Экологическое воспитание дошкольников
статья на тему

Гичева Наталья Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Гичева Наталья Викторовна,

Балакина Елена Григорьевна

воспитатели

МБДОУ №27 Кстовский район

Нижегородская область

Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, ароматов, сотней загадок и загадок, заставляет глядеть, выслушивать, мыслить. В сердце всякого с детства остаются ласковые щемящие воспоминания: узкая тропинка в бору, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины греют сердце во зрелой суетной жизни.

Дошкольное детство исходный шаг развития человечной личности этот период закладываются базы личной культуры, в том числе и природной.
Одна из
главных задач ФГОС ДО – общей культуры личности деток, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических свойств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание предпосылок учебной деятельности.[1]

Главная мишень природного обучения это творение критерий для формирования основ природной культуры младших дошкольников чрез различные виды деятельности, создание верного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Одним из
принципиальных компонентов природного обучения является развивающая предметно-пространственная среда, при разработке которой учитывают требования ФГОС ДО.

В группе создан уголок природы, в котором детки раз в день соприкасаются с красивым миром растений, обучаются наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. [2]

У деток создается бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается серьезное отношение к собственным обязанностям. В процессе ухода детки получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них необходимо создать.

Игры на экологическую тему являются действенным и увлекательным средством природного обучения. Играя, детки лучше усваивают познания об объектах и явлениях окружающей природной среды, обучаются ставить взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в активный и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, детки чувствуют эстетические и нравственные ощущения. Игра содействует переживанию деток, расширению их представлений о мире.

Подвижные игры природоведческого нрава, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у деток необыкновенную удовлетворенность и энтузиазм.

Художественно – эстетическое формирование и продуктивная активность в экологическом воспитании сформировывают опыт работы с естественным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие возможности, фантазия. Все свои познания, наблюдения дети обучаются отражать в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. В процессе рассматривания иллюстраций в книжках, заучивание стихотворений, рассматривание картин на экологическую тему у детей развивается стиль, эстетическое восприятие естественных явлений. [3]

Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, выделяет исключительную роль семьи в решении задач обучения подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важным нюансом в реализации природного обучения, так как конкретно семья дает первый эксперимент взаимодействия с природой, приобщает к функциональной деятельности.

Задача воспитателей и родителей подвести деток к пониманию того, что любой из нас в ответе за Землю, и любой может сохранять и приумножать её красоту.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь в младшем дошкольном возрасте. Потом изменить миропонимание, поменять представления и взоры человека на окружающее необычайно трудно. Именно поэтому принципиально вовремя совершенствовать экологическое сознание маленькой личности.

В процессе природного образования у деток развивается познавательный энтузиазм к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные свойства малыша, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. [4]

Огромную роль в экологическом образовании деток 3-4 лет играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность. Поэтому в процессе образовательной деятельности, предусмотренной программой, проводятся простые эксперименты с водой( замерзание, плавление, наблюдения и эксперименты в уголке природы( выращивание лука, фасоли, цветов). Ведь в процессе детского изучения малыш данного возраста приобретает конкретные познавательные навыки: обучается следить, анализировать, проводить эксперимент, ассоциировать, делать простые выводы - развивает познавательные возможности.

При целенаправленном содействии и сотрудничестве деток и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно происхождение и первичное изображение элементов природной культуры, осмысленного отношения к природе. Отношение имеет место быть в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление природной воспитанности - это итог образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Всё
неплохое в детях из детства!

Как истоки блага вызвать?

Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, выяснить, влюбиться!

Мы желаем, чтобы земля расцветала.

Росли как цветочки, дети.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а долею души! [3]

Список литературы

  1. Викушкин А.П. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, Экологического воспитания// Социокультурные аспекты экологического воспитания. -М., 2015.
  2. Мамедов М.П.  Экология, что должен уметь  и знать дошкольник //  Пресс. -М., 2017.
  3. Наша доктрина здорового образа жизни.// Выступление Президента на Форуме России «За здоровый образ жизни». - Москва, 2014.
  4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://www.prokaluga.ru/attachments/13.06.14-fgos-do.pdf (дата обращения: 08.11.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...