Семинар для педагогов "Новое знакомство со старой игрой"
презентация на тему

Велигорская Елена Викторовна

Семинар для педагогов, содержащий правила развивающей работы с детьми в процессе игр с кубиками Б.П.Никитина "Сложи узор". Игры с кубиками "Сложи узор" можно использовать в работе с детьми от 1,5 до 11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kubiki_d.s._55_radost.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВОЕ ЗНАКОМСТВО СО СТАРОЙ ИГРОЙ Правила развивающей работы с детьми в процессе игр с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор».

Слайд 2

Теоретические обоснования актуальности проблемы. 1. Представления об окружающем мире формируются у ребенка поэтапно . 2. Сначала он познает мир благодаря действиям , затем мир представляется ему в образах, и постепенно формируется путь перевода действий и образов в языковые средства, что создает у ребенка новую систему представлений о мире. 3. В существующей общепринятой классификации выделяют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление…. 4. При развитии ребенка наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление появляются последовательно . 5. Но, выступая в тесной связи, все 3 формы мышления образуют единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая формы.

Слайд 3

6. Наиболее простые формы наглядно-образного мышления возникают в возрасте четырех-пяти лет. 7. Главная же цель при развитии у детей наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать: умение рассматривать разные пути, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Т. е. умение оперировать предметами в мысленном плане – находить лучшее решение, потому что не всегда есть возможость проверить в реальности свои выборы.

Слайд 4

Итогом же интеллектуального развития дошкольника является высшая форма наглядно-образного мышления . Исследования уровня развития наглядно-образного мышления, которые проводятся коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе. Для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдались большие трудности в формировании логического мышления. Таким образом, уровень сформированности наглядно-образного мышления оказывается важным показателем готовности ребенка к школе.

Слайд 5

Для развития данного типа мышления целесообразно использование следующих заданий: 1) развитие способности к целостному восприятию формы, цвета, размера, количества предметов; 2) развитие умения ориентироваться в пространстве; 3) развитие умения соотносить выполняемые действия с образцом, вычленяя отдельные составляющие элементы; 4) лабиринты разного вида, задания на составление «писем» к лабиринту; 5) разделение множества предметов (вещей, геометрических фигур, понятий) на группы по разным признакам - классификация; 6) нахождение закономерностей на вербальном и невербальном материале; 7) решение логических задач разных типов.

Слайд 6

Необходимые условия для успешного развития. 1 . Первое условие успешного развития раннее начало . Необходимо знакомить ребенка с разными предметами, материалами, явлениями, их значением и предназначением. 2 . Необходимо окружить ребенка такой средой, которая бы стимулировала разнообразную его творческую деятельность и развивала бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Обстановка, опережающая развитие детей. Принуждение – враг развития. Необходимо играть вместе с детьми.

Слайд 7

3. Процесс развития требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. 4. Следующее важнейшее условие развития – ребенку надо предоставлять большую свободу : в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы, в продолжительности занятий одним каким-либо делом. Потому что желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Слайд 8

5. Но, предоставленная ребенку свобода, не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых . Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, Думать ЗА него , когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!

Слайд 9

Правила интеллектуальной игры Б.П. Никитина кубики «СЛОЖИ УЗОР» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырех-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Слайд 10

3. Игра рассчитана на детей от 1,5 лет – 11 лет. Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития ( Для самых маленьких оживляйте игру сказкой, давайте свои «имена» узорам). Если малышу 3-4 года, он знает цвета и может оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный узор и полюбуйтесь вместе с ним этим узором: «Как ты думаешь, мы научимся собирать такие же красивые узоры из кубиков?» (предложить выложить узор «Дорожка»). Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в самом начале – обязательное условие!

Слайд 11

5. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития . Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если ребенок сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. 6. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» вспомните о ней. Это бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел.

Слайд 12

7. Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно: может – 5, а может – больше, все зависит от настроения ребенка и его возможностей. 8. Не забывайте хвалить ребенка и пообещайте: «Завтра еще поиграем!» 9. Обратите внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней, и сегодняшней с завтрашней. От этого зависит интерес к игре, успех в продвижении «вверх по лесенке» заданий. Так, каждый раз «для разгона» надо сложить несколько прежних, а затем давать новые. Величину «разгона» тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, то «разбег»следует брать больше, а новых узоров давать меньше (1-2).

Слайд 13

10. Когда игра для детей становится интересной, они сами просят кубики для складывания узоров – вот здесь можно подумать о том, чтобы не просто давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность! Играя самостоятельно, дети учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы, возможности.

Слайд 16

11.Важно заинтересовывать детей игрой, а не заставлять их играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Удерживайтесь от обидных замечаний («Какой ты несообразительный! «Сколько можно объяснять?! А ты все не понимаешь!»…). Не обижайте ребенка в игре. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша!

Слайд 17

12. В игре с кубиками дети выполняют два вида заданий : сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор; переходят к творческим заданиям: придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков . Заведите тетради и зарисовывайте туда новые задания, узоры, фигуры.

Слайд 18

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике…. Игра должна приносить радость и детям, и взрослому. Каждый успех – это общее достижение и ваше, и их. Радуйтесь успеху – это окрыляет детей, это залог их будущих успехов!

Слайд 21

УСПЕХОВ! ТЕРПЕНИЯ! МУДРОСТИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Знакомство со старым фильмом

Многие из нас любят смотреть старые фильмы.В летом моей дочке задвли прочитать рассказ А.Гайдара "Чук и .....Гек".Мы прочитали, а я для того чтобы закрепить прочитанное я предложила дочери ...

СТАРЫЕ ИГРЫ НА НОВЫЙ ЛАД

В данной публикации представлены новые варианты дидактических игр на развитие речевой компетенции, социальных и игровых навыков детей сатршего дошкольного возраста....

Старые игры на новый лад (использование нетрадиционного игрового пособия «Парашют»)

Почему же с парашютом так интересно  играть детям?Наверное, потому что в игре с ним отсутствует соперничество. Игра воспитывает дух сотрудничества, учит последовательным действиям и распределению...

Семинар-практикум для педагогов адаптационной группы «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения»

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитат...

Мастер-класс на Аукционе авторских игр «Познаём, играя. Знакомство с развивающей игрой «Ёлочка»

Игра развивает эстетическое и цветовое восприятие, память, внимание, пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику....