Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Курдюкова Екатерина Сергеевна

    Цель занятия:

    Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с историей матрёшки.
    2.  Развивать интерес детей к народному творчеству.
    3. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
    4.  Воспитывать любовь к народному искусству.

     Интеграция: «Познание «Коммуникация», «Музыка», «Социализация»,  «Физическая культура».

    Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

    Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

    .

    Коммуникация: расширять словарный запас.

    Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных мелодий.

    Физическая  культура:  развивать ловкость, дух соревнования.

    Материал: сундук, готовые плоскостные  силуэты матрёшек, самоклеющаяся бумага,  игрушки матрёшки.  

    Ход занятия.

    Дети заходят в зал друг за другом.Становятся полукругом.

    Воспитатель: ребята, я сегодня так  радостна, так горда, счастлива…..Представляете, сегодня по дороге в детский сад я увидела, как мальчик из нашего сада помог старенькому дедушке, который шел по дороге и у него упала палочка, о которую он упирался при ходьбе, а мальчик увидев это поднял палочку и отдал ее незнакомому дедушке. Как можно сказать про этого мальчика (хорошо ли плохо ли?). Почему он так сделал? Как называется ее поступок?

    Ответы детей:  Хорошо. Мальчик хотел помочь дедушке. Благородным, добрым.

     Воспитатель:  Кто объяснит, что такое добро?

    Ответы детей: быть вежливым, быть хорошим, помогать людям, дарить подарки…..

    В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

    - Да, дети, это самое бесценное добро . Ребята, а вы знаете , мне мама ,когда я была маленькой подарила подарок. Воспитатель показывает на сундук. « кто знает что это такое?». Ответы детей: ящик, подарок, коробка……..

    Это не простой  сундук, а это сундук полный добра . Мама дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

    - Как вы думаете, детки, что в нём?

    Ответы детей: конфеты, игрушка,платье…

     А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

    Загадка про матрёшку

    Алый шёлковый платочек,

     Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука

    В деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может – три, а может, шесть.

     Разрумянилась немножко.

    Это русская...

    Дети: Матрёшка.

     Воспитатель: Ребятки она не одна, а со своими подружками.  (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?

    Ответы детей: внутри, в матрешке….

    Воспитатель:детки, а давайте рассмотрим матрешек, выставим всех, посчитаем сколько же их. Что вы можете сказать о них?

    Дети открывают матрешек, считают.

    Воспитатель: А вам матрешки ничего не напоминают ?Вот ваши родители больше вас или меньше? А вы дети самые……. маленькиеТак на что же похожи матрешки?

    Ответы детей: на семью.

    Воспитатель: правильно , наши матрешки как семья, самую маленькую защищают  старшие.Члены семьи защищают и любят друг друга, так и у матрешек

    Воспитатель: А как вы думаете,это русская игрушка, или она пришла и з другой сраны?(ответы детей- русская……).    Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад- это так много лет тому назад,что ими играли ваши бабушки,и даже их мамы.

    Воспитатель :А  это изображение самой первой матрешки(воспитатель показывает картинку с изображением  японской матрешки).Как вы думаете откуда к нам пришла эта матрешка?

    Ответы детей: Япония,  похожа  на японскую,одежда, глаза.

    Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

    Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

    Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

    Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

    Воспитатель: чем  они похожи?

    Ответы детей: все матрешки в платках, нарядные, у всех румяные щечки, изображают девочек, в красивых сарафанах.

    Воспитатель: А теперь давайте посмотрим и постараемся найти отличия.

    Ответы детей: большая, поменьше, разного цвета наряды, цветочки разного цвета.

    Воспитатель: Да правильно,расписаны они по-разному,т.к. они расписывались разными мастерами, которые жили в разных городах.Например  семеновская матрешка расписывалась в городе Семенов,поэтому она так и называется семеновская. загорская в городе Загорск , полхов-майданская в  селе Полхов Майдан. Воспитатель: А видели ли вы такую матрешку?(воспитатель показывает изображение  олимпийской матрешки.)

    Ответы детей:да это олимпийская матрешка.

     Воспитатель: А вам ее цвета ничего не напоминают?

    Ответы детей:  флаг России.

     

    Воспитатель: посмотрите, дети, у меня есть заготовки матрешек, чем они отличаются от тех, которые я вам показала?

    Ответы детей: у них не все разукрашено.

    Воспитатель:вот я не все дорисовала, может вы поможете?дети наклеивают недостающие элементы)

    Воспитатель:Ребята, как вы думаете какие же чувства испытывали мастера, когда расписывали матрешку?

    Ответы детей:теплые, хорошие чувства.

    Воспитатель:А почему именно такие чувства?

    Ответы детей: Потому что яркие, красочные ,веселые цвета.

    Воспитатель: Да ребята вы правы.
    Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

    Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Вот у меня есть одна из этих матрешек-как вы думаете кто это ?ответы  детей: богатырь .ю рыцарь. )это витязь. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

    Воспитатель: Дети, а вы любите загадки?А отгадывать умеете?Тогда давайте составим загадки о матрешках.

    Дети: круглая какла, но без ног, а внутри еще одна, а в следующей еще….

    Воспитатель: молодцы детки.

    Воспитатель: матрешки-это образ девичьей красы,они как девочки ходили на гулянья,водили хороводы, танцевали,Посмотрим как наши матрешки умеют танцевать, и вы с ними потанцуете, но только глазками.

    Воспитатель:дети,  не устали?

    Ответы детей: нет.

    Воспитатель: тогда давайте поиграем.

                      Вот  вам  конверты ,на них написаны  цифры, вы должны в правильном порядке расположить их на доске, с помощью магнитов.

    Воспитатиель: давайте посмотрим как вы справились .как вы думаете все правильно сделали?сейчас проверим.

     Воспитатель:с чем мы с вами сегодня познакомились?что нового вы узнали за занятие?расскажите по очереди.для чего же нужны матрешки?,какие чувства они вызывают?что они нам дарят? Как вы думаете почему мама подарила мне именно матрешку.

    Ответы детей? Матрешка несет радость, добро,хорошее настронение.

     Воспитатель: наше занятие подошло к концу, дарите друг другу улыбки, радость, добро и хорошее настроение. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

    Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

    Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Разноцветная полянка»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

    Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему: " К истокам русской старины"

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры - неотъемлемая часть образовательного процесса в ДОУ.В ребенке нужно пробудить интерес к культуре и истории своей Родины, любовь к ней, и тогда он ...

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в подготовительной группе на тему: «Русские народные игры»...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. Тема занятия: "Тайна Чёрного моря"

    Конспект занятия предназначен для ознакомления детей старшей группы с обитаталями Чёрного моря....