Сенсорное развитие детей
статья (младшая группа) на тему

Ларкина Елена Геннадьевна

Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika_iz_opyta.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей 3-5 лет

в процессе игровой деятельности.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе - это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.

Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.

Цель - повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу по теме.

2.Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).

3.Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.

Принципы организации работы:

  • Дифференцированный подход.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип сотрудничества.

Методы и приемы:

  1. Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
  2. Показ и объяснение.
  3. Словесная инструкция.

Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность. Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно - развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками. Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.

Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:

  • тактильные дорожки и таблички;
  • дидактические игры на восприятие цвета и формы;
  • тактильные карточки «Животные наших лесов»;
  • разнообразные шнуровки;
  • массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
  • сухие бассейны с крупой и игрушками;
  • игры с прищепками;
  • игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
  • игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
  • многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
  • многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
  • игры с пособиями Марии Монтессори и другие.

Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей. В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:

- проявление словесной активности;

-интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;

- активное включение в экспериментальную деятельность;

- выполнение простейшего сенсорного анализа.

Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.

 

Список литературы:

1.Интернет-ресурс:http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-viktorovna bardina/nauchno-metodicheskaja-razrabotka-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html

2. Монтессори М. Помоги мне следать это самому: Статьи, советы и рекомендации. Издательство: «Карапуз», 2002.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008.

4. Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...