ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.
статья (подготовительная группа) на тему

Эккерт Юлия Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО -  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.

В статье представлен материал по предметно – пространственной развивающей среде,  в группе компенсирующей направленности обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка с ТНР. Его физического, социального и психологического благополучия с учетом потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_sreda.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО -  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.

В группе компенсирующей направленности создаются условия для развития ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Организация предметно – пространственной развивающей среды является одним из важных составляющих в воспитании и развитии детей данной группы.

Цель: Создание условий для организации предметно – пространственной развивающей среды,  обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка, его физического, социального и психологического благополучия с учетом потребностей и интересов.

Принципы предметно – пространственной развивающей среды: насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, полифункциональность.

Потребности ребёнка: движение, общение, познание. [2]

В нашей группе все центры образованны по типу городской среды (проспект «Математики», улица «Книжная», улица «Художников», улица «Поющей скрипки», площадь «Буквоград», парк «Безопасный переход», переулок «Лесной», улица «Здоровья», переулок «Играйка», улица «Юный исследователь». Наша деятельность направлена на всестороннее развитие детей, через организацию предметно –  пространственной развивающей среды, которая обеспечивает саморазвитие и развитие  личности каждого ребёнка. В центр образовательной системы мы ставим личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Исходя из этого, необходимыми для всестороннего развития детей считаем следующие факторы:

- предметно – пространственная развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание предметно – пространственной развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.

При организации работы в этом направлении мы свою деятельность строим так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным.

Предметно – пространственная развивающая среда группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, даёт возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.[3]

В группе создан благоприятный морально - психологический климат благодаря предметно-развивающей образовательной среде, которая позволяет каждому ребенку выбрать деятельность по интересам, способствует развитию физических, личностных, интеллектуальных качеств, следовательно, повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Все пособия и игры  в группе компенсирующей направленности   подобраны с учетом особенностей развития детей. [1]

1. В речевом центре  «Будем говорить правильно»  для реализации задач уделяем большое внимание созданию комфортных условий для развития речи ребёнка. В данном центре собран материал по  развитию звуковой культуры речи, фонематического восприятия, грамматического строй речи, формированию словаря, развитию связной речи.

Перечень оборудования, дидактического и учебного материала:

  •   Дидактический и предметный материал для формирования правильной воздушной струи;
  •   Стол «Весёлый язычок»
  •   Сюжетные и предметные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах;
  •   Мнемотаблицы для заучивания стихотворений и пересказа рассказов, сказок.

для звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложений.

  •   Игры направленные на формирование грамматического строя речи (лото, домино, кроссворды, шарады и др.) и пр…

2. В центре математики и логики (улица «Математики») имеется разнообразный материал на формирование мышления, внимания, памяти, воображения. [4]

Перечень пособий, дидактического и учебного материала:

  • Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счеты, палочки для счёта);
  • Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур;
  • Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры;
  • Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада и т.д.);
  • Модели на формирование ориентировки в пространстве и пр...

3. В центре  книги дети знакомятся с произведениями разных поэтов и писателей, согласно программы группы компенсирующей направленности. На улице «Книжная» дети с удовольствием изучают познавательные энциклопедии и самостоятельно могут пополнить интересующими их книгами.

        Перечень литературного материала:

  • Детские книги по программе и любимые книги детей, детские энциклопедии.
  • Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.
  • Портреты писателей и поэтов, иллюстрации к детским произведениям

4. В центре сенсорики, который расположен на проспекте «Математика», находится различный материал на формирование сенсомоторной сферы. В данном центре дети по желанию и самостоятельно могут найти для себя те игры и задания, которые им интересны. Центр постоянно пополняется новыми развивающими играми, пособиями.

Перечень дидактического и учебного материала:

  • Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам;
  • Массажные мячики разных цветов и размеров; игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;
  • Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них;  
  • Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания;
  • Пособия на установление отношений сходства и различия предметов по величине, форме, размеру, цвету и пр…

5. В центре правил дорожного движения, который находится в парке «Безопасный переход», созданы все условия для формирования навыков безопасного поведения на дорогах, обучение детей правилам дорожного движения, весь материал систематизирован и доступен для детей.

Перечень дидактического материала:

  • Тематические строительные наборы «Город», «Полет»;
  • Транспорт (мелкий, средний, крупный);
  • Наглядно – дидактический пособия «Мир в картинках»;
  • Набор перфокарт и пр…

6. В центре спорта и здоровья,  расположенном на улице «Здоровья», находится различный спортивный инвентарь. Необходимое оборудование соответствует возрастным нормам детей.

Перечень спортивного инвентаря:

  • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия;
  • Разнообразные атрибуты, стимулирующие двигательную активность (мячи, султанчики, ленты, палочки, флажки);
  • Различные массажные коврики для стоп и пр…

7. На улице «Исследователей» находится центр опытов и исследований. Данный центр предназначены,  для организованной и  самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Центр оснащён:

  • Материалы для пересыпания и переливания;
  • Наборы для экспериментирования с водой;
  • Наборы для экспериментирования с песком и пр…

8. На улице «Художников», улице «Поющей скрипки», сконцентрирован  центр искусства и театра. В этом центре дети с удовольствием принимают участие в инсценировках сказок, импровизации персонажей из любимых сказок, обыгрывать прочитанные произведения разных авторов (согласно программе). Игры способствуют развитию речи, мелкой и крупной моторики, тренируют память, воображение. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации. Центр искусства и театра оформлен в привлекательной и доступной форме для детей. [4]

Оснащение центра:

  •   Детские музыкальные инструменты;
  •   Музыкально-дидактические игры;
  •    Разнообразные виды театра (настольный, пальчиковый, теневой фланелеграф);
  •    Цветной мел, гуашь и акварельные краски, цветные карандаши, кисти, стеки, ножницы, палочки, поролон, трафареты по изучаемым темам;
  •   Книжки-раскраски и пр.

9. Центр сюжетно-ролевой игры находится в переулке «Играйка». В данном центре у детей развивается творчество, воображение, смекалка, коммуникабельность. Выстраивая различные модели ситуаций, дети изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, дружественных и уважительных отношений в группе. Для удобства в центре представлено большое количество разнообразных игр, которые используются детьми по желанию. [2]

         Перечень игрового материала:

  •    Систематизация игрушек по гендерному признаку;
  •    Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  •    Транспорт разного вида и назначения и пр…

10. В центре краеведения, расположенном в переулке «Лесной», дети  знакомятся  с республикой Хакасия и городом Абаканом, изготавливают совместно с воспитателями и родителями альбомы достопримечательностей нашего города и республики,  изучают кухню хакасов и народов, проживающих в республике.

Оснащение центра:

  •    Иллюстрации к сказкам  разных народов;
  •    Настольно-печатные игры;
  •    Фотографии исторических памятников;
  •    Изделия народных промыслов и пр…

Предметно – пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности меняется в зависимости от возможностей и потребностей детей.  На основе тесного сотрудничества педагогов и  родители (законные представители) в организации предметно – развивающей среды, создаются условия  для развития ребёнка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития и творческих способностей. [1]

Таким образом, мы считаем, что предметно – пространственная развивающая среда нашей группы включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Предметно – пространственная развивающая среда соответствует требованиям ФГОС ДОО

 Библиографический список

  1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
  3. Плаксина Л.И. Корекционно - развивающая среда в детских садах компенсирующего вида. - М
  4. https://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи создает возможность для успешного устранения р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...