Экологический проект "Домашние любимцы"
проект (подготовительная группа) на тему

Куимова Нина Ивановна

Актуальность проекта заключается в том, чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное, ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли ряды бродячих животных

Скачать:


Предварительный просмотр:

МК ДОУ Балаганский Детский Сад № 3Средняя группа Экологический проект

"Домашние любимцы" Воспитатель: Куимова Нина Ивановна

Актуальность проекта заключается в том, чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное, ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли ряды бродячих животных.

Практическая значимость проектной работы заключается в разработке рекомендаций, по уходу за домашними животными и рекомендаций по выбору питомца, чтобы дети ответственно относились к принятию решения о заведении щенка или котёнка.

Объект исследования: домашние животные

Предмет исследования – кошки собаки, попугайчики, рыбки,  черепаха

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Цель: изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.

Вопросы, направляющие проект/   Основополагающий вопрос

Зачем нам нужны домашние животные?

Проблемные вопросы учебной темы

  • Нужно ли ухаживать за домашними животными?
  • Зачем нужно ухаживать за домашними животными?
  • Как лучше ухаживать за домашними животными?
  • Что любит, а чего не любит кошка, собака?
  • Какая судьба ждёт потерявшегося котёнка, щенка?

Учебные вопросы

  • Какие животные называются домашними?
  • Какое домашнее животное ты бы завел?
  • Какие бывают породы кошек и собак?
  • Что делать, если оно заболело?
  • Как поступить, если оно надоело?
  • Что зависит от тебя в жизни домашнего животного?

Продукт проекта: фотовыставка «Я и мой любимец»

Задачи проекта:

  1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним.
  2. Поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность детей
  3. Развивать речь детей.
  4. Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  5. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки, хомячки и др.)
  6. Познакомить с отличительными особенностями и потребностями животных, живущих у нас  дома и в уголке природы, научить элементарным правилам ухода за ними.

        Этапы проекта

  1.  Подготовительный этап

Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.

  1. Первый этап проекта (первично-ознакомительный)

                        Цель: Дать первичную информацию о домашних обитателях

1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений,  загадывание загадок.

2. Разучивание с детьми песен, коротких стихотворений.

3. Рассматривание картин и проведение бесед об увиденном.

4. Проведение имитационных игр.

  1. Второй этап проекта (основной)

Цель: познакомить детей с характерными особенностями кошки, собаки,  

попугайчика, аквариумных рыбок

  1. Наблюдение за рыбками.
  2. Наблюдение за попугайчиком.
  3. Наблюдение за черепахой.
  4. Знакомство с котятами.
  5. Игра «Веселый и грустный котенок»
  6. Занятие «Четвероногие любимцы»
  7. Рассматривание картины «Кошка и котята»
  8. Беседа «За что мы их любим»
  9. Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»
  10. Путешествие музей «Зоотеррариум»

  1. Третий этап проекта (обобщающий)

Цель: обобщить результаты и оформить выставку «Домашние любимцы»

  1. Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»
  2. Сбор материала и оформление выставки.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

В течение нескольких дней в свободное время воспитатель читает детям о домашних любимцах, загадывают загадки (дополнительный материал), рассматривают иллюстрации. Разучивает с детьми песни, прослушать пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел».

Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый»

План:

  1. Загадывание загадок о кошке.
  2. Сюрпризный момент «К нам в гости пришел котенок» (с использованием игрушки).
  3. Физминутка: игра-имитация «Котята».
  4. Чтение стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый».
  5. Беседа о прочитанном.

Итог: «Что мы узнали о котятах?».

Наблюдение за аквариумными рыбками

  1. У рыбок есть свой домик – аквариум.
  2. Рыбки плавают.
  3. Что есть в аквариуме.
  4. Рыбка живая.
  5. Что у нее есть (строение)
  6. Для чего рыбкам рот. Как они едят.
  7. Что нужно рыбке, чтобы она не болела.
  8. Как мы ухаживаем и заботимся о рыбке.

Беседа в процессе наблюдения за рыбками в аквариуме

Примерные вопросы для беседы:

(Загадка)

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой?

- Как называется домик для рыбок? (Аквариум)

- У кого дома есть аквариум?

- Что там рыбки делают? (Живут, плавают) Посмотрите, какие они красивые, блестящие. Как интересно там внутри!

- Что еще вы видите в аквариуме? ((камушки, песок, растения, вода)

- Какая водичка в аквариуме? (Чистая) В грязной воде рыбка жить не сможет, она может погибнуть.

- Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у нее есть? (Голова глазки, ротик, спинка, хвост)

- А у вас есть голова? (Дети показывают) А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (Нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть.

- А зачем вам ротик? (Чтобы есть) А как вы думаете, рыбке зачем? (Ответы детей)

-Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте их покормим специальным кормом для рыб. Сейчас мы насыплем корм ложечкой в аквариум и посмотрим, что будут делать рыбки.

(Дети наблюдают за тем, как рыбки едят корм.)

- Чем едят рыбки? Какой у них ротик? Что рыбкам помогает увидеть корм?

- Как мы должны заботиться о рыбках? (Насыпать им корм, доливать чистую водичку) Как вы дома ухаживаете за рыбками?

- Можно их брать в руки? (Нет, без воды они могут погибнуть) За рыбками можно наблюдать и увидеть много интересного.

Наблюдение за попугайчиком

  1. Клетка – домик для попугайчика.
  2. Попугайчик это птичка.
  3. У попугайчика есть перышки.
  4. Что еще есть у попугайчика. (строение)
  5. Для чего попугайчику клюв. Как и что он ест.
  6. Попугайчикам нужна вода.
  7. Как он пьет и купается.
  8. Как попугайчик чистит перышки.
  9. Для чего попугайчику крылышки и хвост.
  10. Как птичка летает.
  11. Как мы заботимся о попугайчике.

Беседа в процессе наблюдения за попугайчиками

Примерные вопросы для беседы:

- Как зовут нашего попугайчика?

- У кого дома живут птички? Как их зовут?

- Как называется домик для попугайчика? (Клетка) А у вас есть дом? (Да) В нем чисто и уютно. У попугайчика в клетке тоже всегда должно быть чисто.

- У всех птичек есть перышки. У попугайчика есть перышки? Значит он кто? (Птичка)

- Какого цвета у него перышки? Давайте рассмотрим, какие они красивые.

- Что еще есть у птичек? (Голова, хвост, туловище, крылья, клюв, 2 ноги)

- Мы с вами похожи на птичек? (Нет. У нас нет крыльев, хвоста, клюва, перьев)

- Для чего попугайчику клюв? (Чтобы есть)

- Давайте его покормим, насыплем ему зернышек. Они все разные.(Дать детям рассмотреть в ладошки) Что попугайчик делает? (Клюет зернышки). Еще его можно кормить травкой. Попугайчик клювом отщипывает листочки. В травке много витаминов и птичка не будет болеть.

- Еще у попугайчика есть поилка. Что в нее налито? (Вода)

Водичка всегда должна быть чистая и свежая.

- Что сейчас делает попугайчик? (Чистит перышки) Чем он их чистит? (Клювом)

- Как вы думаете, для чего птичкам хвост и крылья? (Чтобы летать).

Сейчас мы выпустим попугайчика из клетки и посмотрим, как он летает.

- Кто должен заботиться о попугайчике? (Мы сами и взрослые)

- Как за ним нужно ухаживать? (Кормить, менять воду, чистить клетку)

План занятия «Мы поможем нашим животным»

  1. Путешествие в гости к попугайчикам.
  2. Беседа «Что нужно птичкам, чтобы они были здоровыми и ухоженными».
  3. Знакомство с правилами ухода.
  4. Физминутка: игра-имитация «Мы – птички».
  5. Итог.

Игра  «Веселый и грустный котенок»

Я пушистый серый кот,

Здесь живу не первый год.

Детский садик ваш люблю,

Не шалю, мышей ловлю.

Я всегда веселым был,

Но сегодня загрустил. (Т. Потапова)

Воспитатель предлагает различные ситуации, связанные с положительными или отрицательными поступками человека. Дети изображают кошек и собак. Если животное веселое, то они прыгают, бегают, изображают как виляет хвостик, ласкаются и т. д. Если грустное – приседают и не двигаются выражая мимикой свое настроение. Например: «Девочка налила котенку молока», «С собачкой поиграли», «Кошечку погладили», «Собачке дали косточку» - положительные; «С собакой забыли погулять», «Котенка не покормили», «Мальчик закричал на своего щенка» - отрицательные.

Развлечение «Четвероногие любимцы»

Дети сидят полукругом. Звучит веселая музыка и к ним  в гости приходит Бабушка-Загадушка. (роль Бабушки-Загадушки исполняю сама)

Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, ребята! Спешила к вам в гости, по дороге встретила котенка. Он был очень грустным. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей). Потому что он потерялся. Но все обошлось, и хозяйка его нашла. А если бы котенок не нашелся? Каким беспомощным и беззащитным остался бы он среди большого и незнакомого города. Потому что животным, которых приручил человек, очень трудно выжить без его помощи. Они не умеют сами добывать себе еду, не могут защититься от врагов как другие животные, живущие на воле.

Воспитатель: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы очень рады тебя видеть. Ты ребятам всегда такие интересные истории рассказываешь и загадки загадываешь.

Бабушка-Загадушка: Ребята, а у вас есть какие-нибудь животные в группе? (Ответы детей: рыбки, черепаха, попугайчики и т. д.). Вы умеете за ними ухаживать?

Воспитатель: Конечно, умеем. Правда, ребята? И еще мы многое знаем про них.

Бабушка-Загадушка: Ну, тогда отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный,

Он стеклянный.

Много рыбок живет в нем.

Дети:Аквариум.

Бабушка-Загадушка: Молодцы, отгадали. А что же наливают в этот аквариум, молоко что ли?

Дети:Воду.

Воспитатель: Конечно, воду. Ведь рыбки не могут жить без воды.

Бабушка-Загадушка: Ну и как же за рыбками ухаживать? (Ответы детей). Какие вы молодцы!

Воспитатель: Еще наши ребята могут показать, как плавают рыбки.

(Звучит запись звука воды. Дети изображают плавающих рыбок.)

Бабушка-Загадушка: А это еще что за воробьи тут у вас на экране?  

Воспитатель: Это не воробьи,  Они тоже птицы. Кто это ребята?

Дети: Попугайчики.

Бабушка-Загадушка: За ними тоже нужно ухаживать? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка: А что же едят ваши птички? (Ответы детей) Вы мне можете показать, как они это делают.

Дети показывают, как птички клюют зернышки.

Бабушка-Загадушка: И, правда, как вы много всего знаете и, наверное, очень любите и заботитесь о своих питомцах? Как вы думаете, они бы загрустили без вас, если бы потерялись?

Ну, а теперь я вам расскажу о своих любимцах. Вы их очень хорошо знаете. Попробуйте отгадать загадки:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

Пара чутких ушей

Он – гроза мышей.

Дети:Кот.

Бабушка-Загадушка:

Этот зверь вам знаком

Он виляет хвостом.

Без хозяина грустит

И квартиру сторожит.

Дети: Собака.

После того как дети угадают загадки, воспитатель показывает игрушечных кошку и собаку. Можно заменить их иллюстрациями.

Бабушка-Загадушка: Собаки и кошки тоже наши любимцы. У кого дома есть кошка или собака? (Ответы детей).

Каждый хозяин придумывает им свои имена. Как зовут ваших любимцев? (Ответы детей)

Им тоже нужен уход и забота человека. С давних пор они были друзьями человека. Их так и называют – четвероногие друзья. Почему?

Дети:Потому что у них четыре ноги.

Бабушка-Загадушка: Правильно, и мы их очень любим. Потому что они очень забавные, преданные, ласковые.

Воспитатель: Наши дети тоже дружат с собаками и кошечками. Они даже знают про них песни и стихи.

Дети исполняют песню.

Бабушка-Загадушка: Я вам что-то принесла в волшебном мешочке.

(Дети по очереди достают из мешочка: миску для котят, ошейник, коробку «Вискаса», игрушечную мышку, косточку в пакете, клубок, мячик, палочку, коробку молока и другие принадлежности. Все остальные говорят для чего это нужно и чье это. Взрослые помогают.)

Воспитатель:А сейчас мы с ребятами поиграем в игру «Веселый и грустный котенок».      (Проводится игра.)

Бабушка-Загадушка: Я думаю, ваши ребята будут любить, и заботиться о своих любимцах и они всегда будут только веселые. Ну, засиделась я тут с вами. А мне ведь своих щенят и котят кормить пора.

Бабушка-Загадушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Порадовали вы сегодня нас. Мы вас тоже хотим порадовать.

Сюрпризный момент

В конце занятия я приношу детям котят. (справка от ветеринара прилагается Е.В. Гетман.)

Дети наблюдают за котенком, гладят его. И, как итог занятия, рассказывают, как нужно за котенком ухаживать.

Беседа «За что мы их любим»

- Кого мы называем домашними любимцами? (Кошек, собак, попугайчиков, хомячков, рыбок. Тех, кто живет с нами в квартире и кого мы приручили.)

- Вы любите играть с кошкой, собакой?

- Как можно играть с кошкой? (Покатать мячик, погладить ее).

- А собакой? (Побегать. Бросить ей палочку, и она ее принесет)

- У людей есть имена, а у животных клички. Как называют животных.

- Давайте опишем своих любимцев. Какие они? (Красивые, ласковые, добрые и т. д.)

- Вам интересно наблюдать за рыбками, за попугайчиками, черепахой?  Что особенно интересно?

- Смогут они прожить без человека?

- Как человек заботиться о своих питомцах?

 (По ходу беседы дети могут задавать свои вопросы. Воспитатель обязательно должен на них отвечать.)

Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»

Вырезаются готовые шаблоны, имитирующие еду животных: сосиска, косточка, котлета, червячок, зернышки, травка и т. д.

Дети наклеивают готовые шаблоны на картонную тарелочку, объясняя при это, кого они будут кормить завтраком.

Домашнее  задание

Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»

Родители совместно с детьми изготавливают фотоальбом, в котором помещены фотографии домашних питомцев, детей вместе с животными, всей семьи с их любимцами. В оформлении этого альбома обязательно должны принимать участие дети.

Продукт проекта: фотовыставка «Я и мой любимец»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ПРИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

  1. 1000 загадок. – СПб.: «Издательский Дом Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 272с.
  2. Большая книга животных. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – С. 202-229.
  3. Волина В.В. Загадки от А до Я. –С.-Пб: Дидактика Плюс, 1997. -352 с.
  4. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М.: Просвещение 2005 — 94с.
  5. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: «Академия развития» «Академия, К°», 2000. — 176 с.
  6. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам – М.: «Мозаика-Синтез», 2002. – С. 19-39.  
  7. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Сост. А. Л. Табенкина и др. – М.: Просвещение, 1988.- 463 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проекта " Пернатые любимцы"

Перспективный план составлен в помощь воспитателям , желающих  через проектную деятельность приобщить детей в миру природу....

Конспект интегрированного занятия по теме "Наши любимцы" (музыка, художественное творчество)

Для детей подготовительной к школое группе ,по программе "Гармония" (Тарасова К.В.),с использованием компьютерных технологий (презентация)...

Презентация к занятию "Наши любимцы"

Презентация  к занятию ( фото, репродукция картины "Лебедь" Врубеля)...

Домашние любимцы

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.В процессе нравственного воспитания...

Мероприятие в рамках городского смотра - конкурса "Эколидер". Конкурс чтецов на тему: "Домашние любимцы" посвященный Всемирному Дню животных (дети старших групп разных д/с)

Конкурс чтецов стихотворений «Домашние любимцы»(участники -  дети нескольких детских садов старших групп)     Цели: воспитывать чувство любви к домашним животным, ответс...

Экологический проект "Домашние любимцы"

Проект посвящен домашним любимцам – декоративным животным и разработан для детей младшего дошкольного возраста. Задачи проекта: 1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, пр...

Экологический проект "Мои домашние любимцы"

Материал поможет воспитателям, методитсам, специалистам ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста в области "Познание". Материал представлен как опыт работы по окружающему миру....