Статья на тему:«Организация социокультурных практик в современном образовательном процессе ДОО»
статья на тему

Васильева Любовь Александровна

В статье освещаются вопросы применения социокультурных практик в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kulturnye_praktiki.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: заведующий ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Васильева Любовь Александровна

Статья на тему: «Организация социокультурных  практик  в современном образовательном процессе ДОО»

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике. А именно, в пункте 2.11. 2 ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

       С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

        Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

  • Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

  • Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:

  • Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
  • Какие деятельностные умения осваивают дети?
  • Какие творческие умения осваивают дети?
  • Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
  • Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
  • Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Что же можно считать культурной практикой?

К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально — ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Можно сделать вывод: «Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

  • Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
  • Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
  • Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
  • Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
  • Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик, предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:

  • правовые практики
  • практики культурной идентификации
  • практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка
  • практики свободы
  • практики расширения возможностей ребенка.

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Данные практики дают возможность:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

  • воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков; формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово
  • воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека
  • вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию — «Узнай себя»
  • самоопределению – «Выбирай себя»
  • самореализации – «Проявляй себя»
  • саморегуляции – «Контролируй себя»
  • совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Данные практики способствуют:

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

  • реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
  • интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно)познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?

Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:

  1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.
  2. Через непосредственное включение в их деятельность.
  3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

Л. С. Выготский, рассуждая о том, какие программы способствуют развитию, указывал, что до трех лет ребенок обучается по спонтанным (своим собственным) программам, после семи лет — по реактивным программам (то есть по программам взрослого, адошкольный возраст — время спонтанно-реактивных программ (сочетания собственного интереса ребенка и педагогических задач взрослого).

Новое содержание образования основывается не на доминировании развития памяти ребенка, что характерно для «знаниевого» подхода, а на развитии его универсальных культурных умений. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достаиваются» и совершенствуются в течение вей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и действительности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребенка – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка до школы, а зачем и в школе, и вне ее. По мнению Н.Б. Крыловой, культурные практики – это «обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и взаимодействия с другими людьми. Это так же – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов»

До школы культурные практики «вырастают» на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребёнка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения, изучения, исследования и проч.). Это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми; приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.

      К культурным практикам можно отнести все виды исследовательских, социально- ориентированных, организационно – коммуникативных, художественных и других способов действий ребенка. На их основе формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается «доминирующая культурная идея ребёнка», часто становящаяся делом всей его последующей жизни.

Игровая культурная практика ребенка – это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычных для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а также складывающего индивидуального жизненного опыта.

Из определения видно, что игровая практика имеет очень тесную или неразрывную связь с жизнью ребенка. Так, если ребенку присуще чувство безопасности, удовлетворены все его потребности (в еде, отдыхе и т.д.), то при определенных условиях он начинает включаться в игровую деятельность, и одним из этих условий выступает наличие свободного времени.

Важно отметить, какое место занимает игровая культурная практика дошкольника в его жизни. Часто ребенок дошкольного возраста ограничен рамками реалий повседневности, к которым относятся режим дня, правила поведения, настроения взрослых, ограниченная свобода, беспомощность. Игровая культурная практика как бы выхватывает ребенка из этого бесконечного потока дел и обязанностей и предоставляет малышу иные ситуации: выбора, принятия решений, расслаблений, развлечения, неформального общения и прочее.

Некоторые авторы справедливо отмечают проблемы, связанные с неполноценным качеством организации игровой деятельности детей в ДОО. Так, Е. Смирнова относит к подобным недостаткам перегруженность программ организованными занятиями, неумение и нежелание воспитателей учиться играть, непонимание важности игровой деятельности родителями и, как следствие, невостребованность этой деятельности, недостаточно разработанный механизм «измерения» игры, неконтролируемость данного вида деятельности управляющими органами. Вероятно, все эти проблемы возникают от того, что занятие провести куда легче, чем игру.

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегрированное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании в рамках культурологической парадигмы.

К понятию «культурные практики» в своей статье обращается также и М.Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение как особую культурную практику. Чтение – это универсальная культурная практика ребенка, это «практика духовной работы над собой, над воспитанием, самосознанием, смирением, оценкой, поощрением, наказанием, оправданием собственной души». Ребенок дошкольник начинает читать преимущественно к старшему дошкольному возрасту, однако он воспринимает большое количество информации от читающих ему взрослых, и именно в процессе слушания художественных текстов в личности начинает формироваться духовная составляющая. С помощью чтения ребенок самостоятельно создает свой разнообразный культурный опыт исследовательской, образовательной, практической, коммуникативной, художественной деятельности. Чем разнообразнее культурная практикам чтения ребенка, тем больше условий для расширения его культурной идеи.

Кроме чтения, уже в пособии О.В. Дыбиной, к универсальным культурным практикам относится фольклор и коллекционирование.

В понимании «фольклор» – является не механическое копирование, воспроизведение старых форм, а ценностно – смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства через различные фольклорные жанры.

Хочется напомнить жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки и небылицы, заклички и приговорки, игровые припевы приговоры, считалки, скороговорки, игры – дразнилки, пословицы и поговорки, загадки и русские народные сказки.

Коллекционирование – еще одна универсальная культурная практика – это доступный и интересных вид совместный деятельности, который помогает обеспечить учет индивидуальных интересов детей и взрослых и удовлетворить потребность «собирательства чудесных сокровищ», так присущую маленьким детям. Одной из целью данной практики является формирование у детей дошкольного возраста направленности на мир семьи». Нужно помнить, что собранная ребенком коллекция – это его личная собственность, поэтому педагоги и родители – должны очень корректно обращаться с таким материалом. Его нельзя использовать и тем более выбрасывать без согласия взрослых.

   Таким образом, основным показателем образованности в условиях современности выступают не ЗУНы, а культурные умения дошкольника, полученные им в культурных практиках. Чем многообразнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий создается для становления образованности и культурной идентичности будущего школьника. Следовательно, задача ДОО – поддерживать развитие ребенка в культурных практиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Организации и руководство детской деятельностью в рамках группы дошкольной образовательной организации"

Проведение самоанализа по теме "Сопровождение педагога в организации и в руководстве детской деятельностью в рамках дошкольной организации". Самоанализ может проводиться как составная часть фронтально...

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...

Статья по теме "Организация процесса адаптации к условиям ДОУ»"

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Статья на тему: "Как развиваются взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в современном образовательном процессе ДОУ"

Коллектив сверстников - это важная роль для интеллектуального и личностного развития ребенка....