакомят с мнемоквадратом, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.  Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

       Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.      

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

       Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

2 этап. Преобразование символов в образы

3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы), т.е. обработка метода запоминания.

 Мнемотаблица  - схема в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Следовательно, разрабатывая  программу упражнений, на основании методики мнемотехника, позволяет  включить её в общую систему работы по развитию речи детей с ОНР.

Перспективно-тематический план по формированию связной монологической речи у старших дошкольников

Дата

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Сентябрь

4 неделя

Осень. Признаки осени.

Упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Осень».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет».

Октябрь

1 неделя

Пересказ рассказа «Лес осенью» с опорой на мнемотаблицу.

Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу. Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам.

Прочитать рассказ. Рассмотреть мнемотаблицы. Составить распространенные предложения по вопросам. Пересказать рассказ по мнемотаблице.

Октябрь

2 неделя

Овощи. Огород.

Учить составлять описательный рассказ овощей с опорой на схему. Упражнять в употреблении прилагательных.

Рассмотреть картинки овощей.

Игра «Скажи, какой?» Составить рассказ-описание по схеме.

Октябрь

3 неделя

Фрукты. Сад.

Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.  Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

Загадать загадки.

Игра «Один - много».

Составить рассказ-описание по схеме.

Октябрь

4 неделя

Грибы. Ягоды. Лес.

Учить пересказывать рассказ по схеме. Упражнять в составлении распространенных предложений.

Прочитать рассказ. Рассмотреть схемы. Составить предложения по вопросам.

 Пересказать рассказ по схеме.

Ноябрь

1 неделя

Одежда.

Составление рассказа-описания одежды по схеме.

Учить составлять описательный рассказ по схеме.

Учить распространять предложения путем введения определений.

Рассмотреть альбом «Одежда».

Задать вопросы по схеме.

 Игра «Составь предложение с «красивым» словом». Составить рассказ-описание по схеме.

Ноябрь

2 неделя

Обувь. Заучивание стихотворения «Сапожки».

Учить запоминать и рассказывать стихотворения с опорой на схему. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Загадать загадки.

Прочитать  стихотворение.

Выучить  стихотворение с опорой на схему.

Ноябрь

3 неделя

Посуда. Составление рассказа-описания посуды.

Учить составлять рассказ-описание по схеме.

Упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

Рассмотреть альбом «Посуда»

Задать вопросы по схеме. Игра «Один - много».

Составить рассказ-описание по схеме.

Ноябрь

4 неделя

«Моя самая любимая игрушка»

Учить составлять рассказ описание по предмету.

 Рассмотреть игрушку.

 Беседовать об игрушках.

Отгадывать загадки.

Составлять описательный рассказ «Моя любимая игрушка»

Декабрь

1 неделя

Зима. Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице.

Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года

Рассмотреть и обсудить символы по мнемотаблице «Зима». Прочитать стихи,  рассказ про зиму. Поиграть дидактическую игру «Времена года», «Когда это бывает?», загадывать загадки. Составить рассказ по мнемотаблице «Зима».

Декабрь

2 неделя

Домашние животные.

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на предметные картинки.

Учить пересказывать сказку по предметным картинкам.

Упражнять в составлении распространенных предложений.

Прочитать сказку «Волк и семеро козлят».

 Задать вопросы по сказке и рассказать.

Пересказать сказку по предметным картинкам.

Декабрь

3 неделя

Дикие животные.

Пересказ сказки

«Рукавичка»

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий.

Прочитать сказку «Рукавичка». Рассмотреть и обсудить символы диких и домашних животных по мнемотаблице «Рукавичка». Показать  сказку «Рукавичка» по коллажу. Рассказать по мнемотаблице «Заяц»,  «Волк».Рассказать сказку по мнемотаблице «Рукавичка».

Декабрь

4 неделя

Новый год. Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год».

Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

Рассмотреть сюжетные картинки.

Игра «Составь предложение с «красивыми» словами».

 Составить рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

Январь

2 неделя

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

Учить детей пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Установить последовательность серии картинок. Дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии и изображают ее в виде пиктограммы. Составляют рассказ.

Январь

3 неделя

Мебель.

Заучивание стихотворения.

Учить запоминать и рассказывать стихотворениепо мнемотаблице. Развивать память, внимание.

Рассмотреть картинки с изображением мебели.

Беседовать по теме «Мебель». Заучивать стихотворение по схеме.

Январь

4 неделя

Транспорт. Составление сравнительного рассказа машин.

Учить составлять сравнительный описательный рассказ с опорой на схему.

Упражнять в распространении предложений определениями.

Загадать загадки.

Рассмотреть картинки с изображением машин.

Прочитать стихотворение о транспорте

Игра «Составь предложение с «красивыми» словами.

Дидактическая игра «Где что можно делать».

Составить сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на картинки.

Февраль

1 неделя

Профессии.

Составление рассказа-описания профессии.

Учить составлять рассказ-описание по схеме.

Учить составлять сложносочиненные предложения.

Развивать логику.

Беседовать о «Профессии».

Читать стихотворения о профессиях.

Рассмотреть картинки с изображением профессий.

Отгадать загадки.

Игра «Составь длинное предложение».

Составить рассказ-описание по схеме.

Февраль

2 неделя

Домашние птицы.

Пересказ рассказа «На реке».

Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам.

Упражнять в употреблении простых предлогов.

Учить составлять рассказ-описание по схеме.

Рассмотреть картинки с изображением домашних птиц

 Беседовать о домашних птицах

 Прочитать рассказ.

 Ответить на вопросы по тексту.

Пересказать рассказ по опорным картинкам.

Дидактическая игра «Угадай цвет»

Составить описательный рассказ по схеме.

Февраль

3 неделя

Дом и его части. Пересказ сказки «Теремок»

Учить пересказывать сказку по мнемотаблице.

Учить составлять сложносочиненные предложения. Развить мелкую моторику.

Рассмотреть картинки с изображением домов.

Подвижная игра «Отгадай, чей голосок?»

Прочитать сказку, ответить на вопросы.

Дать образец пересказа по мнемотаблице.

Пересказать сказку по мнемотаблице.

Составить описательный рассказ «Мой дом» с опорой на картинку

Февраль

4 неделя

Наша Армия. Заучивание стихотворения «Пограничник».

Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме.

Развивать память, внимание, мышление.

Рассмотреть картинки с изображением военного транспорта.

 Беседовать по теме «Будем в армии служить».

Прочитать стихотворение.

Заучивать стихотворение по схеме.

Март

1 неделя

Праздник наших мам.

Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин день».

Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

Упражнять в образовании прилагательных.

Рассмотреть картины, обсудить.

 Игра «Скажи, какая мама?»

Дать образец рассказа.

Составить рассказ по плану-схеме.

Март

2 неделя

Весна. Составление описательного рассказа «Весна наступила».

Учит составлять рассказ  по мнемотаблице.

Загадать загадки.

Поговорить о времени года.

Игра «Составь предложение с «красивыми» словами».

Дать образец рассказа. Составить рассказ по мнемотаблице.

Март

3 неделя

Заучивание стихотворения про весну А.Н. Плещеева.

Учить воспитанников заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники.

Рассмотреть мнемотаблицу, схематическое изображение героев, явление природы, некоторых действий.

Заучивать стихотворение по мнемотаблице. Рассказать стихотворение.

Март

4 неделя

Семья.

Составление рассказа «Семья»

Учить находить причинно-следственные связи, определять основную мысль и выбирать лингвистические средства, необходимых для составления рассказа.

Разложить иллюстрации по порядку для составления рассказа. Найти лишнюю картинку. Подбирать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения. Выделять  главную мысль в каждой картинке серии и изображать ее в виде пиктограммы.

Апрель

1 неделя

Заучивание стихотворения  

С.Я. Маршака  «Весна»  

Учить заучивать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотехники.

Рассмотреть по мнемотаблице   изображение героев, явление природы, некоторых действий.

Заучивать стихотворения по мнемотаблице.

Апрель

2 неделя

Рассказывание сказки «Хаврошечка».

Обучать детей рассказыванию методом моделирования сказок. Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

Вспомнить сказку. Ответить на вопросы. Рассмотреть

и ознакомить детей с игрушками, которые используют для моделирования сказки.  Рассказать  используя элементы народно-фольклорной лексики.

Апрель

3 неделя

Насекомые.

Заучивание стихотворения «Пчела»

Учить запоминать и рассказывать стихотворение по схеме.

Учить пересказывать рассказ с опорой на схему Развивать память, внимание, мышление.

Рассмотреть картинки с изображением насекомых.

 Беседовать по теме « Мир насекомых». Загадать загадки.

Прочитать стихотворение.

Выучить стихотворение по схеме.

Рассказать стихотворения.

Апрель

4 неделя

Труд людей весной.

Составление рассказа по сюжетной картине

 «На даче».

Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему.

Учить детей составлять описательный рассказ по алгоритму.

Рассмотреть картины, беседовать о труде людей весной.

 Игра «Составь предложение с «красивыми словами».

Дать образец рассказа.

Составить рассказ по плану-схеме.

 Рассмотреть картину «Весна»

Составить описательный рассказ по алгоритму «Весна».

Май

2 неделя

Поле. Луг.

Составление рассказа по сюжетной картине «Поле».

Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму.

Упражнять в образовании множественного числа существительных в родительном падеже.

Рассмотреть и беседовать по картине.

Игра «Чего много?»

Дать образец рассказа.

Составить рассказ по пиктограмме.

Май

3 неделя

Скоро лето.

Составление описательного рассказа «Лето».

Учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки.

Загадать загадки.

Рассмотреть картину и ответить на вопросы.

Игра «Составь длинное предложение».

Дать образец рассказа. Составить рассказ по предметным картинкам.

Май

4 неделя

Скоро в школу.

Составление рассказа по картине «Учительница»

Уточнить знания детей о школе, закрепить название и назначение школьных принадлежностей. Согласовывать числительные с существительными.

Рассмотреть картину, ответить на вопросы.

Игра «Что возьмем в школу?».

 Составить рассказа по картине «учительница».

Таким образом, все  занятия направлены на повышение уровня связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР, при использовании приемов мнемотехники.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....