Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
материал на тему

Дё Светлана Васильевна

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно – пространственной среды  в ДОУ  для детей старшего дошкольного возраста

        Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

         В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

        Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами  по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты

        Стремлюсь рационально организовать развивающее пространство своей группы.  При формировании предметно-развивающей среды учитываю  принципы её построения. Предметно-развивающую среду в группе организую так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Центры активности наполняю материалами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.  

         В группе организованы центры, которые позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам.

 Центр познавательного развития  (занимательная математика, развитие речи), наряду с художественной литературой в книжном уголке  представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, печатные буквы, игры со словами,  книги с крупным шрифтом, игры, основанные на словотворчестве, где ребенок играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности.

        В центре математики  - дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.   Для развития логики  есть игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний»,  «Найди отличия».  Имеются тетради на печатной основе, игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.

        Центр  художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''полочкой красоты", образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д. Стремлюсь, чтобы у ребят выл выбор использования материалов для творчества. Для рисования имеются карандаши, восковые мелки, смываемые маркеры, которыми можно рисовать не только на маркерной доске, но и на двери, на глянцевой бумаге для многократного использования. Также есть фломастеры, фломастеры- кисточки, цветные гелевые ручки, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь, кисточки разных размеров, есть переносные мольберты для того, чтобы дети могли рисовать не только на горизонтальной поверхности, но и на вертикальной, осваивая разные техники рисования. В течение года неоднократно в группу приходили дети, посещающие художественную школу и  проводили мастер классы для ребят по рисованию фигуры человека, элементов декоративных росписей.

        Центр экспериментирования или  «мини - лаборатория», которая содержит материалы для проведения опытов: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.   Можно   укомплектовать ее всем необходимым (лабораторная         посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком, водой и сыпучими         продуктами, то есть всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность дошкольников). Зона экспериментирования  располагается в удобном для детей месте и всегда  открыта для свободного доступа. В нее  постоянно вносятся элементы новизны, что стимулирует познавательную активность .

        В центре экспериментирования организовываются познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом готовится, обязательно определяются цели, задачи эксперимента или элементарного опыта. Учитывая то, что для дошкольников доступны три типа         экспериментальных задач, нужно постепенно вводить их в практику экспериментирования с детьми. Например, при изучении свойств воздуха, воды, а также свойств и качеств предметов перед детьми ставятся следующие задачи:

- Как доказать, что ... (воздух может передвигать предметы и т.п.).

- Сколькими способами можно осуществить это действие ... (потушить свечу, перенести воду из    одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.).

- Предскажите, что получится, если ... (положим иголку на поверхность воды, положим монету в блюдце, заполненное водой. до самых краев; какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т.п.).         

         Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его       результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а         затем проверяют, правильно ли они мыслили. Иногда я старалась  допускать неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Так, воспитатель иногда выполняет неверные  рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.

        Рекомендованные приемы         позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.

В заключение проведения опыта или эксперимента нужно стремиться  к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.         

         Центр музыки и театра  объединен, он   способствует формированию интереса к музыке, развитию творческих способностей. Для самостоятельной музыкальной деятельности в центре находятся разнообразные детские инструменты (металлофоны, маракасы, дудочка, свирель, бубен, барабан, губные гармошки, синтезатор). В группе есть портативная  колонка, которую дети активно используют для самостоятельного прослушивания сказок, музыки, исполнения танцев. В летний период для более активного вовлечения детей в самостоятельную музыкальную деятельность, музыкальные инструменты  выносятся на прогулочный участок.   Для организации театрализованной деятельности центр располагает различными видами театральных кукол (для настольного, магнитного театра, перчаточные куклы), масками, ширмой.  Родители  изготовили "театр на ложках", пальчиковый театр. Дети охотно играют с настольным театром из дерева, который включает в себя фигурки персонажей сказок и  элементы декораций. Театр матрешек также востребован детьми.

         В центре экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, макеты по временам года, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.  Воспитание экологической культуры осуществляю через разные виды совместной деятельности с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Для фиксации результатов наблюдений  за растениями и животными в уголке природы и на участке осуществляется ведение различных календарей (календарь наблюдений и календарь погоды). В группе и на участке есть термометры, с помощью которых дети определяют температуру и заносят измерения в календарь погоды.

        Игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя  модули-макеты игрового пространства, атрибуты для игр с учетом гендерных особенностей. Дети могут организовать пространство для игр не только в определенном для этого месте, но и в спальной комнате, в приемной, обустраивая пространство для игры с помощью мягких модулей, стульев, скамеек и т.п. В доступе у детей есть бросовый материал (втулки от фольги, шишки, футляры от киндер-сюрпризов, катушки от ниток и т.п.) для использования в качестве предметов-заместителей;  ткань, тюль, шнуры, прищепки, чтобы дети по своему усмотрению могли обозначить пространство для игры.

        Центр конструирования содержит мягкие модули, кубики, крупный напольный, различные мелкие настольные конструкторы (деревянные, пластмассовые, металлический), игрушки для обыгрывания, схемы построек, материал по правилам дорожного движения. Конструирование - пожалуй, одно из наиболее любимых занятий детей в нашей группе. Кроме конструкторов есть множество различных видов мозаик.  

        Центр уединения  расположен в спальной комнате. Здесь у детей есть возможность отдохнуть, «посидеть в тишине», полистать любимую книгу, собрать мозаику, пазлы. Кроме этого дети часто уединяются за театральной ширмой, когда он не используется по назначению, могут там также собирать мозаику, рисовать, рассматривать книжку и т.п.

         В центре двигательного развития имеется спортивный комплекс, оборудование для физического развития детей (мячи, кегли, дартс, кольцебросы, баскетбольное кольцо, боксерская груша, перчатки и т.п.). Для развития зрительно - моторной координации организовываем игры на меткость с маленькими мячиками, закидывая их в корзины для мусора правой и левой рукой.   Для развития координации движений, равновесия имеются балансиры. Канат используем для подвижных игр, для прохождения по нему в мини - эстафетах и для профилактики плоскостопия.

         Центр здоровья.  Решая задачу приобщения детей к здоровому образу жизни,  в группе создан центр здоровья, который  содержит детский справочник "Мое тело", дидактические игры, закрепляющие культурно- гигиенические навыки, иллюстрированные книги "Уроки Мойдодыра", "Уроки Айболита. Уделяю большое внимание индивидуально-коррекционной работе по профилактике и коррекции у детей плоскостопия, нарушения осанки с использованием нетрадиционного оборудования: ребристые коврики, мешочки с песком, массажные мячи.

         Краеведческий центр представлен материалами для ознакомления с родным селом и Красноярским краем (наборы открыток «Город Красноярск», альбомы «Мое любимое село», «Природа Красноярского края», книги о народах севера, проживающих на территории края  и их традициях и.т.п.).

         Главными атрибутами патриотического  центра  являются герб, флаг, кремль, портрет главы государства - президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В ежедневной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребята знакомятся с официальными и неофициальными символами России.

        В группе оборудована информационная стена – магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки.

        Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей центра дежурства. Дети самостоятельно помещают в кармашки планшета "Мы дежурим" свои карточки.  Для дежурства по столовой имеются  фартуки, косынки для девочек и колпаки для мальчиков. Дежурные следят за наличием салфеток, при необходимости организовывают детей, чтобы их нарезать и наполнить салфетницы.  Для дежурства в центре природы есть клеенчатые фартуки, лейки, палочки для рыхления почвы,  губки для мытья цветов. дежурные каждое утро заполняют календарь природы: выставляют дату, день недели, после прогулки заполняют календарь погоды.

        В развивающей образовательной среде реализую идеи личностно-ориентированных технологий,  что способствует обеспечению комфортных,   бесконфликтных и безопасных условий  в группе, реализации имеющихся природных потенциалов детей,  возможности  для их самореализации в игре. Создаю условия для  личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющих каждому ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.   Выстраиваю партнерские   взаимоотношения «Взрослый - ребенок»,   совместно с детьми определяем  разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения), изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Для решения задач по формированию уважения и доверия ко взрослым,  уважения и терпимости к сверстникам,  положительного отношения к себе  я  применяю личностно – ориентированный стиль общения, который включает в себя

- соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми,

- установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослым ребенка и детьми друг друга,

-  создание в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений,

- уважение взрослыми активности и инициативности ребенка, его интересов и желаний,

- создание атмосферы доброжелательности за счет введения добрых традиций группы.

  Эмоциональное  благополучие воспитанников обеспечиваю за счет:

- отсутствия психологического давления на ребенка в ходе образовательного процесса,

- введения традиций, позволяющих детям общаться друг с другом и со взрослыми на интересующие их темы,

- учета конкретных интересов детей при планировании занятий,

- снятия монотонности детской жизни за счет разнообразного культурного досуга, организуемого взрослыми.

        Создание в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений  предполагает  развитие коммуникативных умений дошкольников. Поэтому я уделяю особое внимание формированию у детей умений общаться со взрослыми и сверстниками. Для этого использую «Социо – игровые подходы к педагогике» Е.Е.Шулешко, коллективные игры, игровые упражнения, игры – задания, которые  способствуют созданию рабочего настроя,  коллективного  приобщения к делу,  творческому самоутверждению. Организация работы детей в микрогруппах, парах способствуют развитию умений слушать и слышать друг друга, договариваться, выражать свои мысли, свое отношение.

        В совместной деятельности с детьми важную роль отвожу коллективным творческим работам (рисунки, коллажи, поделки), которые также учат детей взаимодействовать друг с другом.

 Организую беседы для ситуативно – личностного общения, которые способствуют навыкам общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение. Беседы сближают детей со взрослыми, которые воспринимаются при общении как психологически равные партнеры.

         Работа с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Среди множества эффективных методов и средств по обеспечению взаимодействия с семьей — можно назвать функционирование информационного родительского центра. Он несет разнообразную информацию: правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую и т.д. Важно отметить, что информация центров должна быть актуальной, соответствовать задачам воспитания детей данной возрастной группы, доступной, не перегруженной профессиональной терминологией, эстетично оформлена. И, в обязательном порядке, периодически обновляться.

        При разработке развивающей предметно - пространственной среды  были максимально учтены требования ФГОС ДО, принципы построения РППС и  мы постарались организовать  развивающее пространство  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом   с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

        Все материалы хранятся непосредственно в самих центрах и обновляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, потребностями и желаниями детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Дё Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ Новосёловский детский сад «Росинка» № 24 2019 Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д ), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной

Слайд 4

Требования к предметно- пространственной среде 1 , сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности.

Слайд 5

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах); возможность двигательной активности детей; возможности для уединения.

Слайд 6

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты

Слайд 7

При проектировании развивающей предметно – пространственной среды, необходимо учитывать что: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Слайд 8

Центр сюжетно – ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Слайд 9

Игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя модули-макеты игрового пространства, атрибуты для игр с учетом гендерных особенностей

Слайд 10

Центр книги Здесь находятся книги, соответствующие возрасту детей и образовательной программе; авторские книги, произведения устного народного творчества, загадки. Все книги и иллюстрации обновляются согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ .

Слайд 11

С целью приобщения детей к чтению проводим книжные выставки, где ребята знакомятся с произведениями известных детских авторов, рассматривают и играют с необычными занимательными книгами, рассказывают о своих любимых книгах и авторах.

Слайд 12

Центр конструктивной деятельности содержит крупный напольный, различные мелкие настольные конструкторы, игрушки для обыгрывания, схемы построек , инструкции моделей

Слайд 13

В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка.

Слайд 14

Собирая мозаику, ребенок развивает свое воображение, тренирует моторику рук. Кроме того ребенок становится более внимательным, усидчивым, целенаправленным.

Слайд 15

Центр экологического воспитания Здесь имеются растения, макеты по временам года, календарь погоды, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр

Слайд 16

Центр экспериментирования содержит материалы для проведения опытов: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Слайд 17

Создание коллекций в детском саду дает детям возможность заниматься поисково – исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Коллекция семян Коллекция минералов Коллекция насекомых Коллекция ракушек

Слайд 18

Каждый четверг во вторую половину дня организуем опыты и эксперименты

Слайд 19

Центр познавательно – речевого развития « Развивайка » и « Абвгдейка » дидактические, развивающие и логико-математические игры, игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, внимания, памяти, мышления; печатные и магнитные буквы, игры со словами, азбуки, буквари, книги с крупным шрифтом «читаем сами»

Слайд 20

Центр познавательно – речевого развития обязательно наличие и регулярная смена развивающих игр, игр – головоломок, настольно – печатных игр

Слайд 21

В группе оборудована информационная стена – магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки, результаты деятельности.

Слайд 22

Центр ПДД Формирует представление детей о правилах дорожного движения. В нём содержится – макет дороги, различные виды транспорта, альбом для рассматривания, атрибуты к сюжетно – ролевой игре.

Слайд 23

Центр безопасности с одержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и дидактические игры, альбом «Правила безопасности», и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций.

Слайд 24

В центре художественного – эстетического развития имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности , формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Слайд 25

Центр музыки и театра объединен. Способствует формированию интереса к музыке, развитию творческих способностей. Для самостоятельной музыкальной деятельности в центре находятся разнообразные детские инструменты.

Слайд 26

Для организации театрализованной деятельности в центре находятся различные виды театральных кукол (для настольного, пальчикового, магнитного театра, перчаточные куклы), маски для драматизации, ширма.

Слайд 27

Центр патриотического воспитания «Азбука маленького Россиянина» Г лавными атрибутами являются герб, флаг, кремль, портрет главы государства - президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Ребята знакомятся с официальными и неофициальными символами России.

Слайд 28

Краеведческий центр представлен материалами для ознакомления с родным селом и Красноярским краем (наборы открыток «Город Красноярск», альбомы «Мое любимое село», «Природа Красноярского края», книги о народах севера, проживающих на территории края и их традициях и.т.п.);

Слайд 29

В центре двигательного развития имеется спортивный комплекс, оборудование для физического развития детей (мячи, кегли, кольцебросы и т.п.);

Слайд 30

Центр здоровья содержит детский справочник "Мое тело", , дидактические игры, закрепляющие культурно – гигиенические правила, иллюстрированные книги "Уроки Мойдодыра ", "Уроки Айболита", материалы для эмоционального развития детей, массажные мячи, коврики для профилактики плоскостопия.

Слайд 31

Центр дежурства Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.

Слайд 32

Центр уединения оформлен в спальной комнате. Здесь у детей есть возможность отдохнуть, «посидеть в тишине», полистать любимую книгу, собрать мозаику, пазлы .

Слайд 33

Центр информации для родителей Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

Слайд 34

Неотъемлемой частью информационной среды также являются: выставки детских работ, грамоты и дипломы которыми отмечают ребенка за успехи в различных конкурсах и викторинах

Слайд 35

При разработке РППС были максимально учтены требования ФГОС ДО и мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом с учетом его возможностей, уровня активности и интересов . Все материалы хранятся непосредственно в самих центрах и обновляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, потребностями и желаниями детей. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...

Организация предметно- пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых....

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...

Проект «Калейдоскоп возможностей» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства

Проект «Калейдоскоп возможностей»по созданию развивающей предметно-пространственной средыв группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства...