Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"
статья (старшая группа) на тему

 Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
1. Ведение.
 Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему профессор  Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Слово «проект» заимствовано  и означает «выброшенный вперед»,  «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
 2. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
* по составу участников;
* по целевой установке;
* по тематике;
* по срокам реализации.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  3.Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие коммуникативных навыков.

4. Продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года(например, «Музейный Петербург» - на учебный год.)
5.. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
-Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В нашей группе уже несколько лет используем проектный метод для изучения родного Санкт-Петербурга. Сам проект расчитан на несколько лет(по возрастным группам). Первый год обучения включает в себя ознакомление со своим районом, улицами, проспектами находящимися рядом.(средний возраст). Дети с удовольствием узнавали о новых и уже знакомых объектах: поликлиники, магазины, школы, станции метро... Собирали фотоматериалы, информацию о названии улиц, проспектов, площадей . После первого года обучения собралась большая коллекция   материалов и в конце учебного года была осущесвленна презентация  под названием "Я и мой район".




   Второй год обучения включает в себя знакомство с главными достопримечательностями  Петербурга, его "золотым треугольником"(Невским проспектом, Дворцовой площадью, символами города, памятниками, мостами....) Дети с удовольствием узнавали о Петре- основателе города, его планах и задумках, о реализации его планов в течении столетия. В результате изучения дети  узнали и могли рассказать о родном городе, провести краткую фотоэкскурсию по подготовленным материалам, делали зарисовки, придумывали истории "Что бы я построил в городе", неоднократно участвовали в праздниках и досугах посвященных "Дню города". Работы детей(рисунки, аппликации,фото) были не раз победителями в различных конкурсах ДОУ, города, Российских мероприятий. В результате реализации проекта, мы педагоги убедились, что дети легко и с интересом относятся к такой форме обучения и ознакомления с городом.






  Третий год обучения  решили посвятить теме "Музейный Петербург". Это довольно новая технология для ДОУ.Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  Ни для кого не является секретом, что Петербург это город, музеев, дворцов и мостов. Именно поэтому долго обдумывали план на год. В итоге решенно было в течении учебного года(сентябрь-май) посетить восемь объектов-музеев. В реализации данного проекта тесно сотрудничаем с родительским активом группы. Они помогали осуществлять подвозку детей к музею, сами участвовали в экскурсии, задавали вопросы... Сами объекты изучаются в группе: на занятиях по Петербурговедению, ознакомлению с окружающим, в беседах, пополнение уголка"родной город" и конечно на экскурсиях непосредственно в сам музей. Мы педагоги, дети с родителями в один из выходных дней посещаем определенный музей города (см. план на год). Именно поэтому эти экскурсии сами дети и назвали "Экскурсии выходного дня". Особенно понравилось детям посещение Петропавловской крепости (возможность вскарабкаться на один из равелинов, услышать выстрел пушки в полдень, возможность посетить камеру узника...), Артиллерийского музея(возможность потрогать руками оружие, сфотографироваться рядом с танком), с особым трепетом посещали Музей блокадного Ленинграда и площадь Победы(с кратким просмотром документального фильма). Все походы в музей обсуждались после посещения, дети рассказывали о своих впечатлениях и делала зарисовки к книге музеев. Дети получали на дом практическое задание (нарисуй маршрут от дома до Дворцовой площади) . Выпуск стенгазет тоже не оставлял никого равнодушным, дети несли фото и видео материалы, вспоминали о тех или иных местах посещения.
          

                                                                                                          
 Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
         Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
         У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Нам, педагогам-практикам кажется наша работа интересной, нужной и своевременной. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
                                                 Новикова С.А.(высшая категория)
                                                 ГБДОУ №34 г.С-Петербург   2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
1. Ведение.
 Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему профессор  Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Слово «проект» заимствовано  и означает «выброшенный вперед»,  «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
 2. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
* по составу участников;
* по целевой установке;
* по тематике;
* по срокам реализации.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  3.Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие коммуникативных навыков.

4. Продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года(например, «Музейный Петербург» - на учебный год.)
5.. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
-Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В нашей группе уже несколько лет используем проектный метод для изучения родного Санкт-Петербурга. Сам проект расчитан на несколько лет(по возрастным группам). Первый год обучения включает в себя ознакомление со своим районом, улицами, проспектами находящимися рядом.(средний возраст). Дети с удовольствием узнавали о новых и уже знакомых объектах: поликлиники, магазины, школы, станции метро... Собирали фотоматериалы, информацию о названии улиц, проспектов, площадей . После первого года обучения собралась большая коллекция   материалов и в конце учебного года была осущесвленна презентация  под названием "Я и мой район".




   Второй год обучения включает в себя знакомство с главными достопримечательностями  Петербурга, его "золотым треугольником"(Невским проспектом, Дворцовой площадью, символами города, памятниками, мостами....) Дети с удовольствием узнавали о Петре- основателе города, его планах и задумках, о реализации его планов в течении столетия. В результате изучения дети  узнали и могли рассказать о родном городе, провести краткую фотоэкскурсию по подготовленным материалам, делали зарисовки, придумывали истории "Что бы я построил в городе", неоднократно участвовали в праздниках и досугах посвященных "Дню города". Работы детей(рисунки, аппликации,фото) были не раз победителями в различных конкурсах ДОУ, города, Российских мероприятий. В результате реализации проекта, мы педагоги убедились, что дети легко и с интересом относятся к такой форме обучения и ознакомления с городом.






  Третий год обучения  решили посвятить теме "Музейный Петербург". Это довольно новая технология для ДОУ.Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  Ни для кого не является секретом, что Петербург это город, музеев, дворцов и мостов. Именно поэтому долго обдумывали план на год. В итоге решенно было в течении учебного года(сентябрь-май) посетить восемь объектов-музеев. В реализации данного проекта тесно сотрудничаем с родительским активом группы. Они помогали осуществлять подвозку детей к музею, сами участвовали в экскурсии, задавали вопросы... Сами объекты изучаются в группе: на занятиях по Петербурговедению, ознакомлению с окружающим, в беседах, пополнение уголка"родной город" и конечно на экскурсиях непосредственно в сам музей. Мы педагоги, дети с родителями в один из выходных дней посещаем определенный музей города (см. план на год). Именно поэтому эти экскурсии сами дети и назвали "Экскурсии выходного дня". Особенно понравилось детям посещение Петропавловской крепости (возможность вскарабкаться на один из равелинов, услышать выстрел пушки в полдень, возможность посетить камеру узника...), Артиллерийского музея(возможность потрогать руками оружие, сфотографироваться рядом с танком), с особым трепетом посещали Музей блокадного Ленинграда и площадь Победы(с кратким просмотром документального фильма). Все походы в музей обсуждались после посещения, дети рассказывали о своих впечатлениях и делала зарисовки к книге музеев. Дети получали на дом практическое задание (нарисуй маршрут от дома до Дворцовой площади) . Выпуск стенгазет тоже не оставлял никого равнодушным, дети несли фото и видео материалы, вспоминали о тех или иных местах посещения.
          

                                                                                                          
 Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
         Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
         У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Нам, педагогам-практикам кажется наша работа интересной, нужной и своевременной. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
                                                 Новикова С.А.(высшая категория)
                                                 ГБДОУ №34 г.С-Петербург   2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоя...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»

Обеспечивание условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике технолог...

Семинар - практикум «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»

Данный материал поможет повысить методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования, будет способствовать творческому поиску и внедрению педагогических инноваций....

Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»

Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...