«Проблемы семейного воспитания в становлении нравственных качеств личности дошкольника».
статья на тему

Суворова Наталья Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_suvorova.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проблемы семейного воспитания в становлении нравственных качеств личности дошкольника».

                                                                               Суворова.Н.Ю.

Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. А.Н.Острогорский

Семья - это важнейшее богатство человека, это первоисточник жизненного пути каждого из нас. Живя во взаимодействии со всеми членами семьи, ребенок учится быть терпеливым, ласковым, любящим. Именно в семье закладывается характер ребенка и стереотипы его поведения. Роль матери и отца в семье очень бесценна. Именно они закладывают в ребенке основы нравственного воспитания. Очень важно, чтобы и родители были нравственно «наполненным сосудом». Познание мира ребенком начинается с познания своей семьи, своего дома.  Семья способна и должна заложить основы физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Через нее из поколения в поколение передаются все нравственные человеческие ценности. Оттого насколько родители владеют этими ценностями зависит дальнейшая передача их детьми   последующему поколению. В современном мире очень изменился быт и жизненные ценности у людей. Так и семья претерпевает многочисленные изменения. Родители, желая обеспечить свою семью и детей, вынуждены затрачивать много времени и сил на работе. Из-за этого все меньше проводят времени с детьми, друг с другом. Все чаще роль родителя сводится к тому, чтобы обеспечить ребенка материально. О нравственной стороне просто перестают задумываться, перекладывая свои обязанности на детский сад, школу. Или еще одна проблема в семейном воспитании, это когда родителя, мечтая о личных достижениях и не воплотившихся в их жизни, хотят видеть это в своих детях. Это, так называемая, самореализация в детях – отражение своего «Я». Родители начинают отдавать детей в спорт, в другие кружки и секции, не интересуясь, а нужно ли это их детям. В семье перестают общаться ради общения.  А ведь именно через общение и личный пример прививаются детям такие ценности, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение к взрослым. Об отношении ко взрослым хочется особо говорить. Если раньше, в крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои. То сегодня мы видим детей более ленивыми, безынициативными. Дети привыкли к тому, что все за них сделает мама, бабушка, современный гаджет или техника. Работая с дошкольниками очень многое узнаешь о воспитании в каждой семье. Дети любят рассказывать о событиях их личной жизни, о своих родных. Как-то в беседе, рассматривая фотографии из семейного альбома дошкольников, я спросила:  -«А, кто в семье самый старший, самый главный?». При этом все дети наперебой стали отвечать:- «Мама».  То есть современная семья, в сравнении с крестьянской патриархальной, утратила силу главенство отца. На первом месте выступает роль матери в воспитании детей. И это не всегда хорошо, так как теряется уважение к отцу-мужчине, его труду и вкладу в семью. Отсюда возникает непослушание детьми своих родителей. Наблюдается некое    равенство в общении между родителями и детьми. В настоящее время существует очень много методик по воспитанию детей в семье. Родители, желая быть современными, пробуют растить гениев, развитых малышей. Это очень правильно и хорошо. Но следует постоянно помнить о том, чтобы не только развить ребенка интеллектуально, но и вложить в него как можно больше нравственных ценностей. Потому что, основной задачей современного воспитания в семье – подготовка ребенка к самостоятельной независимой от родителей жизни, той которую соответствует современному обществу.

Работая с детьми-дошкольниками, я как педагог, вношу свою роль в становлении духовно-нравственной личности. Чтобы немного предотвратить  потерю  духовной связи между поколениями, мы обращаемся  к истокам народной мудрости. Через краеведческий  кружок «Орлик» мы с ребятами обращаемся к фольклору , который помогает раскрыть народную мудрость. Это заучивание потешек, прибауток, закличек, отгадывание и составление загадок, знакомство с поговорками, пословицами, рассказы о народных обычаях и традициях, рассматривание иллюстраций о русском быте. Краеведческая работа детям первоначальные представления родной культуре, развивает интерес к малой родине, ее культурно-историческим особенностям. Это и трудовое воспитание, когда дошкольники осознают важность своего труда и идут наводить порядок в парке, возле памятника героям ВОВ. Детям очень нравится осознавать себя нужными, они с радостью выполняют доступную им работу.  Это и патриотическое воспитание, основанное на изучении истории нашего края. Когда на основе изучения истории нашего края формируется и воспитывается любовь к семье, к дому, малой Родине. Работая с детьми над различными темами: «Времена года», «Овощи и Фрукты», «Птицы»,», «Животные», «Деревья», «Цветы» дети познают богатую и интересную природу и одновременно учатся  тому, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относится к деревьям и цветам.  Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание- процесс систематический и непрерывный, поэтому должен осуществляться не только в образовательных учреждениях, но и в семье, с этой целью, я привлекаю к процессу и родителей. Родители помогают мне в сборе информации, подбору фотографий, стихотворений, жизненных историй, поделок и кормушек. Это не только сплачивает детей и родителей, но и дает возможность детям –быть нужным и услышанным взрослыми, ну а взрослым -дает возможность глубже изучить и понять своего ребенка. Они общаются и проводят больше времени вместе.  Дети остро нуждаются в советах взрослых, а порой и в строгом контроле. Совместная работа с родителями помогает решать   самую актуальную проблему семейного воспитания, как невовлеченность родителей и незаинтересованность жизнью ребенка. Необходимо, чтобы ребенок был и чувствовал себя любимым.Так как воспитание в семье всегда  основано на чувствах - чувство любви к ребенку, любви между родителями. Это подтверждает и Н.Г.Чернышевский «Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в семье влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека».

Список литературы:

 1. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей/ С.М Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011 - 576 с.

2. Верестов, Д. Воспитание чувств. Кн.1 - Ближний берег Нила/ Д. Верестов. - СПб, АСТ, Астель - СПб, ВКТ, 2011. - 442 с. 3. "Википедия" - свободная энциклопедия

4. Сатир, В. "Как строить себя и свою семью. Заметки психолога"

 5. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография/ по ред. Ф.А Мустаевой - Магнитогорск, МаГУ, 2013.

6.Кугдарова А. В., Андросова М. И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 71–74. – URL

7.Ю. Рябцев. Крестьянская семья // История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII веков / Ю. Рябцев. – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника

Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников

Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но зачем, же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и "корень...

Консультация для родителей и педагогов «Сказка - как средство воспитания положительных и нравственных качеств личности дошкольников»

Консультация для родителей и педагогов «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников»      Еще древние римляне говорили,...

Выступление на заседании «Школа молодого педагога»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»

Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...