Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Что любил рисовать Шишкин"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коротина Ирина Павлова

Конспект деятельности направлен на расширение представлений детей о пейзажной живописи на примере творчества известного русского художника И.И.Шишкина, а также на обучение детей исследовательской деятельности; будет полезен воспитателям старших  групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_konspekt.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

__________________________________________________________________________________

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ «ЧТО  ЛЮБИЛ  РИСОВАТЬ  ШИШКИН?!»

Педагог дополнительного образования: Коротина И.П.

г.Ачинск, 2017 г.

Исследование   «Что любил  рисовать художник Шишкин И.И.»

для детей старшего дошкольного возраста

Педагог дополнительного образования: Коротина Ирина Павловна

(Конспект деятельности направлен на расширение представлений детей о пейзажной живописи на примере творчества известного русского художника И.И.Шишкина, а также на обучение детей исследовательской деятельности; будет полезен воспитателям старших  групп).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление общих знаний о живописи: напомнить особенности и отличительные признаки  пейзажа; отметить, что этот вид живописи наиболее полно и убедительно отражает действительность, передает духовную атмосферу времени, совокупность чувств и переживаний.
  • Закрепление общих знаний об основных средствах выразительности: колорите - цветовой, живописной согласованности; рисунке - изображении форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностях; композиции - организации картины, составления, сочетания в ней элементов в единое целое, вычленения главного.
  • Развитие интереса к природе: вызывать желание активно познавать и взаимодействовать с природными объектами.

Развивающие:

  • Развитие устойчивого интереса к живописи: подвести к пониманию того, что  искусство отражает окружающий  мир и художник изображает  то, что вызвало его интерес и  удивление.
  • Развитие всех компонентов устной речи: развивать монологическую речь - учить детей составлять повествовательные рассказы по картине; знакомить с невербальными средствами общения (жестами).
  • Обогащение представлений о людях, их бытовых действиях в природе (рыбалка, сбор ягод и грибов и др.).

Воспитательные:

  • Воспитание умения  любоваться произведениями искусства, понимать  настроение картины.
  • Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в природе (правила поведения у воды).
  • Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Интеграция образовательных областей: «Художественное слово», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье».

Предварительная подготовка: беседа о пейзаже, беседа «Кто такой Шишкин И.И.», рассматривание репродукций Шишкина И.И., экскурсия в художественную школу, чтение литературы для детей о природе.

Оборудование и материалы: репродукции Шишкина И.И., портрет Шишкина И.И. в виде пазла, предметные картинки на тему «Когда это бывает» (времена года), пейзажи для раскрашивания и цветные карандаши по количеству детей.

Ход: 

1. Организационный момент.

Определение темы, постановка цели и задач, выдвижение гипотезы.

Педагог: Ребята, сегодня утром, пока вы завтракали, в нашу изостудию приходил мальчик по имени Петя. Он учится в художественной школе. Ему дали задание, но он никак не может с ним справиться и попросил ему помочь. Хотели бы вы выручить юного художника?! (Ответы детей).

Педагог: Тогда давайте откроем этот конверт и узнаем, какое задание дали мальчику. «Петя, ты должен узнать, что любил рисовать великий русский художник Шишкин Иван Иванович. Чтобы это понять, ты должен изучить его репродукции. Если ты будешь внимателен, то очень быстро поймешь, что любил рисовать великий художник и как он это делал».  Да, ребята, задача не из легких. Ну, что ж, не будем терять время, начнем. (Показывает репродукции Шишкина И.И.).

Педагог: Ребята, мне кажется, если внимательно вглядеться в картины Ивана Ивановича, можно сразу понять его любимую тему для рисования. Давайте рассмотрим репродукции и предположим, что любил изображать Шишкин. (Дети рассматривают репродукции и выдвигают гипотезу).

Педагог: Действительно, главной темой в творчестве Шишкина была природа. Давайте вспомним, как называется этот жанр:

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки

Или старенький пенек,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется… пейзажем! 

Педагог: Да. Это пейзаж. Но ведь недостаточно просто сказать, что Шишкин любил рисовать природу, а вдруг мы ошиблись и тогда Петя не получит пятерку. Мы не можем его так подвести. Давайте докажем, что это пейзажи. Но прежде мы должны вступить в ряды исследователей. Давайте дадим клятву. Я ее прочитаю, а в конце мы все вместе трижды, скажем «Клянемся». Вступая в ряды юных исследователей, клянёмся:

Картины Шишкина мы рассмотреть,

Даже травинки в них разглядеть,

Громко расскажем, о чем он писал

Как красоту нам передал!

В полотнах его от скуки спасемся

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Педагог: От имени искусствоведов я присваиваю вам звание «Исследователи». Теперь пожмите друг другу руки и кивните, так здороваются настоящие ученые. (Дети приветствуют друг друга). Сегодня вам предстоит нелегкая работа, за каждое выполненное задание вы будете получать часть пазла, если вам удастся собрать все части, вы составите репродукцию. Ее то и нужно отнести Пете в художественную школу, чтобы получить «пятерку». Задание понятно?! (Ответы детей).

2. Основная часть.

Проведение исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Педагог (исследование репродукций по теме «Времена года»): Тогда отправляемся в научную лабораторию искусств. Перед вами 4 репродукции Шишкина. Давайте исследуем их и определим, что на них изображено. Что вы видите на этих картинах? Почему они в этой группе? Расставьте времена года по порядку, начиная с зимы. Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить зиму, весну, лето, осень? (Дети рассматривают репродукции, кратко описывают их, называют времена года, расставляют репродукции по порядку, определяют их колорит). 

Педагог (дидактическая игра «Когда это бывает»): Теперь распределите эти картинки так, чтобы было понятно, когда это бывает. (Дети размещают предметные картинки под соответствующим временем года). Вы справились с этим заданием, и получаете первую часть пазла. (Педагог отдает детям первую часть пазла «Портрет Шишкина»).

Педагог (исследование репродукций по теме «Часть суток»): Давайте исследуем эту группу картин Шишкина. Что вы видите на этих картинах? Почему они в этой группе? Назовите, какое время суток здесь изображено? Расставьте картины по порядку. (Дети расставляют репродукции по порядку). Как вы догадались, что именно это время суток изобразил художник? Какие цвета он для этого использовал? (Ответы детей). 

Педагог (разбор ситуации «На рыбалке»): А вы знаете, Иван Иванович Шишкин очень любил рыбалку. Давайте посмотрим на картину «Туманное утро» и представим, что мы на рыбалке. Как нужно вести себя на воде? Можно ли заходить глубоко, если захотелось искупаться? Какая беда может случиться? Что может произойти, если в шутку толкнуть другого человека в воду? (Ответы детей). Да ребята, на природе нужно быть очень внимательным и осторожным. Смотрите, мы с вами поймали рыбу. Весь улов мы должны разложить по ведрам и в каждое ведро положить столько рыб, сколько указано на ведре. (Дети выполняют задание). Вы справились с этим заданием, и получаете вторую часть пазла. (Педагог отдает детям вторую часть пазла «Портрет Шишкина»). Но ведь на рыбалке можно не только рыбачить, давайте без слов покажем, что еще можно делать на природе и назовем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

Рыбачили.

Закидывают удочку.

Ловили бабочек.

Машут сачком.

Собирали грибы.

Наклоняются и срезают грибы.

Играли в мяч.

Подкидывают и ловят мяч.

Кушали.

Подносят руку ко рту.

Педагог (исследование репродукций по теме «Настроение»): А ведь и правда, рыбалка приносит много удовольствия от общения с природой. Настроение становится веселым и радостным. Давайте исследуем эту группу картин Шишкина. Что вы видите на этих картинах? Что вы чувствуете, когда смотрите на эти пейзажи? Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить тревогу, страх, радость? (Ответы детей). 

Педагог (дидактическая игра «Живое-неживое»): Ребята, вы согласны со мной, что природа удивительна, она  создает живые и не живые объекты. Угадайте, живое это или неживое: камень, дерево, снег, солнце, бабочка, белка, река, трава, рыба. Вы справились с этим заданием, и получаете третью часть пазла. (Педагог отдает детям третью часть пазла «Портрет Шишкина»).

3. Заключительная часть.

Подтверждение гипотезы. Вывод.

Педагог (работа со всеми репродукциями одновременно):  Итак, мои юные исследователи! Прошу вас сосредоточиться и прийти к общему мнению! Что любил рисовать И.И.Шишкин?! Что общего вы увидели на его полотнах? За что он любил природу? (Ответы детей).

Педагог: Вы совершенно правы, этот художник любил лес. Любил его в любое время года, в любую погоду. Поэтому на всех полотнах мы видим необыкновенно разнообразные деревья, траву, облака, воду. И пусть у каждой картины свой колорит, мы четко видим, что на полотнах неповторимая сибирская природа. Вы справились и достойны получить четвертую часть пазла. Теперь вы можете их соединить, а я потом их склею и отправлю Пете. (Дети соединяют части и получают портрет Шишкина).

Педагог: Чей портрет вы сложили? (Ответы детей). Да. Это великий русский художник И.И.Шишкин, который любил рисовать природу такой, какая есть. (Педагог делит детей на три группы, выдает для раскрашивания пейзажи. Первая группа раскрашивает по теме «Время года», вторая группа по теме «Часть суток», третья группа по теме «Настроение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Рисуем снежные узоры"

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Рисуем снежные узоры".Занятие проводится совместно педагогом-психологом и воспитателем....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...