Такая разная осень...
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада (музыка+изо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takaya_raznaya_osen.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №386

(дошкольные группы)

Интегрированное занятие

«ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ»

(старшая группа)

Подготовила и провела:

музыкальный руководитель

ГБОУ Школа №386

Болгова Е.М.

Ноябрь, 2016 год.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

прививать детям любовь к искусству через приобщение их к творчеству великих поэтов, художников, композиторов.

ЗАДАЧИ:

продолжать знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского;

познакомить с музыкой композитора А.Вивальди;

развивать способность чувствовать настроение мелодии;

прививать любовь к родной природе через музыку, живопись, поэзию;

развивать эмоциональную сферу детей;

развивать фантазию и творческие способности детей.

Оснащение:

ТСО – музыкальный центр, проектор мультимедиа.

Шумовые инструменты: металлофон, маракасы, свистульки, деревянные палочки, пластиковые бутылочки.

Репродукции картин Левитана «Золотая осень», «Осень».

Осенние листочки.

Дети заходят в зал, ведущая предлагает посмотреть в окно на улицу.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Давайте мы вспомним, какое сейчас время года на дворе? Ответы детей.

Ведущая. Да, за окном – осень. Какая погода бывает осенью? СЛАЙД 1. Ответы детей. (Пасмурная, часто идёт мелкий дождь, на улице холодно, сыро, кругом лужи).

Ведущая. Ребята, а ведь у Осени много ярких красок и чудес. Давайте с вами вспомним, а за что мы любим осень? Ответы детей. (За красоту, за яркие краски, за богатый урожай и т п)

Ведущая. Осень приходит ко всем, в каждый уголок, и в природе происходит много перемен с её приходом. Именно осенью мы слышим голоса улетающих птиц, наслаждаемся последними лучами солнышка, любуемся ярким убором деревьев и кустов. Посмотрите, ребята, на картину осеннего леса. СЛАЙД №2.

Ведущая. Осень иногда называют художницей. Какие же краски она принесла с собой? Ответы детей. (Жёлтая, красная, золотая…). Так и хочется взять кисти и краски и перенести все это на бумагу.  А вам хочется? Ответы детей. Давайте посмотрим, как русский художник Левитан  выразил своё отношение к осени, какой он её увидел.

ОБСУЖДЕНИЕ КАРТИН ЛЕВИТАНА «Золотая осень» и «Осень» (картина поздней осени)

Ведущая. Неповторимая красота осени вдохновляла поэтов писать стихи. Вот послушайте стихотворение поэта Бунина.

Дети читают стихи.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Высокой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.    

А вот стихотворение Пушкина 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Ведущая. Ребята, какие краски увидели поэты у осени? Ответы детей: лиловая, золотая, багряная (багрец)…

Ведущая. А вот другое стихотворение. Его написал поэт Плещеев.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном…

Ведущая. А в этом стихотворении, какую краску увидел поэт у осени? Ответы детей: серая.

Ведущая. Листья на деревьях осенью очень красивые, а когда на них подует ветер, они, отрываясь от ветки, кружатся и опускаются на землю, укрывая её разноцветным ковром. Скажите, а как называется явление природы, когда падают листья? СЛАЙД №3. Ответы детей. (Листопад).

Ведущая. Ребята, а теперь представьте, что вы все – осенние листочки. Возьмите со стульчиков листочки. Вот подул ветерок, деревья закачались, и листочки закружились в воздухе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ с осенними листочками (под вальс Рахманинова)

Ведущая. Ребята, поэты прославляли осень с помощью слов, художники – с помощью кисти и красок. А композиторы? Ответы детей.

Ведущая. Ребята, как вы думаете, по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Ответы. Давайте попробуем. Музыку написал Пётр Ильич Чайковский.

ЧАЙКОВСКИЙ. «Времена года. ОКТЯБРЬ». СЛУШАНИЕ

(Варианты: посадить детей на ковёр, предложить закрыть глаза и представить себе осень; предложить детям гулять по залу под эту музыку, собирая осенние листья).

Ведущая. Ребята, как вы думаете, какой характер у этой пьесы?  Какие чувства, настроение она вызвала? Ответы детей. (Характер грустный, печальный, задумчивый).

Ведущая. Вы знаете, Чайковский очень любил это время года. Он целые дни проводил на воздухе. Наблюдал, как меняются краски природы. Дышал запахами влажной земли, грибов. Пётр Ильич гулял даже в дождливую погоду, потому что от дождя осенние краски становятся ещё ярче, осенние запахи – ещё острее.

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня».

Ведущая. Ребята, но еще раньше, до Чайковского, жил композитор Вивальди, это итальянский композитор. Он тоже написал произведение  «Времена года». И сейчас мы с вами послушаем Вивальди «Времена года. Осень». Интересно, похожа ли эта музыка на музыку Чайковского, как вы думаете? Ответы детей. А вот послушайте.

ВИВАЛЬДИ. «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ». СЛУШАНИЕ.

После прослушивания дети высказывают свои впечатления.

Ведущая. Ребята, а давайте еще раз посмотрим на наши картины и подумаем: какая музыка подходит к картине Левитана «Золотая осень», а какая – к картине «Осень»? (Дети отвечают, что настроение музыки Вивальди созвучно картине «Золотая осень», а музыка Чайковского больше подходит к картине «Осень»).

Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами послушали прекрасные стихи об осени, рассмотрели картины русского художника Левитана, послушали пьесу П.И. Чайковского и старинную музыку Вивальди.

А теперь давайте сами попробуем сочинить музыку об осени. Смотрите, у меня здесь есть музыкальные инструменты, которые помогут нам в этом.

Музыкальная картина «ОСЕННИЙ ЛЕС».  Дети берут инструменты (в т.ч. нетрадиционные).

Ведущая. Дети, если мы прислушаемся, то услышим настроение леса. Осенний лес передаёт своё настроение через шумы и шорохи.

Тихо в лесу. Тишина. 

Зашумел ветер высоко в листве. Дуем в бутылочки.

Зашуршала листва по земле. Встряхиваем маракасы или шуршим ладонями одна о другую.

В глубине леса послышались прощальные голоса птиц. Свистульки.

Стук дятла. Деревянные палочки.

Из серой тучки лениво покапал осенний грустный дождик. Треугольник, металлофон…

Дождь усилился. Частые удары по металлофону.

Но ненадолго. Удары (металлофон) замедляются.

Скоро  в лесу стало тихо. Тишина.

Дождь перестал. И только слышно было, как шуршит листва. Маракасы.

Как ветер гудит высоко. Бутылочки.

И как журчит лесной ручеек где-то вдалеке. Переливаем воду из одного стаканчика в другой.

Ведущая. Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам такое необычное занятие? Ответы. А что вам понравилось? Ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и рисованию "Такая разная осень"

Интегрированное занятие по рисованию (отпечатком листа) и коммуникации для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия для первой младшей группы "Такие разные осенние листья"

конспек прогулки " Такие разные осенние листья"Цель:-показать что осень прекрасное время года,-формировать бережное отношение к деревьям,-развивать связную речь, умение говорить правильно четко, ...

«Такая разная осень»

Закрепление знаний у детей о сезонных изменениях в природе, составление новых  цветовых оттенков в теплой и холодной гамме...

Презентация к занятию «Такая разная осень»

Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе....

Физкультурное занятие для первой младшей группы, на тему: "Такая разная осень"

План-конспект НОД по физической культуре для первой младшей группы, "Осень"...