Организация образовательного пространства для родителей детского сада.
статья (младшая группа) на тему

Гринчук Татьяна Анатольевна

Взаимодействие с родителями воспитанников - важная составляющая работы педагога. Чтобы эта работа была плодотворной необходимо организовать образовательное пространство для родителей. Современные родители  сейчас достаточно грамотные, имеют доступ к педагогической информации, но появилась позиция самоустранения от воспитания детей.  Важным условием создания образовательного пространства стало передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА.

Т.А. Гринчук, воспитатель,

МБДОУ №17, Томская область, г.Северск

Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Качество образования зависит от согласованных действий семьи и детского сада. Положительный результат можно достичь при создании единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничество педагогов и родителей. Условием создания образовательного пространства служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, и поэтому знания у родителей хаотичны. Усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Необходимо было выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ. Все это способствовало созданию психологического комфорта для ребенка, укреплению авторитета родителей и педагогов. Важным условием создания образовательного пространства для нас стало передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Наглядная информация имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем ее содержание. Родителей нужно привлечь и заинтересовать.

Информационно-образовательное пространство мы проектировали на основе, реализуемой в детском саду образовательной программы, требований нормативных документов, материальных и архитектурно-пространственных условий.

Нашей целью было - создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. 

Выделили следующие задачи:

  • Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
  • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Единое образовательное пространство выстроили по трем направлениям:

1. Информационно – аналитическое.

 Цель его - изучение семей воспитанников, выяснение образовательных потребностей родителей, установления контакта с ними, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Информационно–аналитическое направление включает в себя:     анкетирование, тестирование, интервьюирование, общение с детьми, наблюдение их в различных видах деятельности, общение с родителями в специально организованном взаимодействии.

2. Познавательное направление. 

Цель: Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Познавательное направление это: настольная и настенная тематическая информация, папка индивидуального общения, ширмы, папки-передвижки.

3. Наглядно-информационное направление.

Цель: преподнести родителям практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома, советы, задания.

В рамках этого направления оформили визитку детского сада и группы, стенд «Для вас, родители», информационный стикер «Дерево успеха», эмоциональный   уголок  «Здравствуйте,   я пришел», фотовыставку «Дорога детства», выставку совместного творчества детей и родителей.

Подходы к оформлению наглядной информации в детском саду:

• информационный уголок оформили в одном стиле -  в виде цветочной полянки;

  • в оформлении использовали разнообразные материалы: пенопласт, поролон, фанера, пластик, мешковина, а также мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов;
  • традиционный стенд заменили необычными формами соответственно сюжету:  материал расположили в букете цветов;
  • материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, современные рамочки;
  • информацию помещаем крупным печатным шрифтом на светлом фоне, так чтобы ее можно было прочитать с расстояния в два-три метра;
  • уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создавались за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, наличия живых цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка;
  • информационные материалы регулярно обновляем в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, один раз в две недели и т.д.

Учитывая все предъявляемые требования к информационно-образовательной среде,  мы создали в нашей приемной следующие зоны:

1. Родительский уголок содержит информацию о задачах ДОУ, о программе по которой работает детское учреждение, сетку занятий, режим дня, адрес детского сада, телефоны, данные о воспитателях.

2. « Дерево успеха». Здесь представляю материалы о минувшем дне в виде записей (например, "Сегодня Сережа разложил матрешек по величине». На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.

3."Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

4. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация.

5. Меню. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, завтрак: "Любимая каша" (Маши К., Даши С., Степы А.) — манная. Или обед: плов (в советах родителей помещаются оригинальные рецепты плова).

6. Стенд  и полка для демонстрации детских поделок, рисунков.

7. Тематическая ширма. Эта форма информации позволяет подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.

8. Фотогазета « Дорога детства» Знакомит родителей, с каким либо событием, произошедшим в ДОУ. К оформлению газеты  можно привлекать самих родителей: поручить подбор фотографий по определенной теме, событию.

9.Конкурсы для родителей. Помогают родителям творчески проявить себя, воспитателю помогают объединить коллектив родителей.

10. Библиотечка для родителей.

11. Подборка папок-передвижек о возрастных особенностях детей. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по различным образовательным областям.

12. « Гусеничка настроения». Пособие позволяет родителю вместе с ребенком определить настроение малыша,  найти свою фотографию, назвать имена детей.

13. « Копилка добрых дел» Позволяет воспитателю выразить свою благодарность родителям, поднять авторитет родителей.

Главное в нашей работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения.

Используемая литература:

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"...

Организация игрового пространства на участке детского сада в зимний период.

Зимой так важно правильно организовать игровое пространство на участке.  Чтобы ребята не скучали среди сугробов, а весело и с пользой проводили время на прогулке, родители нашей группы помогли ос...

организация образовательного пространства на участке детского сада

Участок группы является частью развивающего пространства. Поэтому в летний период нужно разнообразить предметно-развивающую среду на участке и наполнить ее новыми атрибутами для игр и исследован...

Доклад: «Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада.

laquo;Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада....

Проект Организация экологического пространства на участке детского сада «Огород»

Совместное созидание в «учебном сообществе» взрослых и детей дает каждому ребенку возможность исследовать значения вещей и процессов, спорить, договариваться с другими, решать проблемы. Де...

Организация исследовательской деятельности с детьми в условиях образовательного пространства на территории детского сада

В соответствии с требованием ФГОС большое значение в развитии дошкольников уделяется развивающей предметно-пространственной среде, поэтому не случайно в своей работе мы обратили внимание на тако...