«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
проект по теме

Бородина Лариса Васильевна

 Конспект мастер-класс: "Народная игрушка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2_l.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический конспект мастер-класс

 «Народная игрушка»

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Творческое название: «Народная игрушка»

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители .

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-практический

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – долгосрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА:

- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.

- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.

ГИПОТЕЗА

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.

ЗАДАЧИ

Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивать творческие способности детей.

Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Приобщать родителей к совместной деятельности.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап (сентябрь)

Основной этап (октябрь – апрель)

Заключительный (май)

Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Анкетирование родителей

сентябрь

2.

Диагностика детей

сентябрь

3.

«Круглый стол» с родителями и детьми

сентябрь

4.

Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам

сентябрь

5.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.

Сентябрь

6.

Составление перспективного плана, создание развивающей среды.

Сентябрь

Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

октябрь

2.

Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями

Октябрь, январь, апрель

3.

Экскурсия в краеведческий музей города

Ноябрь, февраль

4.

Выставка «Народные игрушки своими руками»

декабрь

5.

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

Октябрь- апрель

6.

Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

март

7.

Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки»

март

Заключительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Диагностика детей, анализ результативности

май

2.

Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»

май

РЕЗУЛЬТАТ:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

 Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...

Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей

Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...

«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...

Проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...

Проект. ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...