Проект " Значение декоративно- прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
проект (старшая группа) на тему

Могильникова Светлана Анатольевна

Проект по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл docx_document.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад № 129 « Антошка»

Проект

«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Срок реализации: 2года.

Участники: дети.родители

Воспитатель:

Могильникова С.А.

Курган2017г.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский

Творческое название: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Автор проекта воспитатель:Могильникова С.А,

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, музыкальный работник.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-практический

По продолжительности – долгосрочный (2016-2019г)

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА:

- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями .

Проживая в России наши дети мало знакомы с народным искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах России. Будут знать где зарождалась народная игрушка из глины и дерева. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Ожидаемый результат.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству  у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно- патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование нравственно-патриотических чувств  средствами декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью .

2. Формирование обобщенных знаний и умений :

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи:

хохломской, дымковской и гжельской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов) ;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции .

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах ;

4.Дать детям знания о народно – прикладном искусстве. Воспитывать чувство прекрасного и развивать интерес к народному творчеству .

Этапы

1. Путешествие в прошлое России.

Рассказ воспитателя детям о традициях русского народа. Познакомить их с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.

Продукт: Создание вместе с родителями и детьми полочки прикладного искусства « Уголок народного промысла»

2.Дымковская игрушка.

Занятие:     Рассказ детям о истории дымковской игрушки. Об особенностях ее росписи, колорите. Основных элементах узора.Беседа с детьми:     «характерные особенности росписи дымковских игрушек».

ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «Конь»,

Рисование: составление дымковских узоров, «Роспись фигурки коня дымковским узором».

На прогулке провести подвижные игры :»Как у наших у ворот», »Карусель», «Перетяни канат»

3. Сине – голубое чудо Гжели.

1) Занятие:.Во время занятия используется посылка, в которой оказался красивый гжельский чайник.Одним из элементов узора, украшающего чайник является гжельская роза. Рассмотреть эту розу и обсудить все детали рисунка. Перед сочинением провести беседу, как появилась эта роза на гжельском чайнике .

2) Прочитать сказку «Снегурочка».

ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Рисование:   «цветы гжели»,

На прогулке провести подвижные игры : «Жмурки»,  «У медведя во бору» .

4. Золотая хохлома.

Рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи. Рассматривание иллюстраций.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк».

ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Рисование «Роспись тарелки хохломским узором».

На прогулке провести подвижную игры: «Коршун и наседка»,  «Лапта с мячом»,    «Горелки»

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап (сентябрь)
Основной этап (октябрь – апрель)
Заключительный (май)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам, воспитатель, сентябрь

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, воспитатель, сентябрь

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды, воспитатель, сентябрь

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), воспитатель, октябрь - апрель

2. Экскурсии по территории детского сада с целью наблюдения за растениями, воспитатель, октябрь, январь, апрель

3. Экскурсии в краеведческий музей города, родители, ноябрь, февраль

4. Выставка «Народные игрушки своими руками», воспитатель, дети, родители, декабрь

5. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах, воспитатель, октябрь - апрель

6. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей, воспитатель, дети, родители, март

7. Оформление альбома «Наш дом-Россия» , воспитатель, март

8. Альбом проекта детей «Приобщение к истокам русской культуры»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Диагностическое обследование детей, анализ результативности, воспитатель, май

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки», воспитатель, дети, родители, май

3. Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ, воспитатель, май

МБДОУ « Детский сад № 129 « Антошка»

Познавательно-творческий проект

для детей средней группы

«Круглый год»

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Круглый год»

Долгосрочный (октябрь - май, познавательно – творческий проект для детей средней группы)

Актуальность

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

ребенок должен чувствовать ответственность за

всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста и целостное представление о временах года

Задачи проекта:

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы;

3. Учить отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;

4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь)

- создание развивающей среды

- анкетирование родителей

- подбор методической литературы

- подбор художественной литературы и дидактических игр

- картотека пальчиковых и подвижных игр

- материалы для экспериментирования

2. Практический (с 1 октября - по 15 мая)

организация детской деятельности

3. Заключительный (15 мая - по 31 мая)

определение результата практической деятельности с детьми

Формы работы:

- НОД

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Пальчиковые игры

- Речевые игры

- Наблюдения в природе

- Труд в природе

- Экспериментальная деятельность

- Продуктивная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Музыкально - ритмические движения, слушание музыки

Анкета для родителей

Цель: Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его

реального существования в семье

Список литературы:

1. Воронкевич О. А, "Добро пожаловать в экологию"

2. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г., Логинова В. И., Михайлова З. А.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез»

5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»

Предполагаемые результаты проекта:

- Сформированы представления о временах года.

- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним

- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цели (осень):

- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

- Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

- Воспитывать любовь к природе.

- Продолжать показывать детям красоту деревьев и кустарников.

- Развивать умение замечать и называть изменениях в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды, корнеплоды, птицы улетают на юг

- Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы

Цели (зима):

- Продолжать формировать представления о зиме.

-Знакомить с природными явлениями характерными для зимы (снегопад, холодный ветер, метель, поземка).

- Наблюдение с детьми за поведением птиц на улицы.

- Оказывать помощь зимующим птицам и называть их.

- Привлечение детей к участию в зимних забавах

- Расширение представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

Цели (весна):

- Развивать умение и узнавать время года

- Выделять признаки весны

- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

- Посадка лука и семян.

Цели дидактических игр

- Уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона.

- Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года.

Воспитательные задачи:

- Заложить основы экологического воспитания.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи между временами года и изменениями в жизни животных и растений.

Дидактические игры (осень):

"Времена года", "Когда это бывает?", "Сложи картинку", "С какого дерева листок?", "Осенние приметы", "Чудесный мешочек", "Белкины запасы", "К дереву беги"

Дидактические игры (зима):

"Сложи снежинку", "Назови признаки", "Как зимуют звери", "Одень куклу на прогулку", "Узнай по описанию", "Зимние развлечения".

Дидактические игры (весна):

"Времена года", "Когда это бывает?", "Подбери картинку", "Что лишнее?" "У кого кто", "Кто (что) летает", "Что за насекомое".

Опыты и эксперименты

Цель:

- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм

Опыты и эксперименты (осень)

"Воздух повсюду", "Солнце необходимо для жизни человека", "Ветреная погода"

Опыты и эксперименты (зима):

"Тающий лед", "Разноцветные льдинки", "Снег и его свойства"

Опыты и эксперименты (весна):

"Из чего птицы строят гнезда", " Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить", " Какая лужа высохнет быстрее? ", " Сухой песок может сыпаться"

Чтение художественной литературы

Цель:

- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Чтение книги "Времена года" Маршак Самуил Яковлевич

Осень:

В. Бианки "Паучок пилот", Э. Успенский "Как растили капусту",

Благина "Улетают улетели", "Осень", Э. Машковская "Дело к зиме", Майков "Осень", А. Блок "Зайчик", Г. Скребицкий "Лесной голосок", "Почему ноябрь легкий", "Пороша", В. Зотов "Лесная мозаика".

Заучивание:

А. Майков "Пейзаж", Э. Машковская "Осень"

Зима:

Я. Ким "Первый снег", Е. Трутнева "Первый снег", "Елка", Э. Успенский "Проказы старухи зимы", В. Калинина "Про снежный колобок",

В. Черушин "Что за зверь?", В. Чарская "Зима",

Рубцов "Покормите птиц зимой", А. Клыков "Белка", "Как лиса зимует",

В. Покровский "Волк и медведь

Заучивание:

Александрова "Почему медведь спит?", И. Демьянова "Воробей", русская народная потешка "Как на тоненький ледок"

Весна:

Л. Толстой "Пришла Весна", Скрябицкий "На лесной полянке", А. Ким "Апрель", И. Белякова "Подснежник проснулся", Ушинский "Пчела на разведке", В. Степанов "Летающий цветок", С. Маршак "Весенняя песенка", Н. Клокова "Зима прошла"

Развлечения и праздники

Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Осень

Развлечения и праздники: «Праздник осени».

Осенний досуг для детей, "Дары осени"

Зима

Новогодний утренник, Спортивный праздник "Зимние забавы"

Художественно-музыкальный досуг " Ой метет метелица"

Весна

Развлечения и праздники: «Праздник весны».

Подвижные игры

Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

Осень

"Овощи и фрукты" " У медведя во бору", "Вершки корешки", "Найди пару",

Зима

"Зайцы и волк", "Попади снежком в круг", "Здравствуй снежная баба", "Снежная крепость"

Весна

"Найди себе пару", "Цветные автомобили" Зайцы и волк", Перелетные птиц" Подбрось и поймай"

Продуктивная деятельность

Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Осень:

Рисование "Дары осени", "Золотая береза"

Участие в выставке подделок из природного материал вместе с родителями "Золотая осень", "Падают, падают листья", "Самый красивый осенний листок", лепка "Овощи и фрукты", аппликация "Корзина с грибами"

Зима:

рисование "Мои волшебные снежинки",

рисование "Снежные дерево" рисование "Падает, падает снег"

лепка "Снеговик", аппликация "Снежинка", аппликация "Зимующие птицы", аппликация "Зимний лес"

Весна:

«Одуванчики» - рисование.

«Пушистая веточка» - аппликация.

«Весенний букет» - рисование.

«Красивые цветы» - рисование.

"Плывет, плыет кораблик" - аппликация.

"Прилетели грачи" - лепка

"Красивая божья коровка" - аппликация.

Беседы.

Осень

"Как природа рисует красками", рассматривание иллюстраций художников: Шишкина, И. Левитана.

"Почему осень называют золотой"

"Куда и почему улетают птицы?"

"Что нам дарит осень"

Зима

"Красота зимнего пейзажа", рассматривание иллюстраций:

Шишкина "Сосна", И. Грабаря "Февральская лазурь".

"Как помочь птицам зимой?"

"Почему люди зимой не мерзнут?"

"Как живут животные зимой?"

Весна

"Кто просыпается весной?"

Беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов.

"Как меняется жизнь животных и птиц весной?"

Взаимодействие с семьей.

Осень

Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала

Зима

Помощь в постройке зимних поделок.

Привлечение к участию в конкурсе подделок "Зимняя фантазия"

Весна

Консультация для родителей "Как вести себя в природе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...

Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей

Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...

«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...

Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....

Проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...

Проект. ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...