Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования »
методическая разработка на тему

Чикишева Любовь Леонидовна

В разработке делается акцент на современных требованиях к использованию музыкально-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igr.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» г.Миньяра

Ашинского района Челябинской области

Методическая разработка
«Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования »

подготовила

музыкальный руководитель

Чикишева Любовь Леонидовна

г. Миньяр

2010

Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования.

Игровая деятельность всегда была востребована в работе с детьми дошкольного возраста, но на современном этапе игра ставится во главу угла дошкольного образования, игровая деятельность – основной вид деятельности дошкольников.

В музыкальной педагогике накоплен огромный багаж игр, способствующих развитию музыкальных способностей детей. С их помощью, в доступной  форме решаются  задачи развития звуковысотного, динамического слуха, тембрового и ладового восприятия, совершенствование чувства ритма. Появляется  эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональная отзывчивость. Благодаря играм, у детей возникает стремление к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Кроме того в ходе игры прививаются  коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу, а это помогает развить способность к социализации, умению находиться в коллективе. Музыкально-дидактические игры являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных, скованных детей. Именно социализация, способность ребенка к вхождению в мир, умение адаптироваться к новым условиям считается главной задачей образования. Не фиксированный багаж знаний, а умение ориентироваться в потоке информации, способность определять и чувствовать главное, уметь строить логические цепочки и находить верные решения самостоятельно -  нужны современному человеку.

Сейчас необходимо делать акцент на развитие познавательно-творческой, исследовательской деятельности. Необходимо использовать игры, которые не только закрепляют полученные знания и умения, но и помогают самостоятельно их найти, пропустить через себя, понять, в какой ситуации  можно использовать в дальнейшем.

В положениях ФГОС четко прописано, что реализация образовательной программы должна проводиться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Это значит, что музыкальному руководителю необходимо чаще обращаться к детям с заданиями, позволяющими им делать собственный выбор путем поиска правильных решений. Таковыми могут быть игры на выбор подходящего шумового инструмента для изображения какого либо персонажа. Это также может быть побуждение ребенка к изображению мимикой, голосом, движением животного, сказочного героя, явления природы или просто определенного настроения.

Зачастую по остаточному принципу мы выделяем время на музыкальном занятии для игр на создание нового творческого продукта –

 сочинения  детьми простейших песенок, ритмических рисунков или инструментальных мелодий. Мы по-прежнему  стремимся их научить, а не услышать и увидеть то, чему они могут научить нас. Простые игры «Как тебя зовут?», «Здравствуйте!», «Придумай свой ритм!», «Сочини песенку до конца», «Музыкальные вопросы и ответы» и многие другие помогут пробудить творческую фантазию, выдумку,  инициативу. Всё это позволяет детям в дальнейшем самостоятельно заниматься музыкальным творчеством.

 Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке и творчеству.

Многие педагоги-исследователи подчёркивают различие  между музыкально-дидактическими играми и пособиями, которое состоит в том, что музыкально - дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Особенностью музыкально - дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, а музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях. Цель таких пособий: наглядно проиллюстрировать определенные соотношения, связанные с музыкальной грамотой, тогда как музыкально-дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность.

К эстетическому оформлению музыкально - дидактических игр предъявляются определённые требования. Они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Музыкальные произведения, на основе которых развёртывается игровое действие,  также должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства у детей. Сейчас появляются качественные, эстетически оформленные ЦОРы, использование которых облегчает задачу педагога, позволяя привлечь дополнительные средства воздействия на эмоциональную и мыслительную сферы детей. Пример МДИ на знание музыкальных инструментов можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=i7goIWJ81SE

 Музыкально – дидактические игры организуются во время занятий и в самостоятельной деятельности, как со всей группой (подгруппой) детей, так и индивидуально. Когда такие игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части), то они выступают как отдельный вид деятельности, и позволяют провести его наиболее содержательно. Так как для детей характерно подражание взрослым, необходимо стремиться, чтобы ребенок сам проявлял выдумку, фантазию, инициативу. Всё это позволяет детям в дальнейшем самостоятельно заниматься музыкальным творчеством.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель  знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель  является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.

В последнее время в педагогическом процессе часто используется термин «Образовательные ситуации». Образовательные ситуации – это временные и пространственные единицы образовательного процесса, которые возникают спонтанно или организуются педагогом. Они предполагают совместное решение задачи педагогом и детьми в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями ребёнка. Они могут быть организованы в режимные моменты, в совместной деятельности во второй половине дня и на музыкальных занятиях.

Используя определенные музыкально-дидактические пособия, игры, педагог может варьировать правила игры, придумывать различные игровые моменты, правила, которые могут при помощи одних и тех же предметов решать различные образовательные задачи. К примеру,  подбор  картинок с животными в группе детей младшего или среднего возраста может быть использован в играх «Кто как говорит?», «Кто как ходит?», «Как говорит мама и как ее ребенок?» и так далее. Только для начала нужно создать ситуацию, рассказав небольшую историю, стихотворение, загадку, обратить внимание на какие-либо обстоятельства, поэкспериментировать со звучащими предметами, тем самым создать условия для формирования звукового сенсорного опыта.

Необходимо  направлять игровую деятельность на воспитание интереса детей  к миру музыкальных и немузыкальных звуков; на обогащение их звукового сенсорного и музыкального опыта; на развитие музыкально-игровых импровизаций и исполнительских способностей.

Эффективность решения поставленных задач будет зависеть от тесного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя детского сада.

Важнейшей особенностью игровой деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослого, потому что предполагает особую непринуждённую обстановку. С целью развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе должны быть «музыкальные уголки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, соответствующие данному возрасту. Эти игры нужно периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Педагог выступает в роли организатора, иногда может быть и участником игры, но чаще всего является независимым наблюдателем.

Роль музыкально-дидактических игр на современном этапе значительно возросла, но необходимо учитывать, что появляются новые педагогические игровые технологии. Их нужно изучать и использовать в работе.

Список использованной литературы

  1. Справочник музыкального руководителя №6 июнь 2017
  2. Справочник музыкального руководителя №9 сентябрь 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС...

Статья "Потешка - простое средство для решения сложных педагогических задач".

Статья "Потешка - простое средство для решения сложных педагогических задач" поможет воспитателю найти подход к маленьким детям и их родителям в первый год пребывания детей в ДОО....

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Ю.М.Тереховой.Современные педагогические ...

Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС  ...

Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...

Методическая разработка воспитателя «Воспитание творческой личности - одно из приоритетных направлений современного образования»

Игра на детских инструментах- еще один вид детской исполнительской деятельности, который привлекает дошкольника....

Методическая разработка: «Роль современных информационных ресурсов и средств ИКТ в музыкально - ритмической деятельности детей»

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:- персональный компьютер  (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определ...