И г р а е м в с л о в а Приемы развития грамотной речи.
консультация (старшая группа) на тему

Марина Баланчаевна Яковлева

Приемы развития грамотной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_v_slova.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

И г р а е м  в  с л о в а

Приемы развития грамотной речи.

Научить ребенка правильно разговаривать, хорошо строить фразы, уметь применять в речи разные и подходящие по смыслу слова - задача, вполне подходящая родителям по силам. Выберите для занятий с детьми хотя бы два-три часа в неделю, и результаты вы скоро заметите. Закрепляйте навыки на прогулках, по дороге в магазин или в детский сад, в школу. Увлекательные игры в слова помогут интересно и с пользой провести время!

• Если у ребенка есть ошибки в произношении каких-либо звуков, помогите ему с ними справиться. Рассматривайте картинки и предлагайте ребенку самому называть их. Старайтесь подобрать рисунки так, чтобы произносить приходилось слова как раз с теми звуками, которые не получаются, и близкими по звучанию (лыска-

писка).

• Учите стихи, потешки, скороговорки. Этим вы пополните и

словарный запас, и будете помогать развитию памяти .

• Добивайтесь от ребенка четкого произнесения всех фраз и слов выученного стихотворения. Эмоционально окрашивайте свою и его речь. Очень хорошо познакомить ребенка с произведениями детских

писателей и поэтов.

• Побуждайте ребенка описывать предметы, употреблять в своей речи прилагательные, глаголы: «Кот какой? Что он делает? Как он спит? Из чего сделан стол? Какой он? ... »

• Ребенку нужно научиться правильно употреблять формы слов.

Часто, придя в l-й класс, можно услышать: «Не крякавай (не крякай), слухавай (слушай)». Чтобы помочь избавиться от таких слов, провоцируйте ребенка давать задания, просить что-либо сделать куклу, кошку, птичку и т.д. Если ребенок ошибся - поправьте

его .

• Поиграйте в игру «Добавь слово»: «Я могу на улице ... (гулять),

кошка сидит и лапкой ... (умывается)» .

• Знакомьте ребенка со словами, схожими и противоположными по смыслу: «Дорога длинная, а переулок короткий; яблоко сладкое, а лимон кислый; ежик колючий, а заяц мягкий; стекло гладкое, а стена

шершавая».

• Учите ребенка отвечать не одним - двумя словами, а более полными предложениями. Учите ребенка строить небольшие тексты. Тут вам помогут игрушки, известные сказки, любые предметы вокруг вас. Вначале предлагайте ребенку закончить ваше предложение: «Это ... ваза. В ней красивые цветы», Затем предложите ему высказать свое к ним отношение: «Они мне нравятся». Постепенно меняйтесь ролями. Пусть ребенок выберет, о чем будет говорить, начнет строить начало фразы. Следите, чтобы рассказы ребенка становились трехсоставными: начало, основная часть, конец. Это поможет его речи быть более понятной.

        •         Учите детей сравнивать. Пусть ваш ребенок ответит на

вопросы: что бывает широким, что бывает жидким, маленьким, мягким, теплым и т.д.

• Описывая форму, состав предметов, учите ребенка называть их цвет. Ему следует различать и называть оттенки. Так, кроме красного цвета, есть алый, лиловый, пурпурный; кроме зеленого - салатный, травяной, болотный, изумрудный; кроме коричневого - шоколадный, кофейный, бурый и т.д,

• Поставьте перед ребенком две игрушки (чашки, вазы и т.д.), Пусть он не просто опишет их, а сравнит. Найдет общее и разное. Помогите ему. Подскажите, что вначале нужно хорошо, рассмотреть, а потом сравнивать.

• Учите ребенка образовывать новые формы слов: «Волк по лесу бежал - от него зайчик убежал, к нашей Маше прибежал. У медведя дом большой, а у зайки домик маленький. В комнате было светло, а стало еще светлее»,

• В составлении рассказов вам помогут сюжетные картинки, в которых содержание раскрывается от одного эпизода к другому, например, комиксы. Вначале не показывайте ребенку все картинки. Открывайте их по одной, тогда, когда предыдущая уже будет описана. Если с таким заданием ребенок будет легко справляться, можете его усложнить. Пусть он составит рассказ по начальной и последней картинкам, первой, третьей, пятой и т.д, картинкам. Это поможет развитию не только речи, но и фантазии ребенка.

        •         Пишите вместе с ребенком письмо (бабушке, дедушке,

знакомым). Предложите ему диктовать, а вы будете записывать. Той же цели достигнете, если будете записывать рассказ вашего ребенка на диктофон. В этом случае сможете дать ребенку возможность прослушать себя, указать на хорошие места или ошибки в его рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в слова. Приемы развития грамотной речи.

Приемы развития грамотной речи....

Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.

Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувс...

Приемы развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи дошкольников является приоритетной задачей в условиях реализации ФГОС ДО...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Занятия способствующие развитию грамотной речи дошкольника как ключ к всестороннему развитию.

Речь включена во все проявления психической деятельности человека.Всегда высоко ценяться люди,которые обладают выразительной,грамотной речью....

Занятия способствующие развитию грамотной речи как ключ к всестороннему развитию дошкольника

Речь является важным инструментом в жизни каждого человека для общения друг с другом, передачи опыта, знаний, семейных ценностей. Речь - это великая сила и удивительно сильное средство, потому что обр...