Консультация с элементом практикума « Организация образовательной деятельности, в ходе осуществления режимных моментов»
консультация на тему

Мосиевская Татьяна Сергеевна

В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Федеральным Государственным  Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС) .

 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности в режимные  моменты  решаются задачи:

  • формирования общей культуры  детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения,  деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., развития их физических,  интеллектуальных,  личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.
  • охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
  • Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
  • Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
  • Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
  • Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
  • Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»

Консультация с элементом практикума

 « Организация образовательной деятельности, в ходе осуществления режимных моментов»

                                                                                 Выполнила: Мосиевская Т.С.

Горно-Алтайск,2018

В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Федеральным Государственным  Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС) .

 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности в режимные  моменты  решаются задачи:

  • формирования общей культуры  детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения,  деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., развития их физических,  интеллектуальных,  личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.
  • охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
  • Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
  • Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
  • Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
  • Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
  • Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду (в утренние и вечерние часы, на прогулке), независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обусловливает необходимость решения в образовательной деятельности в режимные моменты образовательных задач, связанных с реализацией темы.        

Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня.

         Большое  значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

         К режимным моментам относятся:
1.
    Прием детей.
2.    Утренняя гимнастика.
3.    Подготовка к завтраку, завтрак.
4.    Основная образовательная деятельность.
5.    Подготовка к  1 прогулке, прогулка.
6.    Подготовка к обеду, обед.
7.    Организация сна детей.
8.    Организация подъема детей и закаливающие процедуры.
9.    Подготовка к полднику, полдник.
10.  Подготовка к вечерней прогулке, прогулка.
11.  Подготовка к ужину, ужин.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные режимные моменты.

УТРО

1.Прием детей.

Утро -это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Чтобы дети не ходили без дела, нужно стараться включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры-пазлы, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание можно поручить ему посильное трудовое поручение.

Также проводятся общегрупповые беседы по определенным темам. Используется прием рассматривания предметных картинок.

При формировании культурно-гигиенических навыков эффективно используется краткая беседа о пользе воды и пр.

Во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом, о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов используемых в их приготовлении. Обращается внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы.  Сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

2. Не желательно планировать на утро деятельность, предполагающую большую подготовку.

3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

2.Утреняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. В планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,

3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

3.Подготовка к завтраку, завтрак.

При формировании культурно-гигиенических навыков эффективна  краткая беседа о пользе воды, мыла.

Во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом, о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов используемых в их приготовлении. Обращается внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.

4.ООД

Основная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится ООД согласно перспективному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

5.Подготовка к прогулке, прогулка.

Подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В процессе одевания с детьми необходимо поддерживать разговор о назначении предметов одежды, их сезонного назначения, уточняем название материалов из которых они изготовлены, деталей одежды. Все это способствует расширению и активизации словаря детей.

Цель прогулки: обеспечение высокой активной, содержательной, разнообразной, интересной деятельности и снятие утомления.  В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Существует четыре вида прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.

Спортивная (соревнования, эстафеты)

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Во время прогулки нужно способствовать тому, чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого проводятся подвижные игры развивающие быстроту, ловкость, выносливость. А так же проводить индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)

При проведении посильного хозяйственного труда на участке нужно проводить беседы о назначении орудий труда, их безопасном использовании. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду, людям, выполняющим эту работу.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой, сопровождая художественным словом.

Есть следующие виды наблюдений

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).

По возвращении с прогулки, побуждать детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитывать стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Следить за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитывать бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

ДЕНЬ

6.Подготовка к обеду, обед.

Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи. Совершенствовать культурно - гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.

Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи).

Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой ложкой и вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности).

7.Организация сна

Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях. Создать умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

8. Организация подъема детей и закаливающих процедур

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках можно провести зарядку для пробуждения, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

9.Подготовка к полднику, полдник.

При подготовке к данным режимным моментам решаются следующие задачи:

  • Формировать навыки самообслуживания;
  • Совершенствовать навыки умывания;
  • Формировать КГН (мыть руки перед едой);
  • Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы и посуду;
  • Формировать понятие о здоровом образе жизни во время полоскания гигиенических процедур в ванной комнате. 

ВЕЧЕР

10.Подготовка к вечерней прогулке, прогулка.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом - проблема. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы.  Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

11.Подготовка к ужину, ужин.

Решаются следующие задачи:

  • продолжать развивать навыки культуры еды,
  • закреплять проявление желания есть самостоятельно,
  • воспитывать благоприятное отношение к приёму пищи.

Практическое задание: Для того, чтобы закрепить услышанное,  поделиться опытом, необходимо провести практическую работу. Педагоги берут по одному листочку. На листочках написан режимный момент, нужно рассказать о том, как его осуществляют в своей группе.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что  правильная организация режимных моментов способствует решению вышеперечисленных образовательных задач и развитию интегративных качеств детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов

В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...

Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Данная работа предназначена для закрепления знаний  детей и коллег о режимных моментах. ...

Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов

В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Фед...

Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"

Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты.  Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....

Консультация для воспитателей: "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДОУ"

Образовательный процесс в ДОУ должен идти непрерывно, в течении всего дня, и не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Существуют различные варианты современных форм обучения...