"От чего зависит развитие грамотной речи ребенка ?"
методическая разработка по логопедии

Сотникова Алена Александровна

Памятка для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_gramotnaya_rech.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее распространенные отклонения в речевом развитии детей:

- изолированные фонетические нарушения;

 - фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;

 - общее недоразвитие речи;

 - нарушения просодической (мелодикоинтонационной и темпоритмической) организации речи.

Четыре стратегии речевой работы воспитателя:

- самостоятельно оказывает речевую помощь воспитанникам;

 - после консультации со специалистом (логопедом, психологом, невропатологом, сурдопедагогом и др.) и по его рекомендации применяет к тому или иному ребенку коррекционные мероприятия;

 - рекомендует родителям систематические занятия со специалистом (логопедом, сурдопедагогом, психологом и др.), оказывая всемерную педагогическую поддержку ребенку и закрепляя результаты;

 - рекомендует родителям обратиться в медико -психолого - педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ и выбора адекватной возможностям и потребностям ребенка образовательной программы.

Виды деятельности для решения коррекционноречевых задач:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

 - в совместной деятельности взрослого с детьми;

 - в свободной самостоятельной деятельности детей.

Индивидуальные и подгрупповые корекционноориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:

- специальные дидактические и развивающие игры;

 - занимательные упражнения;

 - беседы;

- совместные практические действия;

 - наблюдения;

- экскурсии;

 - методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

Качества коррекционно-речевого воздействия:

- искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку;

 - помощь педагогического коллектива ДОУ;

 - включение в работу членов семьи воспитанника.

Взаимодействие с родителями:

- установление контактов с родителями. Необходимо проявить высокий педагогический такт, деликатность и сдержанность. Родители должны почувствовать его стремление к сотрудничеству, желание вместе с ними заботиться о развитии именно их ребенка. В числе наиболее информативных и простых способов, помогающих педагогу предварительно оценить воспитательные возможности родителей, можно назвать наблюдение и посещение семей воспитанников;

- обсуждение вместе с родителями, что именно необходимо развивать и воспитывать в ребенке. При этом подчеркиваются его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. Здесь уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у близких элементарные предпосылки педагогической рефлексии.

- установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. Педагог должен побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, внимательно выслушать их, даже если они ошибочны; не опровергать это мнение, а предложить свои способы воспитательного воздействия. Результатом такого общения должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.


           

- упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы их реализации;

- реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи ребенка, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Здесь вырабатывается ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и их дальнейшую стимуляцию;

- совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание в ДОУ и семье условий для закрепления навыков правильной речи.

Педагог ДОУ общеразвивающего вида должен знать следующее:

- возрастные закономерности речевого онтогенеза;

- типичные недостатки, отклонения и нарушения в речевом развитии дошкольников и причины, лежащие в их основе;

- задачи, формы, методы и приемы диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;

- задачи, содержание, методы и формы профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.

Требования к речи педагога:

- речь должна быть абсолютно правильна, литературна;

- по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

- структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

- речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Составила: учитель – логопед

Сотникова А.А.

2017г.

Памятка для педагогов

«От чего зависит развитие грамотной  речи ребенка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в слова. Приемы развития грамотной речи.

Приемы развития грамотной речи....

Как сформировать грамотную речь ребенка

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь....

Занятия способствующие развитию грамотной речи дошкольника как ключ к всестороннему развитию.

Речь включена во все проявления психической деятельности человека.Всегда высоко ценяться люди,которые обладают выразительной,грамотной речью....

Роль родителей в развитии грамотной речи

консультация для родителей...

Занятия способствующие развитию грамотной речи как ключ к всестороннему развитию дошкольника

Речь является важным инструментом в жизни каждого человека для общения друг с другом, передачи опыта, знаний, семейных ценностей. Речь - это великая сила и удивительно сильное средство, потому что обр...