Приемы развития связной речи дошкольников
презентация на тему

Григорьева Елена Владимировна

Развитие связной речи дошкольников является приоритетной задачей в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина

Дошкольное отделение корпус №5

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА:

«Формы работы по речевому развитию дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила:

Учитель-логопед

Григорьева Е.В.

Декабрь 2015

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования.  Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать  и инновационные комбинированные методы. Такие как, мнемотехника (наглядное моделирование), элементы ТРИЗ, постановка проблемного вопроса, прием «ИЗОсказка». Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ,  разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.

Суть мнемосхем заключается в том, что вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко припоминает и воспроизводит  текст. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего дошкольного возраста, но продуктивнее  вводить её в занятия с 4-5 летними детьми, когда у них уже накоплен основной словарный запас.  Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше давать цветные картинки, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: рыжая-лисица, серый-волк, зелёная-ёлка, жёлтый-цыплёнок. Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать контурные изображения, без цвета, чтобы не отвлекать внимание от символических изображений.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь.Эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Постановка проблемного вопроса-еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её:  почему? зачем?  Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ. 

В ходе рассказывания сказки педагог  быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок

Таким образом, нетрадиционные формы работы по развитию связной речи дошкольников  не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это  соответствует задачам, поставленными ФГОС ДО. Использование  в педагогической работе чего-то нового, интересного – увлекает, а увлеченный педагог  может увлечь и  детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина Дошкольное отделение №5 Семинар-практикум для педагогов ДО: «Приёмы развития связной речи дошкольников» Подготовила учитель-логопед Григорьева Е.В. февраль 2016 г.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные Словесные - наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов - заучивание наизусть; - пересказ; - составление различных видов рассказов; - беседы

Слайд 3

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Словесные - речевой образец повтор вопрос Наглядные - организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка совет исправление реплика замечание

Слайд 5

Пересказ “ Новые сапоги”. Мите, мама купила новые зимние сапоги. В сапогах он пошёл в детский сад. В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь. Гвоздь порвал сапоги. Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику. Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Слайд 6

“ Подарки зимы”. Г.Сапгир. К нам пришла зима сама. Принесла во двор зима Снег пушистый, лёд, снежинки, Санки, лыжи и коньки. На деревья и кусты Шапочки надела, В толстяка-снеговика Превратила чучело. И на окнах спозаранку – Звёзды, листья, завитушки. Все девчонки взяли санки. Все мальчишки взяли клюшки. Вот подарки так подарки! Мы играем во дворе. Нам не холодно, а жарко, Будто лето в декабре.

Слайд 7

Загадки

Слайд 8

Составление предложений

Слайд 9

Рассказ-описание

Слайд 10

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): • технология обучения детей составлению сравнений; • технология обучения детей составлению загадок; • технология обучения детей составлению метафор; • составление рифмованных текстов; • технология обучения детей творческих рассказов по картине • технология обучения составлению текстов сказочного содержания

Слайд 11

Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Слайд 12

Игровая ситуация «Маша-Растеряша» Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы. Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Слайд 13

Игровая ситуация «Сломалась игрушка» Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например: У ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?

Слайд 14

Кто-кто в теремочке живет? Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет. Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Слайд 15

Дидактическая игра «Кто больше» Цель: развитие речи. Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая». Картинка передается к следующему игроку. «Шапка черная», «Шапка новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок.

Слайд 16

Организация взаимодействия специалистов ДО в использовании нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников

Слайд 17

Методы и приемы в контексте развития речи детей специалисты ДОУ Виды деятельности при которой специалист решает речевые задачи ТРИЗ инструктор физкультуры - придумывание сказок о спортивном инвентаре музыкальный руководитель - придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям

Слайд 18

Мнемотехника инструктор физкультуры для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм-упражнениям музыкальный руководитель при обучении детей анализу музыкальных произведений

Слайд 19

Постановка проблемного вопроса инструктор физкультуры Как можно использовать спортивный снаряд?... Для чего он нужен?... С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?... музыкальный руководитель Какую музыку мы слушаем когда нам весело?... Как человеку поднять настроение?...

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...

Информация для родителей «Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников»

Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка....

«Методы и приемы развития связной речи дошкольников» презентация

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил....

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников

Заберите всё, чем я обладаю,но оставьте мне мою речь,и скоро я обрету всё что имел.(Дэниэл Уэбстэр)Одним из направлений  работы с детьми является развитие речевых творческих способносте...