Экологическое воспитание дошкольников
статья на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
Гичева Наталья Викторовна,
Балакина Елена Григорьевна
воспитатели
МБДОУ №27 Кстовский район
Нижегородская область
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, ароматов, сотней загадок и загадок, заставляет глядеть, выслушивать, мыслить. В сердце всякого с детства остаются ласковые щемящие воспоминания: узкая тропинка в бору, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины греют сердце во зрелой суетной жизни.
Дошкольное детство исходный шаг развития человечной личности этот период закладываются базы личной культуры, в том числе и природной.
Одна из главных задач ФГОС ДО – общей культуры личности деток, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических свойств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание предпосылок учебной деятельности.[1]
Главная мишень природного обучения это творение критерий для формирования основ природной культуры младших дошкольников чрез различные виды деятельности, создание верного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Одним из принципиальных компонентов природного обучения является развивающая предметно-пространственная среда, при разработке которой учитывают требования ФГОС ДО.
В группе создан уголок природы, в котором детки раз в день соприкасаются с красивым миром растений, обучаются наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. [2]
У деток создается бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается серьезное отношение к собственным обязанностям. В процессе ухода детки получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них необходимо создать.
Игры на экологическую тему являются действенным и увлекательным средством природного обучения. Играя, детки лучше усваивают познания об объектах и явлениях окружающей природной среды, обучаются ставить взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в активный и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, детки чувствуют эстетические и нравственные ощущения. Игра содействует переживанию деток, расширению их представлений о мире.
Подвижные игры природоведческого нрава, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у деток необыкновенную удовлетворенность и энтузиазм.
Художественно – эстетическое формирование и продуктивная активность в экологическом воспитании сформировывают опыт работы с естественным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие возможности, фантазия. Все свои познания, наблюдения дети обучаются отражать в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. В процессе рассматривания иллюстраций в книжках, заучивание стихотворений, рассматривание картин на экологическую тему у детей развивается стиль, эстетическое восприятие естественных явлений. [3]
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, выделяет исключительную роль семьи в решении задач обучения подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важным нюансом в реализации природного обучения, так как конкретно семья дает первый эксперимент взаимодействия с природой, приобщает к функциональной деятельности.
Задача воспитателей и родителей подвести деток к пониманию того, что любой из нас в ответе за Землю, и любой может сохранять и приумножать её красоту.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь в младшем дошкольном возрасте. Потом изменить миропонимание, поменять представления и взоры человека на окружающее необычайно трудно. Именно поэтому принципиально вовремя совершенствовать экологическое сознание маленькой личности.
В процессе природного образования у деток развивается познавательный энтузиазм к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные свойства малыша, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. [4]
Огромную роль в экологическом образовании деток 3-4 лет играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность. Поэтому в процессе образовательной деятельности, предусмотренной программой, проводятся простые эксперименты с водой( замерзание, плавление, наблюдения и эксперименты в уголке природы( выращивание лука, фасоли, цветов). Ведь в процессе детского изучения малыш данного возраста приобретает конкретные познавательные навыки: обучается следить, анализировать, проводить эксперимент, ассоциировать, делать простые выводы - развивает познавательные возможности.
При целенаправленном содействии и сотрудничестве деток и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно происхождение и первичное изображение элементов природной культуры, осмысленного отношения к природе. Отношение имеет место быть в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление природной воспитанности - это итог образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Всё неплохое в детях из детства!
Как истоки блага вызвать?
Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, выяснить, влюбиться!
Мы желаем, чтобы земля расцветала.
Росли как цветочки, дети.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а долею души! [3]
Список литературы
- Викушкин А.П. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, Экологического воспитания// Социокультурные аспекты экологического воспитания. -М., 2015.
- Мамедов М.П. Экология, что должен уметь и знать дошкольник // Пресс. -М., 2017.
- Наша доктрина здорового образа жизни.// Выступление Президента на Форуме России «За здоровый образ жизни». - Москва, 2014.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://www.prokaluga.ru/attachments/13.06.14-fgos-do.pdf (дата обращения: 08.11.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-694605-1476639993.jpg)
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-94593-1487409182.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...