ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект.
статья на тему

Баланчук Екатерина Анатольевна

ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект.

В настоящее время в большинстве развитых стран происходит стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. В системе российского образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного и воспитательного процессов. Данное направление в области образования подчёркивается в государственных документах и признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится следующее: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Роль информационных технологий должна проявляться не только в системе школьного образования, но и в системе дошкольного образования, где одними из основных участников воспитательного - образовательного процесса являются родители воспитанников, с которыми ДОУ взаимодействует как непосредственно, так и опосредованно. Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ.

Использование ИКТ расширяет возможности и педагогов, и родителей и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Однако на сегодняшний день существует большое количество нерешенных вопросов в данной области: внедрение нового подхода  социального взаимодействия, не заменит ли существующие традиционные формы взаимодействия педагога с семьёй; какое содержание, какие формы и методы нужно и можно использовать, применяя современные средства ИКТ в процессе взаимодействия с родителями воспитанников, как повысить компетентность педагога в области использования средств ИКТ и этот список вопросов остаётся открытым. Кроме этого, отметим, что в современной научной литературе данная проблема изучена недостаточно глубоко. Именно поэтому на сегодняшний день в системе дошкольного образования актуальна следующая тема: «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект».

Предлагаю рассмотреть основные характеристики таких понятий как взаимодействие, социальное взаимодействие, ИКТ и информационные технологии.

С позиции общения ДОУ и семьи многие учёные (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Е.С. Евдокимова и др.) взаимодействие рассматривают как процесс организации такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга. Если говорить о социальном взаимодействии, то его принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе  которого передается социально значимая информация  или осуществляются действия, ориентированные на другого.

Обратимся к таким понятиям как информационно - коммуникационные технологии и информационные технологии, первые из которых означают совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие), а вторые представляют собой процессы, которые используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе, но необходимы специальные условия для их эффективного использования. Современные ДОУ ещё только делают первые шаги по  внедрению ИКТ в образовательный и воспитательный процессы, но уже на первых ступенях они встречаются с рядом трудностей, начиная от низкого уровня компетентности педагога в данном вопросе и закачивания отсутствием знаний и навыков по разработке информационно - компьютерной среды в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»: официальный текст: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г. с изм.]//КонсультантПлюс.
  2. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.
  3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ - компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.
  4. Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. - М.: СПб, 2001.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект.

В настоящее время в большинстве развитых стран происходит стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. В системе российского образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного и воспитательного процессов. Данное направление в области образования подчёркивается в государственных документах и признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится следующее: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Роль информационных технологий должна проявляться не только в системе школьного образования, но и в системе дошкольного образования, где одними из основных участников воспитательного - образовательного процесса являются родители воспитанников, с которыми ДОУ взаимодействует как непосредственно, так и опосредованно. Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ.

Использование ИКТ расширяет возможности и педагогов, и родителей и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Однако на сегодняшний день существует большое количество нерешенных вопросов в данной области: внедрение нового подхода  социального взаимодействия, не заменит ли существующие традиционные формы взаимодействия педагога с семьёй; какое содержание, какие формы и методы нужно и можно использовать, применяя современные средства ИКТ в процессе взаимодействия с родителями воспитанников, как повысить компетентность педагога в области использования средств ИКТ и этот список вопросов остаётся открытым. Кроме этого, отметим, что в современной научной литературе данная проблема изучена недостаточно глубоко. Именно поэтому на сегодняшний день в системе дошкольного образования актуальна следующая тема: «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект».

Предлагаю рассмотреть основные характеристики таких понятий как взаимодействие, социальное взаимодействие, ИКТ и информационные технологии.

С позиции общения ДОУ и семьи многие учёные (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Е.С. Евдокимова и др.) взаимодействие рассматривают как процесс организации такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга. Если говорить о социальном взаимодействии, то его принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе  которого передается социально значимая информация  или осуществляются действия, ориентированные на другого.

Обратимся к таким понятиям как информационно - коммуникационные технологии и информационные технологии, первые из которых означают совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие), а вторые представляют собой процессы, которые используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе, но необходимы специальные условия для их эффективного использования. Современные ДОУ ещё только делают первые шаги по  внедрению ИКТ в образовательный и воспитательный процессы, но уже на первых ступенях они встречаются с рядом трудностей, начиная от низкого уровня компетентности педагога в данном вопросе и закачивания отсутствием знаний и навыков по разработке информационно - компьютерной среды в ДОУ.

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»: официальный текст: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г. с изм.]//КонсультантПлюс.
  2. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.
  3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ - компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.
  4. Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. - М.: СПб, 2001.

Аннотация: Данная статья актуальна для педагогов и специалистов, а так же для администрации ДОУ, так как на современном этапе развития одним из приоритетных направлений является модернизация образования, которая касается не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Автор статьи конкретно выделяет такой вопрос как ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников.

Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ №24 г.Архангельск, магистрант 1 курса Института педагогики и психологии, САФУ имени М.В. Ломоносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников

Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены и...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Книга как средство социального взаимодействия и социальной коммуникации в работе с детьми с РАС

В данной статье рассматривается как можно использовать книгу в работе с детьми, имеющих нарущение аутистического спектра....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из основных условий и факторов успешной социа​лизации детей в детском саду является формирование комму​никативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.В соответст...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО»

Корпоративное издание дошкольной образовательной организации – это информационный материал для всех субъектов образовательных отношений. Несомненно, целенаправленное включение родителей в совмес...

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольников. Теоретический аспект"

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольн...