Занятие по формированию психологической готовности к школе «Я стану первоклассником»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Аникеева Татьяна Витальевна

Данный конспект занятия предполагает результат работы по формированию психологической готовности будущих первоклассников в течении учебного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми

Занятие по формированию психологической готовности к школе

«Я стану первоклассником»

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                                                  педагог – психолог                        

Аникеева Татьяна Витальевна

     

Занятие по формированию психологической готовности к школе «Я стану первоклассником»

Цель: формирование школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области:

«Познавательное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам; развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи:

1) снятие напряженности перед обучением в школе

2) развитие произвольной сферы, наглядно-образного, логического и конструктивного мышления;  зрительного и слухового внимания;   зрительной и слуховой памяти

3) стимулирование внутригруппового общения

Материалы и оборудование:  квадрат, расчерченный на клетки (на каждого ребенка), рабочие тетради, узелки на память (на каждого ребенка), простые карандаши, массажные коврики,  цветные следы, лесенки самооценки, буквы,  спокойная музыка, детали к игре «Колумбово яйцо», цветные буквы.

Предварительная работа: занятия с воспитанниками подготовительной группы по дополнительной образовательной  коррекционно - развивающей программе «Скоро в школу» по формированию психологической готовности к школьному обучению – «Приключения будущих первоклассников» с октября  по апрель.

Структура занятия:

I. «Активное действие»

1) ритуал приветствия

2) вводная часть занятия

3) динамическая пауза, кинезеологическое упражнение

4) основная часть занятия

5) обратная связь

6) ритуал прощания

II. «Активное слушание»

1) Ритуал приветствия.

2) Основная часть занятия

3) Обратная связь

4) Ритуал прощания

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия.

- Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть

Ребенок с колокольчиком звонит в него. Дети выполняют движения со словами:

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Мы за парту тихо сядем,

Баловство свое оставим…

Нет, игрушки не бери

Нам важнее буквари.

Сообщение детям цели занятия.

Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать.

- Ребята, мы многое узнали за этот год, вы стали совсем большими и осталось совсем немного до 1 сентября. А сегодня у нас с вами последний урок. Вы докажете какие вы умные, внимательные и дружные ребята.  Предлагаю на занятии поиграть в «следопытов», то есть идти по следам, которые нас обязательно приведут куда – то, но куда я пока сама не знаю.  А чтобы мы ничего не забыли, мы будем завязывать «узелки на память» (у каждого ребенка шерстяная нитка).

Все следы разных цветов. Посмотрите внимательно, какого цвета наш первый след? (зеленый цвет)

При прохождении следа  нас будет ждать какое-то задание, за которое мы будем получать «волшебные» буквы (двигаемся по стрелкам к следу, стрелки соответствуют цвету следа).

2 .Упражнение: «Говорит один - говорим хором! »

Содержание. Психолог задает детям вопросы, при этом поднимая карточки  «говорит  один, говорим хором».

-Сейчас вы в детском саду, а скоро пойдете куда? (показывает знак «говорим хором»).

- Как называется сумка в которой носят учебники? (знак «говорит один») .

- На какой свет светофора можно переходить улицу? (знак «говорим хором»).

- Как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (знак «говорит один») .

- Какое сейчас время года? (знак «говорим хором»).

- А скажите, пожалуйста, драться, ругаться и толкаться - это хорошо или плохо? (знак «говорим хором»). Молодцы, посмотрите, мы с вами получили первую букву - Ш.

Посмотрите на следующий след, какого он  цвета? (синий цвет)

3.Упражнение «Сосчитай правильно»

 Содержание.  «Посмотрите на круг… на крест… на треугольник… на квадрат… на ромб… на звезду… (подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания, снятию напряжения).

Детям необходимо найти в  квадрате все цифры по порядку, начиная с 1

 Молодцы, ребята, вы получаете вторую букву – К

А теперь у нас динамическая пауза, а в школе она будет называться  как? переменой.

 4. Динамическая пауза. Дети самостоятельно выполняют  два упражнения «Руки к верху поднимаем!»,  «Мы ребята – дошколята», «Сова» Молодцы!

Психолог.  Следующий след, какого цвета?

Знак следа (желтый цвет)

4.  Задание «Колумбово яйцо».

Содержание.  Детям предлагается по образцу собрать разные фигурки («колумбово яйцо») из предложенных частей.

 Молодцы! Вот у нас уже и третья буква – О

 Психолог. Следующий след, какого цвета? (красный цвет) И здесь такое задание.

5. Пальчиковая гимнастика на  массажных ковриках  «Наша Маша кашу варила»

6.Упражнение « Внимание» (работа в тетрадях)

Содержание. В течение 30 секунд показывается картинка. Дети смотрят на изображение, потом перерисовывают к себе в тетрадь.

 Вот вы получаете еще одну букву- Л

Вот и последний след. Какого он цвета? (оранжевого)

7. Лесенка самооценки.

 Содержание. Проставьте на  «лесенках самооценки» себе оценку. Оцените себя, кто как занимался?

 За то, что вы себя оценили так честно, вы получаете  последнюю букву – А

8. Задание  «Собери слово»  Давайте теперь все вместе соберем слово из этих букв! (дети складывают слово «ШКОЛА»).

Завершающая часть.

Расслабление.

(Дети ложатся на коврик и закрывают глаза. Слушают свое дыхание. Звучит расслабляющая музыка.)

- Наступило 1 сентября… На небе ласково пригревает солнышко, с деревьев тихо падают разноцветные листочки: желтые, красные, оранжевые… У вас сегодня особенный день, вы с родителями собираетесь идти на свой 1 звонок… в школу… Мама одела вас сегодня нарядно – в красивую школьную форму… В руках вы несете прекрасный букет для своего первого учителя… За спиной у вас – первый школьный рюкзак – в нем лежат учебники… тетради… - они помогут вам узнать много нового и занимательного… В школе вас уже ждет ваш первый учитель… Он очень мудрый и внимательный… он расскажет вам то, чего вы еще не знаете… научит вас считать и писать… читать и рисовать… У вас будет все получатся на уроках… все радуются… поздравляют вас… Теперь каждый может сказать про себя: Я – первоклассник! Я – хороший. Мои одноклассники - хорошие. Я стремлюсь к знаниям. Я узнаю много интересного.

А сейчас возвращайтесь к нам в группу, открывайте глаза, потянитесь!

Рефлексия занятия.

- Чем мы с вами занимались на этом занятии?  Подсчитай узелки. Сколько заданий мы с вами выполнили? Молодцы! В игре вы были  настоящими следопытами и старались все время узнать что – то новое.

9.Ритуал  окончания занятия.  Колокольчик (звонок) в руках у ребенка.

Вот опять звенит звонок,

И закончился урок,

Все мы славно потрудились

 И чему - то научились

 Психолог: «Рада я за вас всегда, ну, а вы ответьте?

Дети: «Да!»

10.Ритуал прощания  «Я – человек. Ты - человек. Мы - люди!». Дети, положив руки на плечи, друг другу говорят шепотом «секрет» - «У нас все получится!» Я желаю вам стать настоящими первоклассниками  и узнать много интересного в школе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....

Формирование психологической готовности к школе (тренинговые занятия)

       На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются  помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.

Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины...

Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.

Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – эт...

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....