Порядок проведения адаптации
рабочая программа на тему

Коржова Ирина Александровна

Данный материал - приложение к рабочей программе педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poryadok_provedeniya_adaptatsii.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Психолого-педагогическое сопровождение  процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Содержание диагностической работы направленно на   отслеживание процесса адаптации ребенка к условиям детского сада, для своевременной корректировки мер психолого-педагогического сопровождения.

Цели диагностической работы по адаптации

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребёнка;

- оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и через месяц посещения дошкольного образовательного учреждения.

Порядок проведения диагностической работы  по адаптации

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

1 этап. Первичная диагностика

Задача: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Методы:

1) анкетирование родителей (приложение 1)

Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.

Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка:

1-я группа – психофизиологические;

2-я группа – социально-психологические;

3-я группа – стереотипы в общении с взрослым;

В 4-ой группе каждый вопрос характеризует определенное проявление темперамента: 1– уровень активности, 2 – регулярность, 3 – реакцию на новые ситуации, 4 – приспособляемость, 5 – интенсивность реакции, 6 - характер настроения, 7 – настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8 – отвлекаемость, 9 – чувствительность.

Выявляется тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.

2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями.

Задачи первой встречи с семьей:

- выявить особенности семейного воспитания;

- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;

- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

- дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.

3) диагностика общения и предметной деятельности 

Методика: диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

Целью диагностического обследования является выявление актуального уровня психического развития поступающих в ДОУ детей. Предполагается, что индивидуальные особенности психического развития могут стать фактором, препятствующим благоприятному течению адаптационного периода.

Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка третьего года жизни» (см. приложение 2).

2  этап. Текущая диагностика.

Задача: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. приложение 3).

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:

- беспричинный плач;

- двигательное возбуждение;

- отсутствие самостоятельной активности;

- навязчивые движения или действия;

- вредные привычки;

- нарушения тактильных контактов со взрослым.

По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции  от +3 до -3

Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

Лист адаптации  заполняется  каждый  день. Если  ребенок заболел, отмечается, с  какого  по  какое  время  болел  ребенок. После  выхода  ребенка  лист  адаптации  заполняется   не  менее  недели. Если  все  показатели  с  отрицательным  знаком,  заполняем  лист не менее  2-х  месяцев.

3 этап. Итоговая диагностика

Задача: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение

Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 4 недели (месяца) после начала посещения ДОУ. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

 Успешность адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П) (см. приложение 4).

Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы (см. приложение 5).

Анкета № 1  для родителей

Уважаемые родители!

       Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

I.Ф.И. ребенка ____________________________ Дата рождения __________________

Дата заполнения _________________________ Подпись ______________________________
Ф.И.О. матери ___________________________________________________________________

Образование, род деятельности ____________________________________________________

Ф.И.О. отца _____________________________________________________________________

Образование, род деятельности ____________________________________________________ 1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) _______________________________ 2. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними ____________________

________________________________________________________________________________

3. Основные виды игр и занятий дома? ______________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? __________________________________


II.
 1. Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)? ___________________
__________________________________________________________________________

2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? ___________________________________________

3. Как ребенок спит?

    а) спокойно;

    б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. ____________________________________________

4. Как относится к введению новой пищи, аппетит ____________________________________

5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать, мокрые штанишки? ______________________________________________________________

6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть)

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т.д.)? __________________________________________________________________

8. Часто ли болеет? _______________________________________________________________

III. 1. Как переносит разлуки с матерью? ____________________________________________

2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? _____________________________

3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? ___________________________

4. Как относится к оценке взрослого:

    - положительной: ______________________________________________________________

    - отрицательной: _______________________________________________________________

5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? __________________

6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно)?

V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:

- ребенок отказывается есть _______________________________________________________

- ребенок не может заснуть ________________________________________________________

- намочил штанишки _____________________________________________________________

- сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые __________________________

- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает _____________

2. Как Вы:

- ласкаете ребенка ________________________________________________________________

- поощряете ребенка ______________________________________________________________

- порицаете _____________________________________________________________________

VI. 1. Как передвигается ребенок?

а) преимущественно бегом;

б) беготня чередуется со покойным перемещением.

2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток)?

а) да;           б) нет.

3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни)?

а) да;         б) нет.

4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?

а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет.

б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.

5. Какое настроение преобладает?

а) хорошее, бодрое;

б) подавленное, вялое или серьезное.

6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость?

а) да;                 б) нет.

7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?

а) да;                  б) нет.

СПАСИБО!

Анкета № 2  для родителей

Определение навыков и умений ребенка
во время поступления в детский сад.

Уважаемые родители! 
Просим вас ответить на данные вопросы с целью того, чтобы помочь вашему ребенку успешно адаптироваться к детскому саду.  Подчеркните те слова, которые, на данный момент, соответствуют состоянию вашего ребенка ________________________________________________________________________________
                                           (укажите Ф.И. ребенка)

  1. Настроение: бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное.
  2. Сон: засыпает быстро, засыпает медленно, спокойно, неспокойно, используются дополнительные воздействия для засыпания, спит 3-4 часа, спит больше 4 часов, спит менее 3 часов.
  3. Аппетит: хороший, избирательный, неустойчивый, плохой.
  4. Отношение высаживанию на горшок: положительное, отрицательное, просится сам на горшок, не просится но сухой, не просится ходит мокрый.
  5. Привычки: сосет соску, сосет палец, раскачивается и др. (какие?)
    _____________________________________________________________________________
  6. Понимает речь взрослого: да, нет.
  7. Движения: активные, малоактивные, не активные.
  8. В повседневной жизни проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода: проявляется, недостаточно проявляет, не проявляет.
  9. При обучении: проявляет интерес активно, недостаточно проявляет интерес, не проявляет.
  10. Умеет сам найти для себя дело: да, нет.
  11. Играет: самостоятельно, по инициативе взрослого, сам не играет.
  12. С взрослыми вступает в контакт: самостоятельно, сам не вступает, избирательно, опыта встречи с другими взрослыми нет.
  13. С детьми вступает в контакт: сам, сам не вступает в контакт, избирательно, опыта встречи с другими детьми нет.
  14. Был ли опыт разлуки с близкими: да, нет, легко остается с другими, не остается.
  15. К кому привязан больше ребенок:__________________________________________________

                                                  СПАСИБО!

Показатели адаптационных возможностей ребенка третьего года жизни

Компонент адаптации

Факторы благополучной адаптации

Факторы риска дезадаптации

1

2

3

Психофизиологический

Стабильное чередование сна и бодрствования

Умение сигнализировать о своих нуждах

Координация движений, двигательная целенаправленность

Сформированность мелких движений рук

Нарушения сна.

Повышенная возбудимость или пассивность, заторможенность.

Двигательное беспокойство, нецеленаправленность движений.

Слабая координированность движений.

Ручная неловкость.

Избирательность в пище.

Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.

Тремор конечностей.

Нарушение терморегуляции.

Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.

Индивидуально-психологический

Способность к самостоятельным действиям.

Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей.

Избирательность, активность внимания.

Положительный эмоциональный фон.

Разнообразие эмоций и способов их выражения.

Любознательность, исследовательская активность.

Пониженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения.

Монотонный плач.

Вредные привычки, невротические действия.

Частые аффективные реакции.

Сниженный интерес к окружающему.

Социально-психологический

Доброжелательность.

Готовность к коммуникативному отклику.

Инициативность в общении.

Положительное отношение к поручениям, просьбам взрослого, стремление их выполнять.

Интерес к действиям взрослого и ровесников.

Стремление к активному подражанию.

Умение выражать свои желания, намерения.

 Стремление демонстрировать свои достижения взрослому.

Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты.

Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.

Недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Негативный опыт общения с людьми.

Экзальтированная, тревожная привязанность к одному из членов семьи.

Эмоциональная холодность в общении с матерью.

Бедность коммуникативного опыта.

Пассивность в общении.

Боязнь новых взрослых, сверстников.

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка_______________________________дата рождения____________________

Дата поступления в д\с_______________________возраст поступления______________________

                              Дата

Адаптационные

данные

1. Эмоциональное состояние

2. Аппетит

3. Сон

4. Социальные контакты

Активность в игре

Активность в речи

Заполняет психолог

Поведенческие реакции

(По четырем показателям)

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ:_________________________   _________________________________

                                (кол-во дней по болезни в 1-й месяц)             (кол-во дней по болезни во 2-ой месяц)

Воспитатели группы №___ «___________________________________»

                                                (название)

     __________________________________________________

        Ф.И.О                                        подпись 

     __________________________________________________

        Ф.И.О                                        подпись

заполняет психолог

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сроки адаптации (А) ________________ Поведенческие реакции (П)_____________________

Уровень адаптации _______________________________________________________________

Педагог-психолог дошкольной образовательной организации __________________________    

                                                                Ф.И.О                                         подпись

Памятка

по определению поведенческой реакции и заполнению листа адаптации

1.  Эмоциональное состояние  ребенка (настроение)

+3  весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2  улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+ 1  иногда задумчив, замкнут.

-1  легкая плаксивость, хныканье.

-2  плачет за компанию.

-3  сильный, профилактический плач , подавленное настроение

2. Аппетит ребенка

+3  очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2  нормальный аппетит, до насыщения.

+ 1  аппетит выборочный, но насыщенный.

-1    отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2  приходится следить за тем, чтобы ел: ест долго, неохотно.

-3  отвращение к еде, кормление мучительно.

3.  Сон  ребенка

+3  Сон спокойный, глубокий, засыпает  быстро.

+2  сон спокойный, но засыпает не сразу.

+ 1  засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1   засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2  засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3  отсутствие сна, плач.

4.  Социальною контакты

+3   Много друзей, охотно играет с детьми.

+2  сдержан, просится на руки; неохотно  играет с детьми.

+ 1   безразличен  к  играм, отстранен, замкнут.

-1    невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2  проявляет тревогу, бросает начатые иг ры.

-3  недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

                                    5.  Активность

                     в игре        в речи

+

?

_

Может играть самостоятельно в отсутствие взрослого

Не всегда может игратьсамостоятельно в отсутствие взрослого

Не играет самостоятельно

+

?

_

Использует в  речи простые фразы,

Обращается к взрослому с помощью речи

Понимает речь, обращенную к нему, обращается к взрослому с помощью  жестов

Не   понимает  речь

   

Таблица определения успешности адаптации

Адаптация

Сроки(А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

 До 5 дн. – 1 нед
(А-1)

+12…+8
(П-1)

А-1 и П-1
А-1 и П-2

Средняя

До 15 дн. – 3 нед.
(А-2)

+7…0
(П-2)

А-1 и П-3
А-2 и П-2

Усложненная

До 25 дн. – 5 нед.
(А-3)

-1…-7
(П-3)

А-2 и П-4
А-3 и П-3

Дезадаптация

Более 5 нед.
(А-4)

-8…-12
(П-4)

А-3 и П-4
А-4 и П-4

Результаты оценки уровня адаптации детей к ДОУ

№ п/п

Фамилия, имя, ребенка

Кол-во дней

Уровень адаптации

1

Илья А.

7

Лёгкая

2

Валерия Г.

12

Лёгкая

3

Юрий З.

12

средняя

Сводная таблица
оценки уровня адаптации детей к ДОУ

Уровень
адаптации

Количество
детей

Процентное
отношение

Легкая

11

22

Средняя

38

75

Усложнённая

2

4

Дезадаптайия

0

0

ВСЕГО:

51

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.

Преодоление  трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации  детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....

Порядок проведения конкурса "Воспитатель года ДОУ"

Порядок проведения конкурса "Воспитатель года ДОУ"...

Порядок проведения диагностики определения уровня ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Данный материал разработан как ПРИЛОЖЕНИЕ к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ педагога-психолога ДОУ...

Порядок проведения Республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года Бурятии 2019"

Порядок проведения Республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года Бурятии 2019"...

Порядок проведения Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России 2019"

Порядок проведения Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России 2019"...

Порядок проведения самообследования образовательной организацией

Порядок проведения самообследования образовательной организацией...