Главные вкладки

    Приемы развития связной речи дошкольников
    презентация на тему

    Григорьева Елена Владимировна

    Развитие связной речи дошкольников является приоритетной задачей в условиях реализации ФГОС ДО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина

    Дошкольное отделение корпус №5

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    ТЕМА:

    «Формы работы по речевому развитию дошкольников

    в условиях реализации ФГОС ДО»

    Подготовила:

    Учитель-логопед

    Григорьева Е.В.

    Декабрь 2015

    Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования.  Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

    В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

    Наглядные:

    Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

    Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

    Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

    Словесные:

    Заучивание наизусть;

    Пересказ;

    Составление различных видов рассказов;

    Беседы.

    Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

    Наглядные:

    Организация наблюдения;

    Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

    Просмотров видеофильмов.

    Словесные:

    Речевой образец;

    Повтор;

    Вопрос;

    Игровые:

    Дидактические игры-упражнения;

    Театрализованные игры;

    Сюжетно-ролевые игры;

    И другие виды игр с речевым содержанием.

    Косвенные:

    Подсказка;

    Совет;

    Исправление;

    Реплика;

    Замечание.

    Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать  и инновационные комбинированные методы. Такие как, мнемотехника (наглядное моделирование), элементы ТРИЗ, постановка проблемного вопроса, прием «ИЗОсказка». Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

    Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.

    Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ,  разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.

    Суть мнемосхем заключается в том, что вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко припоминает и воспроизводит  текст. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего дошкольного возраста, но продуктивнее  вводить её в занятия с 4-5 летними детьми, когда у них уже накоплен основной словарный запас.  Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше давать цветные картинки, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: рыжая-лисица, серый-волк, зелёная-ёлка, жёлтый-цыплёнок. Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать контурные изображения, без цвета, чтобы не отвлекать внимание от символических изображений.

    Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь.Эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

    Постановка проблемного вопроса-еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её:  почему? зачем?  Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

    Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ. 

    В ходе рассказывания сказки педагог  быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок

    Таким образом, нетрадиционные формы работы по развитию связной речи дошкольников  не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это  соответствует задачам, поставленными ФГОС ДО. Использование  в педагогической работе чего-то нового, интересного – увлекает, а увлеченный педагог  может увлечь и  детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина Дошкольное отделение №5 Семинар-практикум для педагогов ДО: «Приёмы развития связной речи дошкольников» Подготовила учитель-логопед Григорьева Е.В. февраль 2016 г.

    Слайд 2

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные Словесные - наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов - заучивание наизусть; - пересказ; - составление различных видов рассказов; - беседы

    Слайд 3

    ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Словесные - речевой образец повтор вопрос Наглядные - организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка совет исправление реплика замечание

    Слайд 5

    Пересказ “ Новые сапоги”. Мите, мама купила новые зимние сапоги. В сапогах он пошёл в детский сад. В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь. Гвоздь порвал сапоги. Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику. Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

    Слайд 6

    “ Подарки зимы”. Г.Сапгир. К нам пришла зима сама. Принесла во двор зима Снег пушистый, лёд, снежинки, Санки, лыжи и коньки. На деревья и кусты Шапочки надела, В толстяка-снеговика Превратила чучело. И на окнах спозаранку – Звёзды, листья, завитушки. Все девчонки взяли санки. Все мальчишки взяли клюшки. Вот подарки так подарки! Мы играем во дворе. Нам не холодно, а жарко, Будто лето в декабре.

    Слайд 7

    Загадки

    Слайд 8

    Составление предложений

    Слайд 9

    Рассказ-описание

    Слайд 10

    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): • технология обучения детей составлению сравнений; • технология обучения детей составлению загадок; • технология обучения детей составлению метафор; • составление рифмованных текстов; • технология обучения детей творческих рассказов по картине • технология обучения составлению текстов сказочного содержания

    Слайд 11

    Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

    Слайд 12

    Игровая ситуация «Маша-Растеряша» Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы. Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

    Слайд 13

    Игровая ситуация «Сломалась игрушка» Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например: У ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?

    Слайд 14

    Кто-кто в теремочке живет? Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет. Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

    Слайд 15

    Дидактическая игра «Кто больше» Цель: развитие речи. Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая». Картинка передается к следующему игроку. «Шапка черная», «Шапка новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок.

    Слайд 16

    Организация взаимодействия специалистов ДО в использовании нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников

    Слайд 17

    Методы и приемы в контексте развития речи детей специалисты ДОУ Виды деятельности при которой специалист решает речевые задачи ТРИЗ инструктор физкультуры - придумывание сказок о спортивном инвентаре музыкальный руководитель - придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям

    Слайд 18

    Мнемотехника инструктор физкультуры для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм-упражнениям музыкальный руководитель при обучении детей анализу музыкальных произведений

    Слайд 19

    Постановка проблемного вопроса инструктор физкультуры Как можно использовать спортивный снаряд?... Для чего он нужен?... С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?... музыкальный руководитель Какую музыку мы слушаем когда нам весело?... Как человеку поднять настроение?...

    Слайд 20

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

    презентация "Приемы Джанни Родари В развитии связной речи дошкольников."

    Речевое развитие дошкольников -приоритетная задача ФГОС....

    Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы

    Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....

    Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Мне...