Что такое детский эксперимент?
презентация на тему
Презентация раскрывает цели, задачи, принципы экспериментальной деятельности дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 367.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса предполагается не через занятия, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм является опытно-экспериментальная деятельность, дающая возможность ребёнку творчески формировать интерес и потребность к активной созидательной деятельности.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных образовательных задач. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. метод экспериментирования
Актуальность метода экспериментирования в дошкольном возрасте Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы; Развивается речь; Формируется самостоятельность, целеполагание , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки
Цели и задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста - Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); Расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; Расширение кругозора у детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу; Воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности
Методы и приемы, используемые в экспериментальной деятельности - Практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования и позволяющие самостоятельно овладевать способами поисково-познавательной деятельности. - Наблюдения в природе плановые и случайные. - Поисковые действия (наблюдения, рассматривание, взвешивание, пересыпание, переливание и т.д.). - Коллективные и индивидуальные обсуждения хода поисковой деятельности и ее результатов. - Игровая мотивация, в том числе введение игровых сказочных персонажей. - Экспериментальные игры, опыты. - Дидактические игры – сериация , группировки, классификация, обобщение, систематизация. - Словесные приемы и игры: описание, сравнение качеств, свойств, исследуемых объектов, объяснение причинно-следственных связей; драматизация или режиссерское обыгрывание. - Моделирование проблемных ситуаций – как мотивация к поисково-познавательной деятельности. - Метод проектов.
Принципы построения опыта 1. Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принципы построения опыта 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. 5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; 6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принципы построения опыта 7. Принцип креативности : - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. 8. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Структура эксперимента Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов: 1. Постановка проблемы; 2. Поиск путей решения проблемы; 3. Проведение наблюдения; 4. Обсуждение увиденных результатов; 5. Формулировка выводов.
Эксперименты бывают: - индивидуальные или групповые - однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: - констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление), - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса); - обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. - Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). - В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты , так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .
Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Что такое детская неотложка и чем она отличается от скорой помощи? "
Что такое детская неотложка и чем онаотличается от "скорой"? ØЧто такое ОКМПД? ØЧто такое "скорая помощь", или 03? ØЧем занимается ОКМПД? ØЧем занимается ССиНМП? ØВ ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».
"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....
Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ: «Что такое детский сад?»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...

Что такое дети? Что такое детский сад?
Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...

Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)
В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....


