От чего зависит школьная успешность мальчиков и девочек?
статья (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Ольга Михайловна

Мальчики и девочки 6—7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Представленная информация позволит родителям своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех психологических характеристик, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_uspeshnost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

От чего зависит школьная успешность мальчиков и девочек?

Мальчики и девочки 6—7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего последние, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе школы также различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек — 4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая «цена», которую «платит» организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. Представляется естественным, что установленные различия в психологической готовности мальчиков и девочек к школе определяют и различия в способах достижения высоких оценок.

Представленная информация позволит родителям своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех психологических характеристик, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость.

Школьная успешность мальчиков во многом зависит от состояния как общего и невербального (образного, действенного), так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью нет. В частности, уровень развития общего и невербального интеллекта вообще практически никак не влияет на получаемые ими оценки. Несколько более существенный вклад в школьную успешность девочек привносит вербальный(речевой) компонент интеллекта. Любопытно, что степень вклада вербального интеллектуального развития в школьную успешность девочек во многом определяется особенностями их эмоционального отношения к учебному процессу вообще и предлагаемым заданиям в частности. Так, если предлагаемые учителем задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение, то она использует все свои речевые возможности для достижения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности попросту не используются. Выражаясь научным языком, вклад вербального (речевого) компонента интеллекта в школьную успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице.

Подобные различия во вкладе интеллектуального развития в школьную успешность мальчиков и девочек во многом зависят от социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин, которым, естественно, следуют и учителя начальной школы. На уровне бытового сознания распространено представление о большей интеллектуальности мужчин и о выраженной социальной ориентации женщин. Руководствуясь этими стереотипами, часто учителя побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек — к развитию социабельности (ориентированности на соблюдение принятых в обществе норм и правил). Более того, складывается впечатление, что в случае очень высокого интеллектуального развития девочек учителя, сами того не осознавая, пытаются с помощью оценок заблокировать активное использование интеллекта как неадекватную для представительниц женского пола форму поведения. У девочек очень высокий интеллект препятствует получению высоких школьных оценок.

Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в школьную успешность и отдельных высших психических функций. Так, успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек определяется развитием произвольности внимания и поведения. Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителей.

Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, что такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя подчас с применением рукоприкладства, что отнюдь не радует окружающих. Да и высидеть в течение 45 минут на одном месте для такой девочки — проблема. Естественно, что подобные особенности поведения опять-таки воспринимаются как не совсем девчачьи и не всегда вызывают понимание учителя, что снова находит свое отражение в школьных оценках ребенка.

Наиболее «удачным» с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма социабельны, позитивны, умеренно агрессивны и умеренно тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо помнить, что, начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

Немалый интерес представляет и вклад в академическую успеваемость такой психологической характеристики, как личностная тревожность ребенка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Лучше всего в начальных классах учатся мальчики, у которых индивидуальные значения личностной тревожности укладываются именно в эти диапазоны. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной неуспешности.

Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет прежде всего на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.

Ну и в заключение рассмотрим вклад в академическую успешность еще одной весьма интересной личностной характеристики ребенка, а именно агрессивности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек. По всей вероятности, данное явление связано с рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое соответствующее выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

. С целью обобщения всей представленной информации и для удобства ее использования нам осталось только составить обобщенные психологические портреты мальчиков и девочек, получающих в начальной школе хорошие и высокие отметки.

Обобщенный психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе мальчика.

Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный (образный, действенный) интеллект, несколько более низкие — вербальная (речевая) сторона интеллектуального развития. Причем, что немаловажно, такой мальчик характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темперамента это скорее всего сангвиник, возможно сангвино-флегматик. Уверенно можно сказать, что это не меланхолик.

У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он очень уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. В заключение стоит добавить, что такой мальчик умеренно агрессивен.

Обобщенный психологический портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки.

Такая девочка имеет прежде всего высокие показатели развития вербального (речевого) компонента интеллекта. Что же касается показателей развития общего и невербального (образного, действенного) интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустоичивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента это скорее всего сангвиник или сангвино-флегматик, а возможно, что и флегматик в «чистом» виде. Достаточно уверенно можно сказать лишь то, что это не холерик.

У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками.

В заключение стоит добавить, что такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрессивности.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

  • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

  • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

  • Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.

  • Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.

  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, - потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

  • Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 6-7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.

  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

  • Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.

  • Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».

  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Анкета для родителей "От чего зависит здоровье детей?"

Мнение родителей по вопросу "От  чего зависит мздоровье детей?"...

От чего зависит здоровье и безопасность детей

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее ...

буклет от чего зависит здоровье детей?

Здоровье детей зависит Закаливание ,Спорт Движения-здоровья достиженияздоровое питание...

эссе "От чего зависит успех моей профессиональной деятельности"

размышление на тему значения профессии воспитатель...