Играем в слова. Приемы развития грамотной речи.
консультация по теме

Яковлева Марина Баланчаевна

Приемы развития грамотной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_v_slova.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

И г р а е м  в  с л о в а

Приемы развития грамотной речи.

Научить ребенка правильно разговаривать, хорошо строить фразы, уметь применять в речи разные и подходящие по смыслу слова - задача, вполне подходящая родителям по силам. Выберите для занятий с детьми хотя бы два-три часа в неделю, и результаты вы скоро заметите. Закрепляйте навыки на прогулках, по дороге в магазин или в детский сад, в школу. Увлекательные игры в слова помогут интересно и с пользой провести время!

• Если у ребенка есть ошибки в произношении каких-либо звуков, помогите ему с ними справиться. Рассматривайте картинки и предлагайте ребенку самому называть их. Старайтесь подобрать рисунки так, чтобы произносить приходилось слова как раз с теми звуками, которые не получаются, и близкими по звучанию (лыска-

писка).

• Учите стихи, потешки, скороговорки. Этим вы пополните и

словарный запас, и будете помогать развитию памяти .

• Добивайтесь от ребенка четкого произнесения всех фраз и слов выученного стихотворения. Эмоционально окрашивайте свою и его речь. Очень хорошо познакомить ребенка с произведениями детских

писателей и поэтов.

• Побуждайте ребенка описывать предметы, употреблять в своей речи прилагательные, глаголы: «Кот какой? Что он делает? Как он спит? Из чего сделан стол? Какой он? ... »

• Ребенку нужно научиться правильно употреблять формы слов.

Часто, придя в l-й класс, можно услышать: «Не крякавай (не крякай), слухавай (слушай)». Чтобы помочь избавиться от таких слов, провоцируйте ребенка давать задания, просить что-либо сделать куклу, кошку, птичку и т.д. Если ребенок ошибся - поправьте

его .

• Поиграйте в игру «Добавь слово»: «Я могу на улице ... (гулять),

кошка сидит и лапкой ... (умывается)» .

• Знакомьте ребенка со словами, схожими и противоположными по смыслу: «Дорога длинная, а переулок короткий; яблоко сладкое, а лимон кислый; ежик колючий, а заяц мягкий; стекло гладкое, а стена

шершавая».

• Учите ребенка отвечать не одним - двумя словами, а более полными предложениями. Учите ребенка строить небольшие тексты. Тут вам помогут игрушки, известные сказки, любые предметы вокруг вас. Вначале предлагайте ребенку закончить ваше предложение: «Это ... ваза. В ней красивые цветы», Затем предложите ему высказать свое к ним отношение: «Они мне нравятся». Постепенно меняйтесь ролями. Пусть ребенок выберет, о чем будет говорить, начнет строить начало фразы. Следите, чтобы рассказы ребенка становились трехсоставными: начало, основная часть, конец. Это поможет его речи быть более понятной.

        •         Учите детей сравнивать. Пусть ваш ребенок ответит на

вопросы: что бывает широким, что бывает жидким, маленьким, мягким, теплым и т.д.

• Описывая форму, состав предметов, учите ребенка называть их цвет. Ему следует различать и называть оттенки. Так, кроме красного цвета, есть алый, лиловый, пурпурный; кроме зеленого - салатный, травяной, болотный, изумрудный; кроме коричневого - шоколадный, кофейный, бурый и т.д,

• Поставьте перед ребенком две игрушки (чашки, вазы и т.д.), Пусть он не просто опишет их, а сравнит. Найдет общее и разное. Помогите ему. Подскажите, что вначале нужно хорошо, рассмотреть, а потом сравнивать.

• Учите ребенка образовывать новые формы слов: «Волк по лесу бежал - от него зайчик убежал, к нашей Маше прибежал. У медведя дом большой, а у зайки домик маленький. В комнате было светло, а стало еще светлее»,

• В составлении рассказов вам помогут сюжетные картинки, в которых содержание раскрывается от одного эпизода к другому, например, комиксы. Вначале не показывайте ребенку все картинки. Открывайте их по одной, тогда, когда предыдущая уже будет описана. Если с таким заданием ребенок будет легко справляться, можете его усложнить. Пусть он составит рассказ по начальной и последней картинкам, первой, третьей, пятой и т.д, картинкам. Это поможет развитию не только речи, но и фантазии ребенка.

        •         Пишите вместе с ребенком письмо (бабушке, дедушке,

знакомым). Предложите ему диктовать, а вы будете записывать. Той же цели достигнете, если будете записывать рассказ вашего ребенка на диктофон. В этом случае сможете дать ребенку возможность прослушать себя, указать на хорошие места или ошибки в его рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со словами в развитии речи детей

Грамотная, чистая и четкая речь – это не одаренность, а результат планомерной и комплексной работы. Давно известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Словами мы излагаем свои мысли. А для того, чтобы...

Приемы развития связной речи в театрализованной игре

В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужноясно...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Педагогическая программа «От слова к слову» по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники, дополняющая содержание образовательной области «Речевое развитие»

Предлагаю вашему вниманию программу  по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники. Программа поможет дошкольникам научиться быстро заучивать стихотворения, запоми...

Квест-игра "Методы и приемы развития связной речи".

Оказание помощи родителям в овладении основными методами и приемами, способствующими совршенствованию связной речи дошкольников....