Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Комина Екатерина Владимировна

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………….1
  2. Концепция деятельности………………………………………………..2
  3. Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6
  4. Система работы……………………………………………………..…..12
  5. Предъявление опыта деятельности…………………………………….16
  6. Выводы…………………………………………………………………...16

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект133.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

К началу обучения в школе ребенок должен овладеть всей системой родного языка, то есть к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития:

  • словаря;
  • грамматического строя речи;
  • фонетико-фонематической стороны языковой деятельности;
  • связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Неоценима роль развитой связной монологической в структуре общей психологической готовности ребенка к школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Именно поэтому так необходимо проведение со старшими дошкольниками систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности.

Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности старшего дошкольника, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, - вопрос о подборе адекватных методов и приемов развития связной монологической речи приобретает особую актуальность.

Возможное несоответствие выпускников массовых дошкольных учреждений требованиям Госстандарта обусловлено, по моему мнению, рядом причин, среди которых можно выделить как социальные, так и психолого-педагогические:

  • дефицит времени и низкий уровень педагогической культуры родителей;
  • недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей;
  • недостаточное методическое и дидактическое обеспечение работы по развитию речи в ДОУ;
  • слабое финансирование ДОУ;
  • недостаточное использование игровых приемов в практике обучения детей связной монологической речи.

2. Концепция деятельности.

Цель моей работы - повысить уровень развития связной монологической речи детей, создать в группе соответствующее старшему дошкольному возрасту речевое окружение, обобщить  педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

В ходе своей педагогической деятельности хочу проверить следующую гипотезу: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей в старшей группе детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Овладение речью – активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в живом использовании ребенком своих анализаторных систем. Кроме того, активно протекающий процесс овладения речью, в том числе связной, нуждается в социальной коррекции, которая даже в норме затруднена без обеспечения должного взаимодействия ДОУ и семьи.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – как диалогической, так и монологической.

Монолог более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.

В практике современного детского сада обучение связной речи часто осуществляется без учета видовой классификации монологической речи, недостаточное внимание уделяется обучению дошкольников осознанному построению высказывания.

Появляющиеся в речи детей 5-7 лет элементы монологических высказываний ситуативны, понять их без наглядности практически невозможно. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу. В свободных высказываниях детей преобладают повествовательные монологи. Главная характеристика повествования - динамика - не вызывает у них трудностей в употреблении речи. Наиболее сложным для старших дошкольников является соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.

Монологи описательного типа сложны для детей дошкольного возраста из-за необходимости выдерживать статичность высказывания. Наибольшие трудности при составлении детьми описательных высказываний вызывает умение выделять объект речи описания, выдерживать логику и последовательность перечисления предметов, признаков, свойств. Однако при определенной наглядности высказывания детей отличает высокая степень статичности.

Рассуждение – самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства. Поэтому у детей 5-7 лет наблюдаются  лишь элементы рассуждения, говорить о которых как о самостоятельных монологических высказываниях в данном возрасте не приходится.

Исходя из перечисленного выше, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Проштудировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Изучить программные требования и рекомендации по вопросу развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (программа Т. Н. Дороновой «Из детства – в отрочество»).
  3. Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи.
  4. Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.
  5. Всеобъемлюще использовать игру как фактор речевого развития.
  6. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.
  7. Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.

Основными принципами моей работы являются:

  • принцип гуманизма (умение педагога встать на позицию ребенка);
  • принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
  • принцип интеграции (реализуется в совокупности со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ)

Все принципы ориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его индивидуальности, его внутреннего духовного мира, сотрудничество родителей, детей и воспитателей.

Ожидаемые результаты работы:

  1. Создание системы работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Сохранение здоровья детей.
  3. Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
  4. Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Подбор методической литературы по теме.
  2. Повышение своей профессиональной компетентности, обогащение опыта работы.
  3. Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию связной речи.
  4. Наличие дидактических игр.
  5.  Активное участие детей в различных видах деятельности.
  6. Активное участие  родителей в жизни группы.

Способы оценки результатов:

  • наблюдение за деятельностью детей;
  • беседы с детьми;
  • аттестация педагога;
  • анализ открытого мероприятия для ДОУ города;
  • тематический контроль;
  • срез знаний;
  • анализ планирования;
  • анализ предметно-развивающей среды в группе;
  • проведение совместных мероприятий с родителями.

Мой опыт будет интересен педагогам, работающим в группах старшего дошкольного возраста и родителям старших дошкольников.

Ресурсное обеспечение:

  1. Методическое обеспечение: наличие методических разработок по данной теме.
  2. Кадровое обеспечение: повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства (занимаюсь самообразованием, закончила кафедру «Дошкольная педагогика и психология» педагогического факультета ТвГУ, закончила кафедру «Специальная психология и коррекционная педагогика» логопедического факультета МПСИ по специальности «Логопедия»); поддержка со стороны администрации ДОУ.
  3. Материальное обеспечение: наличие методической литературы; наличие дидактических игр; пополнение развивающей среды в группе.

Факторы, способствующие реализации данного опыта:

  • использование в ДОУ программ нового поколения;
  • личная заинтересованность в данной работе;
  • благоприятные условия в ДОУ для работы по данной проблеме;
  • наличие в ДОУ высококвалифицированного учителя-логопеда;
  • личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.

Факторы, препятствующие реализации данного опыта:

  • отсутствие понимания многими родителями важности развития связной монологической речи для предстоящего процесса школьного обучения.

  1. Теоретическая и методическая база.
  1. Связная речь. Значение связной монологической речи для развития детей старшего дошкольного возраста.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л.,  - это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения. Две основные функции речи – коммуникативная и обозначающая, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. 

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная  и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяя ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Необходимо развивать все стороны устной речи: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, ее связность и интонационную выразительность.

Связная речь – последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Владение связной речью детьми дошкольного возраста предполагает способность к построению связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по одной сюжетной картинке, по серии картинок, умение соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Р. Лурия и др.). Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, Леонтьев А.А. особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность.

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу 

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. или против исходного тезиса) и выводы.

  1. Вопрос развития связной монологической речи старших дошкольников в литературе, программных документах дошкольного образования, практике дошкольных учреждений.

Вопрос развития речи детей младшего дошкольного возраста достаточно подробно освещен в литературе.

Проблема развития связной монологической речи старших дошкольников не раз освещалась в научных и методических разработках лингвистов, логопедов и педагогов. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Флериной Е.А., Радиной Е.И., Коротковой Э.П., Логиновой В.И., Гербовой В.В и другими.

Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях Леушиной А.М. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, а формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

Методику обучения монологической речи уточняют и дополняют исследования Смольниковой Н.Г о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Коротковой Э.П. об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Смирнова Е.А. и Ушакова О.С. раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет Гербова В.В.

Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым, пытаются сами объяснить свои действия. 

С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. и др.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. После 5 лет дети способны самостоятельно рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие происходящих событий, составить рассказ по сюжетной картинке и серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа, придумать конец и начало рассказа/сказки. 

Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Головань Н.А., Федоренко Л.П., Зимняя И.А. и др.). Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Выготский Л.С., Лурия А.Р., и др.). Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения:

  • тематическое и структурное единство;
  • адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
  • произвольность, плановость и конспективность изложения;
  • логическая завершенность;
  • грамматическая связность высказывания.

В старшем дошкольном возрасте на занятиях по обучению рассказыванию осуществляется обучение пересказу, описанию игрушек, предметов, сюжетных картин и картинок, рассказыванию из опыта, творческому рассказыванию. Детей учат рассказывать логично и последовательно, выражая мысль грамматически правильно, точно и образно.

Проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста не раз освещалась в журналах «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», (Белошистая А., Ю. Афонькина, Т., Ушакова О.С., Шадрина Л.,  Гербова В. В. И другие).

Основные направления, приемы и методы работы по развитию связной речи детей 5-6 лет описаны во многих методиках развития речи дошкольников (Соловьевой О. И., Ушаковой О. С., Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А. и др.) и программах обучения и воспитания дошкольников в детском саду, таких как: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет «Радуга» под редакцией Дороновой Т. Н., Гризик Т. И.,  программа развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Логиновой В. И. «Детство», программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей под ред. Дороновой Т. Н. «Из детства – в отрочество»  и в ряде других.

Более подробно остановимся на описании данного вопроса в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и программе по формированию здоровья и развитию детей под редакцией Дороновой Т. И. «Из детства – в отрочество».

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» выделяются следующие направления развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста: обучение детей пересказу, составлению рассказов об игрушках и предметах, рассказыванию по картине, рассказыванию на темы из опыта ребенка. Уточняется то, что детей данного возраста учат рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно и образно. В программе приводятся конкретные приемы работы по формированию связной монологической речи: пересказ знакомых сказок, пересказ произведения по частям, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка автомобилей», составление описательных писем, составление рассказа по вопросам, и ряд других.

В разделе «Развитие речи» программы «Из детства – в отрочество» Т. И. Гризик и Л. Е. Тимощук указывают, что в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению описанию и повествованию, то есть тем типам монолога, которые доступны детям 5-7 лет. Также необходимо проводить работу по формированию умений, необходимых для осознанного построения монологических высказываний. При обучении описанию предметов и объектов:

  • упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании;
  • упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.
  • учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных элементов следующим путем: определение внешних и внутренних характеристик – выбор последовательности передачи характеристик;
  • упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная деятельность, игры и т.д.).

При обучении повествованию:

  • упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках;
  • учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок);
  • дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка;
  • учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований;
  • упражнять детей в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов: по аналогии, путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста;
  • упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Предполагается обучение детей навыкам построения связного высказывания во всех видах деятельности: на занятиях по познавательному развитию, по формированию элементарных математических представлений, по художественной литературе, в ходе изобразительной и театральной деятельности.

  1. Система работы.

В 2008 году мною было проведено обобщение и реализация педагогического опыта на тему «Современные методы и приемы, способствующие развитию правильных речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста». Данная работа является продолжением работы, начатой с детьми младшего дошкольного возраста.  Данная работа посвящена развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, необходимой для успешного обучения детей в школе.

Дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут в данном возрасте, то процесс усвоения языка не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Мною было принято решение начать свою работу с диагностического этапа, чтобы определить исходный уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста в целом, а также определить уровень развития связной монологической речи в частности.

Обследование речи детей проводилось в соответствии с программой   Т. Н. Дороновой «Из детства – в отрочество» и осуществлялось по следующим направлениям: обследование словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, речевого слуха, связной речи (диалогическое взаимодействие, повествовательные и описательные высказывания).

По результатам диагностики необходимый уровень речевого развития был выявлен у 26 % детей, средний уровень у 69% детей, низкий уровень был выявлен у 5 % детей.

По сравнению с результатами диагностики на начало прошлого учебного года положительная динамика уровня речевого развития была выявлена у 31% детей.

В результате диагностики связной речи были выявлены следующие результаты: необходимый уровень – 2 ребенка (10%), средний уровень – 11 детей (58%), низкий – 6 детей (32%).

Недостаточное развитие связной монологической речи, а именно значительные трудности при составлении описательных и повествовательных рассказов проявлялись при необходимости определить главную тему повествования, подборе признаков и соблюдении последовательности при составлении описательных рассказов.

Диагностика психического благополучия детей показала, что практически все дети подвижны, энергичны и посещают детский сад с удовольствием. Дети положительно относятся к окружающим, не имеют страхов.

В своей работе «Современные методы и приемы, способствующие развитию правильных речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2008 год) мною была проведена диагностика педагогической культуры родителей методом анкетирования. Результаты анкетирования родителей показали, что во многих семьях воспитанием детей занималась только мама, обнаруживалась слабая связь детей и родителей в плане расширения детского кругозора. Основным источником впечатлений ребенка во многих семьях являлось исключительно его ближайшее окружение (ДОУ, семья). Выходные дни дети и родители чаще всего проводили дома, где дети были предоставлены сами себе и проводили время у телевизора или компьютера. Лишь 10% родителей обращались к педагогической литературе. Лишь 20% родителей находили время для ежедневного чтения детям художественной литературы. Многие родители затруднялись перечислить предпочтения своего ребенка (игры, литература и т. п.). На данный момент ситуация улучшилась. Целенаправленная работа с родителями, проводившаяся на протяжении двух лет, принесла положительные результаты. Из личных бесед с родителями и детьми было выявлено, что все родители гораздо больше времени и внимания уделяют предпочтениям своих детей, посещают родственников, массовые мероприятия. 80% детей посещают кружковые занятия. 70% детей вместе с родителями регулярно посещают детскую городскую библиотеку. Однако, все еще отчетливо сохраняется тенденция заменять занятия с ребенком компьютерными играми, которые хотя и могут обеспечить развивающий эффект, но явно являются уходом от прямого общения, так необходимого ребенку в этом возрасте.

Опираясь на полученные данные, я начала работу по проблеме развития связной монологической речи с детьми своей группы. Прежде всего, было составлено перспективное планирование по развитию речи детей в старшей группе. [См. приложения]. 

Также мною был обобщен педагогический опыт работы по применению методов и приемов развития связной монологической речи в современных условиях, подобраны приемы и формы работы для формирования последовательного, логически правильно выстроенного и лексико-грамматически правильно оформленного высказывания, были подобраны дидактические игры и упражнения по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. [См. приложения]

В своей работе я много внимания уделяю индивидуальной работе с детьми, сотрудничеству с учителем-логопедом ДОУ. Стараюсь, чтобы моя речь была медленной и плавной, доброжелательно проинтонированной, доступной детям, не допуская, однако, подделывания под детскую речь. В своей работе опираюсь на принцип наглядности, используя разнообразный иллюстративный материал. В практике применяю весь комплекс наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов, соблюдая при этом принцип личностно-ориентированного подхода. Поскольку развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка, общаясь с детьми, добиваюсь от них четкого произношения звуков. Достаточно времени в своей работе с детьми я отвожу для дыхательных, артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики, упражнениям и играм по развитию мелкой моторики рук. Много внимания в своей педагогической работе отвожу упражнениям и играм на развитие слухового внимания и фонематического слуха. Большое внимание уделяю пополнению словарного запаса детей, начиная с обобщенных понятий. При ознакомлении детей с названиями предметов из определенных лексических тем, не забываю разбирать вместе с детьми назначение тех или иных предметов, подбирать антонимы и синонимы, работать над осознанием детьми родовидовых отношений между словами. Много внимания уделяю развитию грамматического строя речи.  В работе по формированию связной монологической речи использую разнообразные игровые, словесные, наглядные приемы. При обучении детей пересказу, составлению описательного и повествовательного рассказа использую как стандартные методы и приемы (пересказ знакомых коротких сказок с опорой на иллюстрации, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, описание предметов и объектов в определенной последовательности и др.), использую такие приемы как, например: пересказ с элементами драматизации, составление рассказа по набору игрушек, составление рассказа с использованием фланелеграфа, описание предметов с опорой на схемы, составление рисунков по описанию и другие. [См. приложения]

Мною были проведены консультации с родителями по темам: «Развитая связная монологическая речь – одно из условий успешного обучения в школе», «Простые игры (игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста)». [См. приложения] В работе с родителями много внимания уделяю индивидуальным консультациям по вопросам развития связной речи у детей, знакомлю с приемами, способствующими становлению монологической речи.

На педагогических советах выступила с докладами по следующим темам: «Связная речь. Значение связной речи для формирования готовности старшего дошкольника к школьному обучению», «Современные методы и приемы, способствующие развитию связной монологической речи у старших дошкольников».

Большая работа была проведена мною совместно с родителями по созданию развивающей среды в группе. Я отвела в группе место для разнообразных дидактических игр на классификацию, сравнение, вычленение определенных признаков, игры на поиск неточностей, уточнение представлений о форме, размере предметов. В речевом уголке группы присутствуют пособия не только для развития мелкой моторики (шнуровки, прищепки, мозаика и др.) и комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, пособия по развитию речевого дыхания, но и игры для развития связной речи («Что сначала, что потом», «Закончи рассказ», «Закончи предложение», схемы для составления описательных рассказов, фланелеграф, разнообразные сюжетные картинки и серии сюжетных картин, сочиненные и проиллюстрированные детьми сказки и др.). Для составления пересказов с элементами драматизации дети активно используют конусный и пальчиковый кукольный театр, куклы «Би-ба-бо» в театральном уголке.

Два раза в неделю, во второй половине дня, мною проводились занятия в кружке «АБВГДйка» с подгруппой детей. Цель работы кружка - развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Работу по развитию связной речи была построена на основе методики по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, предложенной Лебедевой Л. В., Козиной И. В., а также опираясь на собственную систему занятий по обучению детей составлению описательных рассказов по опорным схемам, предложенным Ткаченко Т. А. [См. приложения]

  1. Предъявление опыта деятельности.        

Я завершила свою работу. В течение года я проводила индивидуальные консультации с родителями, напоминая им о необходимости развития связной монологической речи у детей. На педагогическом совете я выступила с опытом своей работы «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста», который был рекомендован к распространению в ДОУ.

  1. Выводы.

Мой проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и предполагает активное совместное участие детей и родителей в проекте. Местом реализации проекта является дошкольное учреждение или семья. Поставленная мною цель - поднять уровень развития связной монологической речи детей, создать в группе соответствующее старшему дошкольному возрасту окружение, обобщить  педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста – выполнена. Гипотеза о том, наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей старшей группе детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе подтверждена. Дети в группе стали более раскрепощенными, общительными, они легче идут на контакт со своими сверстниками и взрослыми, повысился общий уровень речевого развития детей в группе. Процент детей с высоким уровнем развития связной монологической речи повысился с 10% до 32%, со средним уровнем – упал с 58% до 52%, а процент детей с низким уровнем развития связной речи упал с 32% до 16%. Детям удается составление пересказов небольших по объему текстов, составление повествовательных рассказов и составление описательных рассказов с опорой на схемы.

Постоянное взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей, безусловно, дало положительные результаты. Родители стали больше внимания уделять культуре собственной речи и речевому развитию детей. Изменилось отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители сменили позицию созерцателя на позицию активного помощника в создании развивающей среды. Понимая необходимость сотрудничества семьи с ДОУ и сотрудничества с собственным ребенком, родители более грамотно смогут способствовать формированию психологической готовности к школе у своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...


 

Комментарии

Очень интересный и актуальный материал!