Педагогический проект "Времена года"
проект (младшая группа) по теме

Формирование начальных представлений о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vremena_goda.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 85 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Проект

«Времена года»

        

Воспитатель:

Кукушкина С.А.

2015 г.

Санкт-Петербург

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве

человек открывает прекрасное в самом себе».

(В.А. Сухомлинский.)

Актуальность

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Тема проекта «Времена года»

Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой

Сроки проведения проекта: сентябрь 2015г. - август 2016 г.

Участники проекта: воспитатели группы, дети младшей группы, родители.

Образовательные области

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Проблема

 

Дети не запоминают последовательность времен года,

путают очередность, не могут устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.

Цель проекта

Формирование начальных представлений о временах года.

Задачи

  1. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года
  2. Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
  3. Формировать представления о труде взрослых в природе
  4. Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы,умение видеть прекрасное в разное время года
  5. Развивать любознательность, стремление к выполнению

 оригинальных творческих работ.

  1. Обогащать и активизировать словарь детей.
  2. Развивать связную речь, ее выразительность;
  3. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Конечный продукт

  • Презентация проекта
  • Выпуск сборника «Четыре времени года »  
  • КВН « Четыре времени года»

   

        

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

  • НОД
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Труд в природе
  • Наблюдения в природе
  • Заучивание стихов
  • Дидактические игры
  • Пальчиковые игры
  • Подвижные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Экспериментальная деятельность
  • Родительское собрание
  • Проведение консультаций и бесед
  • Наглядная пропаганда
  • Анкетирование родителей
  • Домашние задания
  • Конкурсы

Ожидаемые результаты данной деятельности:

Дети:

  • Сформированы элементарные представления о временах года;
  • Сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
  • Сформированы представления о правильных способах взаимодействии с объектами природы;
  • Развит интерес к наблюдению за явлениями и объектами природы;
  • Позитивные изменения в речи,обогащение словарного запаса;

 Родители:

  • Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания;
  • Повысился уровень экологической воспитанности;
  • Повысился уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы ;
  • Привлекают детей к совместному труду в природе;

 Педагоги

  • Ведут активную работу по экологическому воспитанию с первой младшей группы;
  • Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;
  • Используют современные педагогические технологии;
  • Распространяют и обобщают опыт;

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап  (сентябрь 2015 г.)

Создание развивающей среды в группе:

  • Анкетирование родителей
  • Дидактические игры
  • Наглядный материал
  • Подбор художественной литературы
  • Картотека подвижных и пальчиковых игр
  • Материалы для экспериментирования

2. Основной ( 1 октября 2015 г. – 15 июля 2016 г.)

  • Поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;
  • Организация деятельности детей;

3. Заключительный (15 мая 2016 г. -15 июля 2016 г.)

  • Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ;
  • Закрепление полученных знаний;
  • Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций;

Схема реализации проекта:

Осень

  • Выставка «Дары осени»
  • Праздник осени

Зима

  • Выставка детского творчества «Белоснежная зима»
  • Развлечение «Зимушка – зима»

Весна

  • Оформление выставки «Огород на окне»
  • Развлечение «Веснянка»

Лето

  • Выставка детского творчества «Разноцветное лето»
  • Развлечение «Праздник лета»

        

Планирование детской деятельности в образовательном процессе :

Тема

Вид взросло-партнерской деятельности

Формы организации детско-партнерской деятельности

Осень

Игровая деятельность

Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов

Театрализованная игра «Репка»

С/р игры :«Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», "Чудесная корзинка»,

«Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

Словесно-речевые игры: «Огород», Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»

Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? »

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка – погодушка в сентябре, октябре, ноябре»

Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше? »

Коммуникативная деятельность

«Овощи» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр.83), «Фрукты» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 74), «Растения нашего края» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 93), «Дикие животные и их детеныши» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 103), «Птицы» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 113), « До свидания, осень»( Волчкова В.Н конспекты занятий стр 65)

Познавательно-исседовательская деятельность

Игры с природным материалом ( шишки, листья и др.)

Игры с песком: « Мокрый-сухой», « Посыпалки»

Игры с водой « Что как плавает», « Переливание воды»

Дидактические игры: « Сколько- листочков?», « Найди домик листочку», « Сложи картинку», « Большой- маленький», « Найди такой же листик», « Разложи овощи по корзиночкам», лото « Осень»

Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом,  небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой

Двигательная деятельность

П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»

Хороводные игры «Огород», «Овощи»

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью»

Конструирование из различных материалов

« Консервируем овощи», «Осенний лист»(рваная), «Гриб» (рваная), «Осеннее дерево» (рваная), «Яблоко румяное» (рваная), «Ковер из листьев», «Ежик из каштанов», «Еж несет в норку яблоки и грибы»

Самообслуживание и элементы бытового труда

Сбор листьев для гербария

Сбор семян

Уборка территории

Восприятие художественной литературы и фольклора

«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Музыкальная деятельность

Слушание: « Осенью» муз. С. Майкопара

Пение « Дождик» рус.нар. мел., обр. В Фере

Музыкально- ритмические движения « Дождик» муз. И сл. Е. Макшанцевой, пляска с листочками

Изобразительная деятельность

Художественное творчество::(рисование/лепка ) «Тучка и дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад», «Вишенки», «Морковка для зайчика», «Грибок для белочки», «Птичка», «Фрукты на блюде»( отпечаток) , «Овощи на блюде»(отпечаток), «Лесные тропинки» , «Осенний лист» (отпечаток), «Краски осени» (смешивание красок), «Ветка рябины» (пальчики)

Зима

Игровая деятельность

Игры-манипуляции с фигурками диких животных

Театральная игра « Зимовье зверей»

С/Р. игры: « Кукла заболела», « Кукла идет гулять»,

« Путешествие в зимний лес», « Новый год у зверят»

Словесно-речевые игры: « В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», « Что слепил Дед Мороз?»,

 « Снегурочка со снежками», « Какие снежки?»,

 « Нарядим елочку», Д/И: « Найди картинку», « Что зимой бывает?», « Кто спрятался в снегу», « Одень куклу на прогулку»

Пальчиковые игры: « Зима», « Новый год», « Елочка»,

 « Ручки греем», «Бабушка – погодушка в декабре, январе, феврале»

Дыхательные упражнения: « Снежинки», « Пузырь»

Коммуникативная деятельность

«Зимушка-зима» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 185), «Зимние забавы» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 209), «Новый год» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 162), «Наши добрые дела» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 249),

Познавательно-исседовательская деятельность

Игры с снегом: « Следы», « Печем печенье»

Игры с водой: « Поймай льдинку», « Заморозим»,

 « Разогреем», « Бусы из цветных льдинок»

Д/И: «» Сложи картинку», « Сколько снежинок?»,

« Большие- маленькие снежинки», « Какой снежок?»,

« Собери снеговика», Лото « Зима», « Что бывает белым?»

«Украшение площадки разноцветными шарами»

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника

Двигательная деятельность

П.\И « Зайка беленький», « Птички в гнездышке», « Дед Мороз», « Снег кружится», « На елку»

Хороводные игры « Елочка», «Дед Мороз»

Речевые подвижные игры « Выпал беленький снежок…», « Снежинки», « На дворе Мороз и ветер…», « Мороз»

Конструирование из различных материалов

«Домик для птиц», «Снежинка из счетных палочек», «Снеговик из ватных дисков», «Дорожки»( узкие, широкие, длинные, короткие), «Елочка в снегу» (вата), «Снегирь» (рваная), «Елочка объемная», «Снежный сугроб»(рваная), «Украсим варежку», «Лесенка на горку»

Самообслуживание и элементы бытового труда

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц

Восприятие художественной литературы и фольклора

М.Познанская « Снег идет», О.Высотская « Холодно», В. Хорол « Зайчик», Н.Саксонская « Где мой пальчик?», О.Высотская « Покатились санки вниз», Я.Аким « Елка наряжается», Суриков « Зима»

Музыкальная деятельность

Слушание  Чайковский « Зима»

Пение « Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т.Мираджи

Слушание «Зима» муз.В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Музыкально- ритмические движения « Новогодний хоровод», « Дед Мороз», « Как на поле на лужок выпал беленький снежок…»

Изобразительная деятельность

Художественное творчество(Рисование ) « Снег идет», « Следы на снегу», « Рябина», «Украсим шарик», «Снежинка»(ватные палочки), «Зимний лес»(рисунок ладошкой), «Заяц-беляк», «Веселый снеговичок»( оттиск), «Новогодняя ветка ели», «Елочка пушистая»

Художественное творчество(Лепка ) « Снежки», « Снеговик»,« Ягоды для птичек», « Украсим елочку», «Лисичка», «Зайчик»

Весна

Игровая деятельность

Театрализованная игра « Заюшкина избушка»

С/Р. игры « Путешествие в весенний лес», « Кукла идет гулять», « Кукла заболела»

Словесно-речевые игры « Вот пришла весна», « Какие сосульки?», « Кап-кап», « Что весной бывает», « Узнай и назови», « Что изменилось?»

Дидактические игры  « Что сначала, что потом?»,

« Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», « У кого картинка?»

Пальчиковые игры « Весна», « Первые цветы»,

« Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»

Дыхательные упражнения « Одуванчик», « Плыви, кораблик»

Коммуникативная деятельность

«Весна» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 346), «Дети, друзья природы» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 369), «Цветы» (Волчкова В.Н конспекты занятий стр 379),

Познавательно-исследовательская  деятельность

Игры с водой « Тонет- плавает», « Теплый- холодный»,

« Как тают сосульки»

Игры с песком « Тортик для мамочки», « Солнышко из ладошек»

Дидактические игры « Сколько лодочек в луже?»,

« Большие- маленькие сосульки», лото « Весна», «Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника

Двигательная деятельность

Подвижные игры « Веселый воробей», « Перешагни через лужу» « Солнечные зайчики», « Через ручеек», « Птички, раз! Птички, два!»

Хороводные игры « Вейся венок», « Колпачок»

Речевая подвижные игра « В гости к нам весна пришла»

Ритмическая игра« Шаловливые сосульки»

Закличка « Солнышко» с движениями

Конструирование из различных материалов

«Заборчик для животных», «Домик для зайчика», «Мимоза»( из салфеток), «Подснежник»( из кругов),   «Тучка из ваты», «Птичка»(апликация из ладошек), «Цветы»( из кругов), «Зайчик»( из картон.рулона)

Самообслуживание и элементы бытового труда

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Восприятие художественной литературы и фольклора

А.Плещеев « Сельская песенка», М. Полянская

« Одуванчик», Укр. Песенка « Веснянка», закличка « Солнышко-ведрышко», закличка « Дождик», сказка « Заюшкина избушка»

Музыкальная деятельность

Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

Слушание « Апрель» муз. П.И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф.Шопена

Музыкально – ритмические движения « Веснянка», «Полянка» р.н.м.

Изобразительная деятельность

 Художественное творчество(Рисование/лепка) «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет»,«Одуванчики» ,«Украсим бабочке крылышки», «Солнышко и тучка», «Мимоза для мамы», «Одуванчики», «Золотая рыбка»( пальчики), «Весеннее солнышко»(ладошки), «Божья коровка», «Цыпленок в траве»,

Лето

Игровая деятельность

Игры  с природным материалом ( шишками, камешками, косточками и т.п.)

Театрализованные игры «Теремок», «Колобок»

С/Р игры « Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», « Кукла Маша готовит салат», « Едем на дачу»,

 « Едем отдыхать на речку»

Словесно- речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом?»

Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе»

Дыхательные упражнения « Ветерок»», «Бабочка, лети!»

Коммуникативная деятельность

«Человек и лето», «Летние забавы», «Подарки лета», «Мы экспериментируем»

Познавательно-исследовательская деятельность

Игры с водой «Прозрачная – мутная», « Разноцветная водичка», « Достань камешек»

Игры с песком « Я пеку, пеку, пеку», « Посыпалки», «Зоопарк из песка»

Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», « С какого дерева листик?», «Сколько цветочков?»

Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными ,птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», « У медведя во бору»

Хороводные игры «Вейся венок», « Веселый хоровод»

Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука»

Конструирование из различных материалов

«Гусеница» (из яичных лотков), «Божья коровка» (из яич.лотков), «Бабочка»(ладошки), «Поезд, мы едем на природу», «Солнышко»( спички), «Букашки из ложек», «Аквариум в тарелке», «Белочка»( рваная), «Корзина с грибами»,

Самообслуживание и элементы бытового труда

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Восприятие художественной литературы и фольклора

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», Уборка территории, подметание дорожки, Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Теремок», «Земляничка»

 Н. Павлова, стихотворение « Солнечные зайчики» А.Бродский

Музыкальная деятельность

Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой

Слушание « Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С.Прокофьевой, «Цветики», муз.В.Карасевой, сл. Н,Френкель

Музыкально – ритмические движения «Пляска с платочками», « Пляска с цветами»

Изобразительная деятельность

Художественное творчество (Рисование/лепка)        « Цветы», « Божья коровка», «Мухомор», «Лесной узор паутинка», «Гусеница», «Гроздь винограда» (на пластине), «Рыбка» (на пластине), «Бельчонок» ( жесткая кисть), «Грибок в траве», «Букет цветов» (из сельдерея)

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  2. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»
  3. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
  1. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  1. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, ТЦ Учитель, 2007.
  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
  2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
  1. Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.
  2. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  3. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  4. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  5. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
  7. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»
  8. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»
  9.  Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»
  10. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
  11.  Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»
  12.  Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
  13. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», М.: «Сфера», 2005 г.
  14. Гербова В.В., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М.: «Мозаика-Синтез», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая философия" для финала конкурса "Учитель Года -2012" Номинация "Воспитатель Года"

В. А. Сухомлинский утверждал : "От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким ста...

Эссе на тему « Моя педагогическая философия» участника областного конкурса « Учитель года – 2016» в номинации «Воспитатель года», Басовой С.А., МБДОУ №9 г. Шахты

Эссе на тему  « Моя педагогическая философия»участника областного конкурса « Учитель года – 2016» в номинации «Воспитатель года»,Басовой С.А., МБДОУ №9 г. Шахты...

Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

Современному обществу нужны образованные, нравствен­ные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...