Главные вкладки

    Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"
    статья на тему

    Пахер Лилия Викторовна

    Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пахер Лилия Викторовна

    Воспитатель

    МБДОУ»ДСОРВ»Рябинушка»

    «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» КАК СРЕДСТВО ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

       Реализация  требований ФГОС ДО подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, «косметическими» изменениями традиционного программного содержания уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкции всего содержания и форм

    дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в программе «Миры детства» А. Г. Асмолова, Т.Н.Дороновой. Содержание программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

         К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность ДОО реализовать Стандарт, авторы программы «Миры детства» относят:

    – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

    – реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

    – рациональную организацию предметно-пространственной среды;

    – эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

       Программа «Миры детства: конструирование возможностей» ставит перед собой цель создания в ДОО условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.

       С 2018 года у себя в детском саду в качестве эксперимента, мы и начинаем апробацию  этой примерной программы для дошкольников. Это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей. Разработана авторским коллективом под руководством Александра Григорьевича Асмолова.

       Вся образовательная деятельность по программе «Миры детства» строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, разработанных сотрудниками  ФИРО Т.Н. Дороновой и др.

       «Детский календарь» - уникальное дидактическое пособие, призванное помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей, в календарях выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.

          Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след».  Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить  только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.

       Детский календарь выглядит  следующим образом: он напечатан на плотной  бумаге. Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон.  На одной стороне напечатано текстовое сопровождение, ориентированное в большей степени на родителей, с другой стороны – собственно задание для ребенка. В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами. При этом взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Всё что ему понадобится, кроме календаря, это — двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей, степлер, краски, цветные карандаши. Содержание совместной деятельности взрослого и ребенка заключается в осуществлении следующих видов деятельности (культурных практик) — сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и, разумеется, художественная литература.

       Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Учитывая специфику материала, игра с правилами  представлена только в виде игр на удачу (лото, домино и др.).

       Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в виде изготовления интересных для малыша  поделок. Возможно, для взрослого они покажутся слишком простыми, но малыш трёх лет с ними не справится без помощи родителей.

       Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка представлена в виде репрезентативного образно-символического материала, иначе говоря, картинок. Картинки представляются ребёнку в определенной системе. Например, малыш знакомится с тем, как изменяется живая природа в разные времена года.

       Художественная литература в издании представлена в виде миниатюрных книжечек, которые также изготавливаются самостоятельно взрослым с ребёнком. Сделать их несложно.

        Детский календарь преимущественно ориентирован на детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и, по замыслу авторов, именно в детском саду малыш должен «добрать» остальное. Таким образом, семья и детский сад должны дополнить друг друга.

       Для ребёнка действия с календарём являются достаточно привлекательными:

    – во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле;

    – во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то «вещное».               Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. Например, поделки из бумаги получают «вторую жизнь» в детском саду как герои настольного театра, книжки-малышки пополняют детскую библиотеку, предметные картинки – дидактический материал. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок творческих работ детей и родителей».

       Таким образом, мы предполагаем, что  взаимодействие с родителями по использованию дидактического пособия «Детский календарь» покажет, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей станет более гибкой. Теперь они будут не зрителями и наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, развития своего ребёнка. Это позволит нам говорить об эффективности использования «Детского календаря» как одной из форм взаимодействия с родителями.

    Библиографический список.

    1. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.

    2. Журналы «Дошкольное образование», «Обруч».

    3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

    4. Бычкова С. В. «Детский календарь» как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО [Текст] / С. В. Бычкова, И. Ю. Орлова, О. А. Карабельникова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 127–130. — ISSN 2413-4007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"

    Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...

    Организация образовательного пространства для родителей детского сада.

    Взаимодействие с родителями воспитанников - важная составляющая работы педагога. Чтобы эта работа была плодотворной необходимо организовать образовательное пространство для родителей. Современные роди...

    " Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства"

    В этой статье описана актуальность проблемы работы ДОУ и семьи, признаки и условия создания единого образовательного пространства....

    Методическое объединение : «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

    Даный материал содержит конспект методического объединения "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду" сопровожденный презентацией по да...

    организация образовательного пространства на участке детского сада

    Участок группы является частью развивающего пространства. Поэтому в летний период нужно разнообразить предметно-развивающую среду на участке и наполнить ее новыми атрибутами для игр и исследован...

    Доклад на тему «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

    Даный материал содержит конспект  "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду"" сопровожденный презентацией по данному вопросу,...

    Доклад: «Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада.

    laquo;Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада....