Круглый стол с воспитателями
методическая разработка на тему

Колычева Светлана Дмитриевна

«Планирование и проектирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.Тема «Планирование и проектирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом детей».

Слайд 2. Вступительное слово «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как  деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.  

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Вопрос 1: Какая особенность устройства жизни, быта племени  нашла отражение  в игре детей? Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?

Ответ 1: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.  

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.

Как возникает ролевая игра? Надо ли учить ребенка играть или это процесс происходит сам по себе?

Игра, как любой другой процесс развития проходит несколько стадий-этапов.

Слайд 3. И так рассмотрим основные этапы развития ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.

Игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Второй этап: простые ролевые игры.

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса. На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»

Третий этап: сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры.

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

Слайды 4. Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников в соответствии с ФГОС.

В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

       Традиционный подход (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская и др.), суть которого заключается в том, что его разработчики считают — игра, как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и актуализировать их в личном опыте ребенка.

        Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова), в котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями.
Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:
— ознакомление с окружающей действительностью в активной деятельности;
— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;
— создание развивающей игру предметно-игровой среды;
— проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

      «Партнерский» подход к руководству игрой (обучающий метод) (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Авторы этого подхода считают, что цель педагогического воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание.
Основной принцип этого подхода: взрослый — играющий партнер. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе разворачивать
 совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более сложный способ ее построения.

Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога.

          Слайд 5.  На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей. А какие вы знаете приемы … Да совершенно верно выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

 Прямые  включают приемы непосредственного участия  взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

  • принятие на себя роли;
  • разъяснение;
  • совет;
  • помощь в решении спора;
  • показ различных способов игры.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

 -  оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

 -  формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

- создание игровой ситуации;

- наблюдение за игрой детей.

Вопрос: Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте?

Ответ : Педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте  - косвенных.

Переходим к практической части нашего семинара.

Заполнить таблицу «Примерный временной план игр»

Одна группа будет заполнять пустую таблицу мл.возр., другая старший возр.

Тема, группа

Начало игры

Основная часть игры

Завершение игры

Общая длительность

«На приёме в поликлинике», первая младшая группа

Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги.
2–3 минуты

Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам.
9–10 минут

Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места.
2–3 минуты

15 минут

«Поездка в метро», средняя группа

Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты.
3–4 минуты

Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы.
12–14 минут

Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета
2–5 минут

20 минут

«На границе», подготовительная группа

Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения.
4–7 минут

Выстраивание сюжета по задумке воспитанников.
18–23

Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах.
3–5 минут

30 минут

Тестирование с обсуждением результатов..

ТЕСТ  За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Все детские игры можно разделить:

а) сюжетно-ролевые игры и игры с правилами;
б) сюжетно-ролевые, театральные, подвижные, дидактические.

2. Основные направления, необходимые для организации сюжетно-ролевой игры:

а) знание – действие – общение;
б) подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.


3. Должен ли воспитатель вмешиваться в игру?

а) нет, дети должны самостоятельно играть;
б) да – это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.

4. Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми:

а) умение выбора темы игры и атрибутов;

б) умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

6. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка.

а) окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников

б) реальная жизнь

7. Назовите психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры  

а) мышление, воображение;

б) память, внимание

Слайд 6. Критерии уровня овладения детьми сюжетно-ролевой игрой

Вопрос: Какой из критериев, на Ваш взгляд, является определяющим?....

Сюжетная игра независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем  наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, тем шире репертуар его игровых умений, тем разнообразнее тематическое содержание, тем больше у него свободы в самореализации.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы.

Домашнее задание.

Необходимо разработать примерный конспект-сценарий, который имеет следующую структуру:
1. Тема игры, возраст воспитанников.
2. Цель, задачи игрового взаимодействия.
3. Необходимое оборудование.
4. Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны.
5. Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета.
6. Примерный ход игры.

Раздаточная информация..для педагогов

Слайд 7  . Подведение итогов.

Хотелось бы закончить наш семинар словами известных отечественных педагогов о специфичности сюжетно-ролевой игры и ее роли в развитии дошкольника.

«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…»

Надежда Константиновна Крупская.

«Игра – дитя труда. Но не всякого, а более или менее сложного, требующего подготовки, тренировки…»

Даниил Борисович  Эльконин .

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

 Василий Александрович Сухомлинский.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для воспитателей "К школе готов!"

Обсуждается проблема готовности детей к обучению в школе,  приводятся данные об особенностях современного дошкольника, раскрывается структура  готовности  к школе,  воспитатели сос...

Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и в...

Круглый стол «Общение воспитателя с родителями»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку сем...

Круглый стол для воспитателей «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений)

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми п...

Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Задачи:- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольног...

Круглый стол для воспитателей или Моя педагогическая копилка

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании, памяти. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...