конспект непосредственно образовательной деятельности: "Каждый ребенок имеет право на имя" в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Прикащенкова Мария Юрьевна

Главной целью этого занятия является, дать детям представление о важности права на  имя, учить умению называть полностью по имени родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pravo_na_imyadocx.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко».

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности на тему: «Каждый ребенок имеет право на имя».

Средняя группа «Пчёлка».

Воспитатель: Прикащенкова Мария Юрьевна.

п. Жарковский 2016

Программное содержание: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей. Развивать связную речь. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. Активизировать словарь детей в процессе беседы: имя, отчество, фамилия.

Предварительная работа: развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом. Предложить детям узнать у родителей, что означает их имена и фамилии.

Чтение художественных произведений А. Успенская «Я не заноза»; Э. Успенский «Рыжий»; Э. Фарджен «Имена девочек»«Имена мальчиков».

Заучивание стихотворений, потешек«Наша Таня громко плачет»«Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто и др.).

Игры «Назови друга ласково»«А ты.».

Поисковая деятельность — объяснение значений имён.

Материалы и оборудование: Цветные лепестки, ватман, клей на каждого ребенка, полоски с именами детей и их значение.

Ход НОД:

Воспитатель: - На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Ответы детей

Воспитатель: - Да, вы правы - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя).

- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина

(дети приводят примеры).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о наших именах. Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет. Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Вот видите, как необходимо человеку имя. Есть даже в Конституции статья, в которой записано«Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ – «Свидетельство о рождении».

Воспитатель: – В этом документе пишут ваше имя, отчество, фамилия.

А вам нравятся ваши имена? - Хотели бы вы, чтобы вас звали по-другому? Как? Почему?

Воспитатель: - Имя для человека играет огромное значение. В народе говорили«С именем – Иван, без имени - болван». Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

- Хотите узнать, что обозначают ваши имена?

Александр – древнегреческое: «Мужественный, защитник».

Милана – от старославянского как «Милая».

Алиса - германское: «Значимая, весомая, достойная».

Анастасия – древнегреческое: «Воскресающая».

Владимир – старославянское: «Владеющий миром».

Елизавета – древнееврейское: «Почитающая Бога».

Даниил – древнееврейское: «Божий суд».

Мария - древнееврейское: «Желанная, печальная».

Ульяна – в переводе с латинского означает «счастье».

Злата – с древнегреческого «Золотая»
Тимофей – в переводе с греческого: «Почитающий Бога».

Марина –  с латинского: «Морская».

Матвей – с древнееврейского — «Божий человек».

Воспитатель: - Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Вовочка, Машенька, а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Владимир, Мария.

А давайте поиграем в игру «Назови ласково по имени».

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть.

Кто тебя сейчас похвалит,

Ласковое имя подарит

Дети передают по кругу клубок и называют ласково ребенка по имени.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья(Дети сжимают пальцы в кулачки.)

Самый младший - это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинца.)

Это Уля, это Саша. (Действуют одновременно обеими руками.)

Это Лиза, это Маша.

Воспитатель: - К взрослому человеку принято обращаться по имени отчеству. Этим мы проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

- Саша, как зовут твоего папу? (Леша).

Значит, твое отчество Алексеевич – Александр Алексеевич.

- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество.

Игра «Назови свое отчество».

(Дети называют свое имя и отчество).

Воспитатель: -А, теперь попробуйте угадать о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке.

• Иван Александрович очень любит играть в шахматы

• Полине очень нравится ходить в гости

Воспитатель: - На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную)

По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим)

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево)

И на корточки присели. (Присесть на корточки)

Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться,

руки вверх).

И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину)

А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте)

И похлопаем все вместе. (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку.(Перед детьми лежит лист ватмана). Но на ней нет цветов! Но мы же волшебники! Мы, с помощью наших волшебных лепестков сделаем красивый цветок! Сначала мы наклеим наши имена и их значение на лепестки. Выбирайте любимый цвет, а затем мы из этих лепестков сделаем красивый цветок.  За работу, ребята!

«Цветок имен» (коллективная работа).

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

- Закрепляются понятия «тезка»«отчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект написандля педагогического совета "Развивающие обучение дошкольников" с учетом требований ФГТ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»

Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП и продуктивной деятельности(аппликация) средняя группа

Цель: формировать умение детей составлять группы из однородных предметов по сенсорным признакам (цвет, форма, величина) . Задачи: Развивающие: • формировать представление о равенстве и неравенстве ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни кубанского народа , их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Воспитывать гордость  за свой народ. Развивать...

Цвети мой край родной! Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств в средней группе

конспект непосредственно образовательной деятельности "Цвети мой край родной!"  посвящен родному краю, в котором мы живем - Республике Башкортостан....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Уголок природы группы»

ЦЕЛЬ: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по ухо...