Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
проект (подготовительная группа) на тему

Колычева Светлана Дмитриевна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Воспитатель: Колычева С.Д.

с. Новая Заимка, 2018 – 2019 гг.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие творческой активности дошкольников.

Целым рядом педагогических и психологических исследований доказано, что важным средством воспитания необходимых качеств личности является творческая, сюжетно-ролевая игра, обладающая огромным эмоциональным воздействием на ребенка, представляющая важнейший источник формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте. В ролевой игре ребенок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях.

Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия: 1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности, 2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий, 3) частое общение ребенка со взрослыми. Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка. Все эти внешние условия хотя и являются безусловно необходимыми, тем не менее сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности. Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей. На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью.

У детей подготовительной к школе группе, во-первых, в этот период проявляется избирательный интерес к содержанию игры. Дети уже способны мотивировать свой выбор; их увлекает содержание; они умеют оценивать поступки героев. Во-вторых, они достаточно хорошо владеют речью в совместной игре и навыками общения. В-третьих, содержание творческой сюжетно-ролевой игры во многом определяется и богатством воображения. Дети этого возраста уже имеют определенный жизненный опыт. В-четвертых, у детей данного возраста интенсивно развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая. Кроме того, формируется опыт взаимоотношений в совместной деятельности, требующей согласования в ситуациях взаимодействия.

Именно эти аргументы повлияли на выбор нами темы проекта: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».    

Результативность работы по проекту заключается в следующем: на основе вовлечения детей в сюжетно-ролевую игру выработать характерные свойства творческого воображения, такие, как:

-        универсальность, способность обозначать принятую роль на любом предметно-чувственном материале;

-        синтезировать, способность непротиворечиво объединить в роли собственные эмоции и выразительные возможности с внешне заданной «смысловой» логикой поведения «своего» персонажа;

-        полифункциональность, то есть способность отражать в ролевом поведении не только исходную «заданность», но и развивать, достраивать «роль», обеспечивая необходимую коммуникацию с другими участниками игры.

Поэтому перед нами встала задача — стимулировать творческую активность детей в игре. При этом учитывать игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Поощрять детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Изучив интересы и возможности детей, мы подобрали необходимую литературу  по различным видам технологий и составили проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».

Перед нами встала проблема: Каковы возможности воспитания творческой активности детей в сюжетно-ролевой игре? Какие методы в наибольшей мере способствуют воспитанию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре? Изучив теоретические аспекты и опыты работы коллег, мы положили в основу исследования гипотезу, согласно которой обогащение содержания сюжетно-ролевой игры оказывает существенное влияние на развитие творческой активности детей, которая проявляется в усложнении передаваемого ими образа и расширении взаимодействий между партнерами. Развитию творческой активности способствуют:

  • Использование методов, направленных на активизацию личного опыта детей;
  • Моделирование игровых ситуаций, сюжетов;
  • Сотрудничество педагога с детьми в процессе игры на основе личностно -ориентированного подхода к ним.

Выдвижение гипотезы сформировала цель: создание педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста творческой активности посредством сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно – ролевые игры совершенствуют и расширяют игровые замыслы и умения детей, а так же  способствуют реализации задач по всем образовательным областям по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Образовательная область «Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно – гигиенических навыков: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Физическая культура»: формирование у воспитанников потребностей в двигательной активности в физическом совершенствовании.

Образовательная область «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным); формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образовательная область «Труд»: формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Образовательная область «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Коммуникация»:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества.

Образовательная область «Музыка»: развитие музыкально – художественной деятельности.

Длительность: Долгосрочный.

Тип проекта: Познавательно-игровой.

Участники: Дети, педагоги, родители.

Реализация цели поставила перед нами задачи:

1.        Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

2.        Провести экспериментальную работу по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

3.        Выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи для детей:

  • Познакомить детей с целью проекта, разработать совместно с детьми план действий по ее достижению;
  • Формировать умение определять суть практической задачи на основе поставленной проблемы;
  • Углублять знания детей о теме игры;
  • Учить детей передавать в игре действия, роли, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
  • Помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;
  • Продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
  • Развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

 Задачи для родителей:

  1. Познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям;
  2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности в семье и в ДОУ.

Задачи для педагогов:

  • Разработать план мероприятий по проекту;
  • Создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
  • Подготовить наглядный материал для родителей.

В процессе работы по данному проекту необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • наглядности;
  • систематичности;
  • постепенности;
  • индивидуальности;
  • доступности;
  • оздоровительной направленности.

Формы работы:

  • Создание в группе предметно-развивающей среды;
  • Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов совместно с детьми;
  • Тематические экскурсии и выставки.

Методы и приемы:

  • Создание предметно-игровой среды;
  • Непосредственное включение педагога в игру;
  • Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы;
  • Индивидуальная работа;
  • Динамические паузы.

Механизмы реализации

Этапы работы

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Подготови-тельный этап

1.Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.

2.Создать условия для предметно – пространственной развивающей среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня.

3.Создать материально – игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заменители, бросовый материал, который дети используют во время сюжетно – ролевых игр.

4.Составить перспективное планирование сюжетно – ролевых игр (октябрь – апрель).

5.Разработать план взаимодействия с родителями через различные формы (анкетирование, беседа, консультация, родительское собрание, информационное оформление стендов).

6.Информационная работа с педколлективом.

Октябрь

Основной  этап

Диагностика уровня творческой активности детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа по обогащению жизненного и игрового опыта детей:

а) чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе и т.д. (тема игры);

б) рассматривание иллюстраций, картин;

в) дидактические игры;

г) беседы с детьми на тему игры;

д) использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре.

Разработка социально – игровых ситуаций и внедрение их в игровую деятельность.

Анкетирование родителей.

Ноябрь-март

Заключи-тельный этап

Анализ, результативность и перспективность развития творческой активности детей через сюжетно – ролевые игры.

Апрель

Ожидаемый результат:

  • В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную и творческую активность, пополнить свои знания.
  • Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
  • Каждый ребенок сможет проявить творческую инициативу, предложив свой личный вариант игры.
  • Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.

Таким образом, развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе. Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.

Методическое обеспечение

Перспективный план работы по проекту «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

месяц

Тема недели

Развёрнутое содержание

Предварительная работа

Итоговое мероприятие

Ноябрь

История государства Российского.

Традиции.

Знакомить с историей России, её символами: гербом и флагом, мелодией гимна. Развивать интерес к истории возникновения своей страны, знакомить с именем основателя, с древними постройками. Знакомить с государственными праздниками.

-Экскурсия в дом культуры, посещение музея «Предметы старины»:

-Беседа "Россия армией сильна"

-Беседа о богатырях

-Аппликация:«Триколор»

-Рисование «Кремль», «Мегаполис»

-Внесение альбома для рассматривания «Современная Россия»

-Беседа «Какие праздники отмечают в нашей стране»

Сюжетно-ролевая игра «Банк, сотовая связь»

 Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; знакомить с народной культурой и традициями русского народа и других народов РФ. Богатствах родного края (ресурсы, производство).

-Беседа о творчестве В.М.Васнецова

-Беседа о Королёве С.П.

-Беседа о президенте В.В.Путине

-Беседа «Кто живёт в России»

-Слушание гимна России

-Рисование «Русский народный наряд»

- Коллаж «Предметы обихода Русской избы»

-Изготовление кокошников из картона

-Изготовление макета

« Русская изба»

- Создание игрового уголка с атрибутами русских народных костюмов (сарафаны, платки, кокошники).

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в старину»

Народы России.

Люди, прославившие Родину.

Природа зимой

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). Знакомить с приметами. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, отражать ее в творческой деятельности.

-Чтение сказок на зимнюю тематику: зимовье, морозко, снежная королева.

-Рассматривание альбомов «Зимующие  птицы, животные зимой»

-Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» П. И. Чайковский «Времена года».

-Рассматривание иллюстраций и фото зимних пейзажей.

-Рисование «А за окном зима», «Зимний лес»

-Чтение А.С. Пушкин «Идет волшебница зима»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в зимний лес»

На прогулке

Формировать представления о безопасном поведении  и деятельности людей. Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.

Закрепление основ безопасности жизнедеятельности человека. Уточнение знаний о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомство с работой службы спасения - МЧС. Закрепление знаний о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепление умения называть свой домашний адрес.

Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

-Беседа о правилах дорожного движения.

 -Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».

-Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.

-«Домино – дорожные знаки», «Транспорт»

-Игры на макете «Перекресток»

-Рисование «Соблюдайте правила движения»

-Изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.

 -Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;

-Рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

-Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

-Наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

Сюжетно-ролевая игра: «Семья, поликлиника, аптека, служба спасения, ПДД»

Труд людей

Пожарная безопасность и ЧС.

Транспорт. ПДД

Декабрь

Новый год

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Знакомить с традициями празднования Нового года и рождества в различных странах.

-Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

-Рассматривание журналов, альбома с образцами причесок.

-Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».

-Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.

-Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

-Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

-Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

-Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей

Сюжетно-ролевая игра: «Подготовка к празднику, парикмахерская, супермаркет, магазин сувениров»

Сюжетно-ролевая игра: «Праздник коляды»

Январь

Зимние забавы

Знакомить с зимними видами спорта,  с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Воспитывать стремление быть сильным, красивым, ловким.

-Экскурсия на лыжную базу

-Беседа «В мире лыжного спорта»

-Просмотр презентации «Зимние виды спорта»

-Коллективное рисование «Зимние забавы»

-Лепка «Лыжники»

- Беседы о безопасном проведении игр зимой.

-Беседы «Удивительный мир растений и животных», «Как я устроен?», Помоги себе сам», «Собирайся, дружок, в поход», «Нормы и правила поведения в природе»

-Разучивание походных песен.

-Изготовление атрибутов: карта маршрута, туристическое снаряжение

Сюжетно-ролевая игра «Зимние Олимпийские игры»

«Мы туристы»

На прогулке

Февраль

Российская армия

Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

-Беседа с детьми о военных профессиях.

-(ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

-Чтение художественной литературы о военных.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Дидактическая игра: «Военная техника»

-Разучивание песен на военную тематику.

-Изготовление атрибутов для военизированных игр

Сюжетно-ролевая игра: «Защитники отечества»

Богатыри Руси – Защитники Отечества.

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях, об исторических сражениях в разные времена, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Мы поздравляем наших пап

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины

- ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры

- Заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе.

- Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас? ».

- Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий

- Рисование: «Моя семья»

- Аппликация: «Цветы для мамы»

- Лепка: «Подарок папе»

- Ручной труд: Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Сюжетно-ролевая игра: «Туристическое агенство»

Март

Женский день

8 марта

Организовывать все виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада.

Сюжетно-ролевая игра:

«Цветочный магазин, магазин подарков»

Неделя детской книги

Театральная неделя

Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Знакомить детей с театрализацией малых фольклорных жанров, сказок.

-Чтение сказок детских писателей.

-Выставка рисунков по прочитанным произведениям. -Инсценировки фрагментов сказок.

-Просмотр мультфильмов по сказке.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие с героями любимых книг»

Апрель

Космос

Дать представление: о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

- Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.

-Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.

-Беседа с детьми о первом космонавте Ю. Гагарине, о первой женщине-космонавте В. Терешковой.

- О первых космонавтах – собаках: Белка и Стрелка

-Чтение рассказов и книг на тему космоса.

-Рисование «Космическая ракета»

-Аппликация «Космонавт»

-Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала

Сюжетно-ролевая игра: «Полет в космос»

Перспективный план работы с родителями по проекту «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Форма работы

Содержание

Дата проведения

1.

Анкетирование родителей

 «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Октябрь

2.

Педагогические беседы с родителями

Рекомендации для родителей

Октябрь

3.

Консультации

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей  старшего дошкольного возраста»

«Творчество ребёнка рождается в семье»

Ноябрь

Январь

4.

Совместная  творческая деятельность детей и родителей

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Ноябрь-март

5.

Памятка для родителей

«Как научить ребёнка общаться»

Апрель

6.

Рекомендации родителям

Посещение совместно с ребенком парикмахерской,   магазина, кафе, почты и пр.

Ноябрь – март

7.

Экскурсии с родителями

Посещение экскурсий по плану проекта

Ноябрь-март



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Тема: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных сказок

Создать условия способствующие проявлению у детей желания участвовать в работе по созданию детских мини-проектов....

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...